Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:02, курсовая работа

Описание работы

Финансовое планирование – один из наиболее основных инструментов планирования в целом. Это связано с тем, что прогноз движения денежных потоков позволяет определить, каковы финансовые возможности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе, достаточно ли собственных средств для покрытия всех текущих и обязательных расходов. Финансовое планирование необходимо для защиты предприятия от влияния негативных внешних факторов, для обеспечения финансовой устойчивости, достижения высокого результата финансово-хозяйственной деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и роль финансового планирования на предприятии__________4
1.1. Общая концепция внутрифирменного планирования. Значение финансового планирования на предприятии___________________________4
1.2. Сущность, цели и этапы финансового планирования________________7
1.3. Виды финансовых планов и их взаимосвязи в системе внутрифирменного планирования____________________________________________________11
1.4. Методы финансового планирования и прогнозирования_____________16
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Финансовое планирование – один из наиболее основных инструментов планирования в целом. Это связано  с тем, что прогноз движения денежных потоков позволяет определить, каковы финансовые возможности предприятия  в краткосрочной и долгосрочной перспективе, достаточно ли собственных средств для покрытия всех текущих и обязательных расходов.

Финансовое планирование необходимо для защиты предприятия от влияния  негативных внешних факторов, для  обеспечения финансовой устойчивости, достижения высокого результата финансово-хозяйственной деятельности. В рыночной экономике, где развита конкуренция, где налоговое законодательство сурово в своих нормах, планирование позволяет защитить предприятие и обезопасить от неожиданного ухудшения финансового состояния и, возможно, даже банкротства.

Несмотря на свою важнейшую роль в современной экономике и  развитии предприятия, финансовое планирование для достижения наилучшего результата должно претерпеть изменения. Ведь если рассмотреть исторический фактор, нельзя не отметить, что ранее планы предприятий ориентировались больше не на собственные потребности и цели, а в основном на планы народного хозяйства страны, т. е. решения принимались не руководством того или иного предприятия, а руководством страны, которое и задавало ритм всему. От мощностей предприятия, грамотности руководства, квалификации кадрового состава зависит как вся деятельность компании, цели, которые ставятся в краткосрочной и в долгосрочной перспективах, так и непосредственно сам результат этой деятельности. Главная цель разработки финансового плана - дать предприятию полную картину: из каких источников и когда будут поступать деньги, на какие цели будут использованы и каким будет финансовое состояние к концу периода.

 

1. Сущность и роль  финансового планирования на предприятии

 

1.1 Общая концепция внутрифирменного  планирования. Значение финансового  планирования на предприятии

 

Анализ опыта экономических  реформ показывает, что эффективность  деятельности предприятий во многом зависит от состояния внутрифирменного планирования.

Методология и методика планирования, сложившиеся на предприятиях в условиях централизованного административно-хозяйственного механизма, не соответствовали новым  методам хозяйствования в системе  рыночных отношений. Влияние государства  на процесс планирования работы предприятия, централизованность и директивность, отрыв планирования от требований рынка - это самые общие характеристики "старой" системы планирования.

Соответственно, возникает необходимость  разработки новой системы планирования, отвечающей целям и задачам предприятия как субъекта рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность. Более того, в условиях динамичного развития экономики, стохастичности рынка и постоянно нарастающей конкурентной борьбы роль планов на предприятии еще более усилилась.

Как показывает практика индустриально  развитых стран, использование планирования создает для фирмы следующие  преимущества:

•  способствует более  эффективному использованию и распределению  ресурсов и повышению ответственности руководителей различного уровня за предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы;

•  улучшает координацию действий между структурными подразделениями  фирмы;

•  повышает возможности оперативного обеспечения руководства полезной для него информацией;

 

•  дает возможность подготовиться  к изменениям во внешней рыночной среде;

•  создает возможности  для оценки инвестиционной привлекательности  отдельных видов деятельности, которые  осуществляет или планирует осуществлять в будущем организация.

 

На основе системы  долгосрочных, годовых и оперативных  планов осуществляют организацию запланированных  работ, мотивацию персонала, контроль результатов и их оценку при помощи плановых показателей. Предприятие  не в состоянии полностью устранить  предпринимательский риск, но может снизить его негативные последствия путем прогнозирования и планирования. С позиций конкретно-управленческого аспекта можно сформулировать понятие "планирование деятельности предприятия" следующим образом. Планирование в системе управления предприятием означает деятельность, направленную на определение того, какой вид продукции, какого объема и качества, с затратами какого количества ресурсов, к какому моменту времени желательно получить для обеспечения конкурентоспособности предприятия.

В условиях рыночной экономики  эффективное управление предприятием предполагает, в первую очередь, оптимизацию  ресурсного потенциала предприятия; при  этом повышается значимость эффективного управления финансовыми ресурсами. От того, насколько эффективно они трансформируются в основные и оборотные средства, средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его собственников и работников.

Обязательным элементом  системы внутрифирменного планирования как на стратегическом, так и тактическом уровне становится финансовое планирование. В финансовых планах рассматривается обеспеченность финансовыми ресурсами тех целевых установок, которые определены в стратегическом, долгосрочном и других планах предприятия.

Сложности, возникающие при внедрении системы финансового планирования (бюджетирования) на предприятии, связаны с той системой целей, которые ставят перед собой руководители. Чаще всего главной целью бизнеса декларируется прибыль, достижение определенного уровня рентабельности. О построении целостной системы финансовых целей, о сбалансированности финансовых потоков, как правило, речь не идет.

