Деловой этикет в российской бизнес - среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть основные характерные черты бизнес - этикета в России. Рассмотреть историю развития делового этикета в российском менеджменте и его среде. Найти необходимый инструментарий для анализа и решения этических проблем деловой жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы понятия делового этикета в организационной структуре менеджмента 5
1.1 Анализ понятия деловой этикет менеджмента, его структура и эффективность 5
1.2 История и принципы делового этикета 9
Глава 2. Деловая этика и ее развитие в России 12
2.1 История развития делового этикета в России 12
2.2 Особенности деловой этики менеджмента в России... 14
2.3 Деловая культура современного российского общетва 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Лакшин А. М..doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Требования этикета, в том числе и делового, не носят абсолютного характера, они меняются с течением времени, под влиянием факторов, о которых упоминалось ранее.

Деловой этикет - важная составляющая деловых отношений, базирующаяся на многовековой мудрости, определяющей представления о духовных ценностях. Можно сказать, что деловой этикет - это внешнее выражение внутренней моральности и культуры человека.8

Ботавина Р. Н. выделяет и перечисляет все принципы делового этикета:

    1. Здравый смысл: нормы делового этикета не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл показывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели.

Нормы этикета, нарушающие деловые взаимоотношения, устоявшиеся правила общения, здравым смыслом поддерживаемы быть не могут.

    1. Свобода: правила и нормы делового этикета, существуют и исполняются, но они не должны препятствовать свободному волеизъявлению каждого делового партнера, свободе выбора партнеров по бизнесу, свободе подбора методов и способов исполнения договоров между сторонами.

Свобода предполагает отношение и проявление национальных особенностей, культурных национальных традиций, лояльность к свободно проявляемой точке зрения, к различным деловым позициям. Однако такой принцип делового этикета, как свобода, ограничен.

    1. Этичность: комплекс норм, стандартов, требований, рекомендаций, составляющий деловой этикет, самой своей сутью и содержанием просто обязан быть этичным, моральным. Деловой этикет ориентирован на добро. Все содержание данной области знаний, а также учебной дисциплины “Деловой этикет” имеет своей главной целью “окружить” бизнес множеством “этических фильтров”, оставляющих аморальное поведение и поступки людей за рамками сферы деловых отношений.
    2. Удобство: нормы делового этикета - не должны мешать деловым отношениям, тормозя развитие экономики.

Удобным для делового человека должно быть все - от деловой одежды до правил проведения презентации и требований, предъявляемых к деловым переговорам, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников деловых отношений.

    1. Целесообразность: каждое предписание делового этикета должно служить определенным целям. Виды деловых отношений - презентация, деловая беседа, ведение переговоров и т.п. - имеют разнообразные цели, и каждый аспект делового этикета должен им соответствовать.
    2. Экономичность: этика деловых отношений не должна обходиться слишком дорого; высокая “стоимость” моральности в делах сама по себе не этична, поскольку представляет собой вычет либо из прибыли организации, либо из доходов отдельного сотрудника.
    3. Универсализм: следует стараться, чтобы каждая рекомендация или норма делового этикета была направлена на многие стороны деловых взаимоотношений.
    4. Эффективность: стандарты деловых отношений должны способствовать сокращению сроков исполнения договоров, заключению большего числа договоров, уменьшению количества конфликтов в коллективе и т.д.9

Современный деловой человек следует этим неписаным нормам поведения. Можно рекомендовать ему не просто слепо и безоговорочно исполнять требования делового этикета, но постараться понять их внутренний смысл и содержание, которое и делает их необходимыми в деловом общении.

Данные принципы отражают внутреннюю культуру человека, его понимание моральных требований, а также - его интеллект. В конечном счете, использование деловой этики является экономически выгодным.

 

Глава 2. Деловая этика и ее развитие в России

 

2.1 История развитие делового этикета в России

 

В русский язык понятие «этикет» стало входить вначале XVIII веке. Хотя изложение правил поведения, принятых на Руси, можно найти в Домострое, литературном памятнике XVI века. «Домострой» представляет собой свод правил, которыми должен был руководствоваться горожанин в своем поведении и отношении к светской власти, церкви, семье, слугам. В нем нашли отражение сословно иерархическое деление русского общества того времени, подчинение младших старшим: почтительное отношение к родителю.

Русский народ на протяжении всей своей истории руководствовался своими, неписаными, но очень крепкими, устойчивыми правилами жизненного поведения, которые веками складывались в быту и находили свое выражение в сказках, песнях, пословицах и поговорках.10

К началу XVII в. патриархальные требования «Домостроя» сковывали развитие культуры, перестав соответствовать потребностям прогресса. Петр I после путешествий за границу, где ему особенно понравился блестящий французский двор, начал интенсивно проводить европеизацию русских патриархальных отношений: в специальных указах формулировались предписания внешних форм поведения, и нарушение их сурово каралось.

Общество петровского времени представляло странную противоположность: совершенную непринужденность между мужчинами и самый строгий этикет в обращении с женщинами. Простое обхождение Петра I служило примером для подданных. В собраниях только возраст давал право на отличие. Часто вельможа, занимавший важнейшее место в государстве, вставал перед человеком низшего звания, но покрытым сединами. В семьях старшие пользовались у младших уважением, следы которого сохранились и теперь.11

С течением времени старинные русские обычаи исчезали, уступая господствующему французскому влиянию, и уже в царствование императрицы Анны они стали почти незаметны.

В 1717 г. вышел составленный по приказу Петра I учебник «Показания к житейскому обхождению. В книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете.

Это была компиляция, составленная из многих западноевропейских сводов общегражданского этикета.12

В XIX веке в России большой популярностью пользовалась книга Д.И. Соколова «Светский человек, или Руководство к познанию светских приличий и правил общежития, принятых хорошим обществом».

Макаров Б. В. выделяет и перечисляет установленные правила делового общения:

  • не стыдясь быть учтивым и внимательным по отношению к другим, потакать их наклонностям и вкусам - это льстит тщеславию каждого человека и гарантирует доброе к вам отношение, отсутствие же подобных качеств всегда рождает мстительность и недоброжелательность;
  • сострадать ближнему и относиться к нему с добротой;
  • уважать заслуженных людей, сохраняя вежливость;
  • быть вежливым и деликатным с людьми более низкого общественного положения;
  • быть почтительным и внимательным с женщинами. Уметь прощать невольные прегрешения, совершенные по незнанию, и не презирать человека только за то, что тот знаком со всеми тонкостями этикета;
  • принимать тон того общества, в котором находишься, - быть веселым или серьезным в зависимости от настроений окружения;
  • не выставлять напоказ собственные успехи - истинные достоинства будут замечены и без вашего на них указания, кроме того, молчание о себе самом - верная гарантия избежать насмешек и осуждения;13

Особое значение в пособиях по этикету придавалось способности нравиться окружающим людям. Искусство нравиться предполагало взаимную услужливость, внимательность, готовность пожертвовать некоторыми удобствами ради окружающих, тактичность. Такт являлся одним из важнейших условий пребывания в свете. Тактичный человек мог стать всеми любимым и уважаемым, не обладая при этом большим умом, поскольку такт и рассудительность во многих случаях способны были заменить для света образование.

 

2.2 Особенности деловой этики менеджмента в России

 

Многие иностранные компании не могут свыкнуться с особенностями российского национального бизнеса. Главной причиной ухода с российского рынка является суровый инвестиционный климат. Порой иностранные фирмы подводит неспособность влиться в местные экономические условия и понять существующую бизнес-культуру. Иностранцы жалуются на коррумпированную бюрократию, необязательность российских партнеров.

Российская деловая культура не соответствует пока тем стандартам ведения дел, которые приняты в ведущих странах. Поэтому одни призывают учиться, осваивать зарубежный опыт, а другие указывают на специфику России, на ее особый цивилизационный склад и сложности национального русского характера.14

Семенов А. К. выделяет некоторые (в основном негативные) особенности этики менеджмента в России:

  1. Наличие командной системы во многих организациях. Руководители в них до сих пор подавляют инициативу подчиненных. Такая система мешает организациям приспособиться к новым экономическим условиям, и они вынуждены топтаться на месте или проходить процедуру банкротства. Менеджеры высшего звена избегают делегировать полномочия и ответственность второму эшелону менеджмента, пытаются все сделать сами, лично контролировать. Причины этого: недоверие к подчиненным, недостаточная квалификация последних, но главное - неумение эффективно мотивировать наемных менеджеров.
  2. Значительная зависимость условий и оплаты труда наемных работников от взаимоотношений с руководителями, а не от их квалификации и результатов работы. Имеет место бесправие наемных работников и произвол руководства, чиновников. Это связано с безработицей и низкой культурой менеджеров и наиболее сильно проявляется в малых городах.
  3. Неуважение к людям и игнорирование этики управления. Работники всех уровней во многих организациях бесправны и беззащитны перед произволом руководства. Каждый из них может быть уволен без объяснения причин и выплаты заработанных денег.
  4. Законы, предписания и правила не имеют обязательного характера. Правила и законы могут сознательно игнорироваться в зависимости от ситуации и применяющих их лиц. По каким принципам они делятся на те, которые соблюдаются и которые не соблюдаются, сказать невозможно.
  5. Большее внимание уделяется общим целям и относительно малое - тому, как можно сделать. А ведь этот вопрос является ключевым для развития бизнеса.
  6. Избежание риска, которое ведет за собой ограничение инициативы. Большинство менеджеров в ситуации риска предпочитают выбирать вариант меньшей прибыли при меньшем риске.
  7. Большинство россиян в ситуации сотрудничества видят в значительной мере конфликт интересов, нежели их совпадение. В отдельных случаях резкая смена настроений в отношении партнера: от проявления дружелюбия до крайне холодного официального отношения. Эмоциональная сторона является важной составной частью россиян.
  8. Продвижение и обучение сотрудников в плане повышения квалификации, приобретения новых навыков и знаний в России не особенно распространено.
  9. Обычно подбор новых сотрудников осуществляется не по деловым качествам. Рабочие места распределяются часто среди родственников и знакомых.
  10. Без начальника не принимается ни одно решения.
  11. Со стороны подчиненных решения администрации принимаются практически безоговорочно. Нередко указания начальника исполняются даже тогда, когда они считаются заведомо неправильными или исход их неизвестен.
  12. Руководство организаций делает упор на осуществление функций контроля.
  13. Специфическое отношение менеджеров к ошибкам. Когда что-то случается, то чаще всего интересуются, кто виноват. За этим, очевидно, скрывается потребность приписать кому - то вину, а затем привлечь за неудачу к ответственности. Причины, повлекшие ошибку, редко анализируются, никто, как правило, не интересуется чему можно научиться на той или иной ошибке, или же вопросом, - что необходимо предпринять, чтобы не повторить ошибку в будущем.15

Семенов А. К. выделяет некоторые особенности поведения деловых людей в других странах, которые необходимо знать и применять в нашей стране (табл. 1).

 

Таблица - 1 Особенности поведения людей в других странах

Параметры

Страны

США

Англия

Франция

Решение

Самостоятельны, принимают индивидуально, быстро, на месте

Не принимают в первый день переговоров

Менее самостоятельны, принимают после переговоров

Прямолинейность

Прямолинейны

Нет; редко открыто не соглашаются, имеют запасной вариант

Не имеют запасного варианта

Компромисс

Допускают, но любят торговаться

Готовы пойти, стараются избегать острых углов

Нет, конфронтационный тип взаимодействия

Атмосфера на переговорах

Не слишком официальная, позволяют себе снять пиджаки

Средняя - в зависимости от классовой принадлежности, формальная - при первой встрече

Официальная, строгая иерархия при рассадке за столом переговоров

Представления, обращения

По имени, знакомство желательно через посредника

По фамилии + титулы, по имени только с разрешения на 3-4-й раз. Важно, чье имя названо первым. Рукопожатие только при первой встрече

Через 3-е лицо, по фамилии, формальные представления

Темы разговоров

Личная жизнь, семья, хобби. Нельзя говорить о политике и религии

Дети, отпуск, садоводство. Нельзя: о жизии королевской семьи, религии, частной жизни, деньгах, о делах - после работы

Культура, искусство, на приеме о делах - только за кофе. Любят критиковать англичан

Время

Ценят и свое и чужое, пунктуальны

Пунктуальны

Стараются быть точными, не всегда пунктуальны

Предпочитают выгоду или сохранение лица

Финансовая выгода за счет упорного труда и власти

Предпочитают “сохранение лица”

Стремятся к долгосрочным соглашениям

Отношение к другим нациям

Эгоцентризм, не интересуются другими культурами

Не собираются изучать другие языки

Нейтральное или снисходительное, язык общения - французский, не изучают другие страны

Одежда

Нестрогая

Строгая. По галстуку определяют социальное положение и благосостояние

Строгий стиль

 

Информация о работе Деловой этикет в российской бизнес - среде