Существующая система  внутрифирменного планирования не предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, не предусматривает анализ различных сценариев изменения финансового состояния фирмы. Подобные цели достижимы при внедрении системы внутрифирменного финансового планирования (бюджетирования), объектом управления в которой являются финансы.

Термины "финансовое планирование" и "бюджетирование" многими экономистами часто используются как синонимы. Вместе с тем, современные подходы к изложению сущности системы внутрифирменного бюджетирования основаны на новом, качественном, содержании этого инструмента управления финансово-экономической деятельностью предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность, цели  и этапы финансового планирования

 

Основу системы управления финансами предприятия составляет финансовое планирование. Рыночная экономика  существенно изменила место и роль финансов в хозяйственном механизме управления предприятием. Процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов стали исключительно прерогативой самих хозяйствующих субъектов. Эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отбора тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению развития фирмы финансовыми ресурсами и повышению эффективности её финансовой деятельности в будущем.

Главной задачей на предприятии  является переход к управлению финансами  на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям. На разработанной финансовой стратегии и финансовой политике базируется система конкретных видов финансовых планов, направленных на решение основной проблемы в управлении финансами - совмещение интересов развития предприятия и других субъектов рынка, взаимодействующих с ним, наличие достаточного уровня денежных средств для достижения стратегических целей деятельности и сохранение высокой платежеспособности. Выдвинутые задачи в системе управления предприятием решаются в процессе финансового планирования.

Внутренние финансовые отношения возникают при формировании начального капитала, распределении  расходов и доходов между структурными подразделениями фирмы, оплате труда персонала, выплате дивидендов, формировании целевых фондов предприятия. Внешние финансовые отношения предприятия возникают при взаимодействии с финансовой системой государства, партнерами по бизнесу, включая субъектов финансового рынка, международными организациями. Все эти отношения носят многосторонний характер, обусловленный пересечением интересов различных участников экономики.

Финансовые планы упорядочивают  внешние и внутренние финансовые отношения, обеспечивая совмещение и увязку интересов лиц, имеющих отношение к предприятию.

Финансовое планирование заключается в планировании финансовых потребностей фирмы и источников их обеспечения. Финансовые потребности  предприятия включают потребности, связанные с разновременностью  поступлений и расходов и капитальные (инвестиционные), в том числе на прирост оборотных активов, на обновление и прирост основного капитала. Источниками обеспечения потребностей служат собственные средства (взносы в уставный капитал, амортизационные отчисления, прибыль) и заемные (кредит, займы, кредиторская задолженность).

Соответственно, цель финансового  планирования состоит в том, чтобы  сбалансировать намечаемые расходы  предприятия с финансовыми возможностями.

Следует отметить, что  цель финансового планирования конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий (таких, как уровень инфляции, ставка рефинансирования Банка России, курс национальной валюты и др.). Предприятие, имеющее большую просроченную кредиторскую задолженность, финансовое положение которого близко к критическому, при разработке финансовых планов должно ориентироваться на обоснование антикризисных мероприятий, позволяющих избежать банкротства. Организация, получающая стабильные доходы, финансово устойчивая, должна в качестве цели финансового планирования ставить рост стоимости предприятия, выстраивать стратегию бизнеса на основе роста его капитализации.

Вместе с тем, система  целей финансового планирования любого предприятия должна быть ориентирована  на увязку доходов и расходов, обеспечение  платежеспособности в краткосрочном  периоде и поддержание финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе. Соответственно этому результатом финансового планирования является разработка трех финансовых документов: плана доходов и расходов (прибылей и убытков), плана движения денежных средств, планового баланса. При внедрении системы бюджетного планирования речь идет о разработке целостной системы бюджетов.

 

В процессе финансового  планирования решаются следующие задачи:

 

•  определение оптимальной  структуры источников финансирования деятельности предприятия;

•  обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

•  определение путей  эффективного вложения капитала, оценка степени его рационального использования, установление рациональных финансовых отношений с бюджетной системой, партнерами по бизнесу и другими контрагентами;

•  соблюдение интересов  акционеров и других инвесторов;

•  выявление и реализация резервов роста доходности предприятия  и направлений его эффективного развития;

•  обоснование целесообразности и экономической эффективности планируемых инвестиций;

•  контроль за финансовым состоянием фирмы.

 

Значение финансового  планирования для фирмы состоит  в том, что оно:

 

•  воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

•  предоставляет возможности  определения жизнеспособности финансовых проектов;

•  служит инструментом получения внешнего финансирования.

 

Исходя из целей и  задач, стоящих перед финансовым планированием на предприятии, можно  отметить, что это сложный процесс, включающий несколько последовательных этапов:

 

I этап. Анализ финансового  состояния предприятия в ретроспективе;

II этап. Разработка финансовой стратегии и финансовой политики. Составление долгосрочных планов;

III этап. Составление текущих  финансовых планов (бюджетов);

IV этап. Корректировка,  увязка и конкретизация финансовых  планов (бюджетов);

V этап. Разработка оперативных  финансовых планов (бюджетов);

VI этап. Оценка и анализ  достигнутых результатов деятельности, сопоставление с запланированными показателями.

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Виды финансовых планов  и их взаимосвязи в системе  внутрифирменного планирования.

 

Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования а, следовательно, и управленческого  процесса.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии