Деловой этикет в российской бизнес - среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть основные характерные черты бизнес - этикета в России. Рассмотреть историю развития делового этикета в российском менеджменте и его среде. Найти необходимый инструментарий для анализа и решения этических проблем деловой жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы понятия делового этикета в организационной структуре менеджмента 5
1.1 Анализ понятия деловой этикет менеджмента, его структура и эффективность 5
1.2 История и принципы делового этикета 9
Глава 2. Деловая этика и ее развитие в России 12
2.1 История развития делового этикета в России 12
2.2 Особенности деловой этики менеджмента в России... 14
2.3 Деловая культура современного российского общетва 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Лакшин А. М..doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Источник: Семенов А. К., Маслова Е. Л. Этика менеджмента. – М.,2007. – С.259 – 260.

 

Перечислив особенности российского делового поведения, хотелось бы особенно подчеркнуть, что Россия, отказавшись от командно-административной системы в экономике, стоит ныне перед задачей формирования иной деловой культуры, такой, которая бы позволила эффективно включиться в мировой рынок.

 

2.3 Деловая культура современного  российского общества

 

Деловая культура - понятие, введенное в конце XIX века в работах Э. Мэйо, А. Файоля, имеет социально-ориентационный смысл. Функционирование деловой культуры предполагает, что в обществе существуют группы с определенными профессиональными навыками ведения и участия в рыночной экономике и осуществления поставленных групповых и личных целей.16

Она не сводится к этике деловой ответственности. Ее содержание гораздо шире, так как участники рыночной экономики, полагаясь на механизмы саморегулирования, вырабатывают определенные правила взаимоотношений и поддерживают консенсус относительно приемлемых и эффективных форм участия в реализации экономических целей.

В российском рынке проблема деловой культуры актуализируется в том обстоятельстве, что до перехода к постсоветскому состоянию не существовали группы, которые могли позиционировать себя в качестве носителей деловой культуры. Более того, последующее развитие рыночной экономики в России во многом наталкивается на воспроизводство элементов простого, а не делового поведения, которое связано с максимизацией прибыли как способа, выходящего за рамки деловых норм.

Условием существования деловой культуры является деловая среда. Легко проследить связь между институционализацией деловой среды и рыночно-ориентированной экономики с одной стороны, и деловой культурой с другой.

Деловая культура исходит из предпосылки, что человек в состоянии скоординировать свои действия на основе рационального поведения, ясного понимания целей, оценки вероятных и альтернативных последствий в рамках следования своим потребностям и желаниям.

Всеобщие нормативные установки деловой культуры реализуются не посредством интеграции всех ее элементов во имя осуществления некой цели, а посредством согласования индивидуальных целей на основе правил свободы17.

Не касаясь проблемы распределения, деловая культура нацелена на возможности самореализации индивидов в рамках определенных нормативных пределов. Отличие деловой культуры от бюрократической состоит в том, что если бюрократия, по мнению Вебера, «создана ради управления и перераспределения», деловая культура направлена на использование индивидуальной значимости и не устанавливает отношения подчинения господства.

Государство и общество не могут толковать деловую культуру как обладающую абсолютным суверенитетом. Однако это не означает, что в деловую культуру могут быть привнесены элементы принуждения или установления однозначных рамок рыночного консенсуса. Скорее, деловая культура нацеливает на принцип соразмерности, меритократии, получения вознаграждения соответственно конкретному вкладу индивида.

В этом смысле, деловая культура сводит действия индивида к определенным правилам: самостоятельности, открытости, добровольности и ответственности, которые осуществляются исходя из соразмерности и правомерности. Принципиальное сходство деловой культуры с другими культурными формами состоит в том, что происходит раскрепощение социальных потенций индивидов.

Как указывает П. Козловски, "невидимая рука" рынка добровольной консенсусности не снимает проблемы справедливого распределения, как компромисса интересов. И в этом смысле, необходимо выявление, признание взаимовлияния между деловой культурой и социальными нормами. Ведь эгоистические устремления не способствуют осуществлению социального равновесия.18

Реальный облик деловой культуры зависит от состояния рыночных ценностей в обществе, вернее, от системы норм и принципов, которые реализуют субъекты деловой активности в процессе взаимодействия в процессе обмена услугами и товарами. Несмотря на то, что деловая культура, несомненно, восходит к общечеловеческим ценностям, на что еще указывали А. Смит и Д. Риккардо в своих заметках о моральной философии, ее принципы не могут быть независимыми от конкретного социально-культурного контекста.

Деловое пространство формируется как особый вид социальной деятельности, связанный с реализацией именно деловых целей. Следовательно, в деловой культуре выступает организационное ядро, ценности и нормы, которые, хотя и могут считаться одинаковыми в деловом мире, но в конкретном деловом сообществе имеют собственный социальный контекст.

Можно считать преувеличенными ожидания сближения российской деловой культуры со стандартами западной деловой этики. Более исчисляемой представляется гибридное состояние, включающее нормы, унаследованные от советского директорского корпуса и нарождающихся организационных, уже функционирующих, форм негосударственной собственности.

Когда мы говорим о российской деловой культуре, речь должна идти не о поиске некого евразийского отличия, а о специфике, связанной с функционированием рыночных институтов в российском обществе, с социетальными качествами носителей деловой активности в обществе.

Проблема российской деловой культуры состоит в том, что существует определенный зазор между равнением на так называемые глобальные образцы и реальным состоянием, деловых субкультур, действующих и не вписывающихся в унифицирующие показатели. Безусловно, на уровне крупных российских корпораций выработаны и действуют нормы и стандарты западной организационной культуры. Но если брать средний и малый бизнес, очевидным представляется мутированность культурных форм, сочетание традиционных и имплементированных влияний.

Возникает вопрос "откуда формируется деловая культура?". Развивая эту мысль, можно показать, что чем дальше от крупных корпораций, тем меньше совпадений. Поэтому, неслучайно, к показателям деловой культуры можно отнести не только традиционный репутационный капитал, социальный бренд, но и ее узнаваемость, адаптированность к окружающей деловой среде.19

В российской деловой культуре в меньшей степени заметна разница между частным и государственным секторами.

В строгом смысле, в наибольшей степени глобальное позиционирование проявляют корпорации, ориентированные на экспорт, на наращивание деловой репутации вне России. Но, так как их энергия направлена на достижение демонстративного эффекта, трудно выявить ощутимое влияние на перестройку деловой культуры внутри российского общества. И не секретом является то, что западные корпорации, приходящие в Россию, со временем "адаптируются" к российской действительности, применяя в ограниченном объеме, а то и изменяя до неузнаваемости, принципы деловой деятельности.

Внедрение технологий вовсе не означает привнесение культуры западных деловых контактов. Случаи же, когда отдельные кампании отказываются работать на российском рынке в силу не приемлемости деловой атмосферы, в большей степени связаны не столько со страхом потерять имиджа или репутации, сколько с провалом часто амбициозных и не вполне обоснованных планов снять высокую прибыль.

В российской деловой культуре во внутреннем исполнении проецируется реальное состояние российских рыночных институтов, которые при всем буквальном несоответствии и несовпадении с западными рыночными стандартами обнаруживают и содержат определенный потенциал самоорганизации и автономности по отношению к государству. В обществе закрепилось понимание, легитимировано понятие делового сообщества. И при всех противоречивостях социальных оценок с деловым авангардом связывается развитие российской экономики.

Если взять конкретное состояние российской деловой культуры, то она находится в состоянии деловой эволюции, постепенного перехода от вертикально интегрированного типа культуры к культуре горизонтальных отношений и связей. Хотя на российском рынке в силу кратковременности экономических проектов не столь ценится долгосрочная деловая ситуация, контрактные практики выявляют тенденцию закрепления взаимных обязательств.

 

В российской деловой культуре не сложилась связка между целями наращивания человеческого ресурса и максимизации прибыли. Напротив, до сих пор роль человеческого фактора недооценивается, а на первое место выдвигаются признаки лояльности, дисциплинированности руководителей. Деловая автономия понимается как уход от ответственности перед обществом и государством.

К сожалению, происходит перекос в системе обязательств работников организации. Права и обязанности распределяются соответственно организационным и финансовым ресурсам. В этих условиях деловая культура, несмотря на определенные подвижки в сторону деловой инициативы и развитие чувства автономии и ответственности за собственное дело, не дает совокупного позитивного эффекта, связанного со стратегией перестройки, переструктурирования делового сообщества в соответствии со стратегическими целями.20

Можно сделать вывод о том, что российская деловая культура находится в состоянии перехода. Ясно, что прежние стагнационные формы спонтанного самоопределения и монополизма власти, сложившиеся в 90-е гг., не продуктивны. В то же время, российское деловое сообщество не консолидировано вокруг базисных стратегических ценностей и деловая культура не закрепилась в качестве алгоритма рыночной активности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев понятие делового этикета, его структуру и особенности, выявив историю и принципы делового этикета, исследовав, как развивался деловой этикет в России и, сделав анализ этических норм деловых связей и деловых отношений в России, можно сделать следующий вывод: поведение людей в организации является жизненно необходимым. Организационное поведение в обучении бизнесу является полноценным предметом университетского образования. Чем более специализировано обучение менеджмента, тем важнее становится знание организационного поведения. Это, возможно единственная область, которая может привести коллективную мудрость в процесс принятия решений менеджерами.

В результате исследования было определено, что деловой этикет в менеджменте неотъемлемая часть успешной деятельности организации. Он обеспечивает организационную эффективность и связывает осуществление комплекса мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного протекания организационных процессов и выполнения работы.

Деловой этикет в менеджменте, в конечном счете, зависит от понимания человеческой природы. Хороший менеджмент зависит от усвоения некоторых основных ценностей. Он невозможен без честности, справедливости и учета интересов других людей. Деловой этикет менеджера – это понимание человеческих слабостей, свойственных всем нам, - ревности, зависти, предубеждений и прочих недостатков, которые являются самой большой проблемой менеджеров. Благодаря менеджменту усилия членов организации координируются и направляются на достижение организационных целей. Деловой этикет в менеджменте неотъемлемая часть успешной деятельности организации. Он является краеугольным камнем организационной эффективности и связан с осуществлением комплекса мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного протекания организационных процессов и выполнения работы.

Современный деловой человек следует принципам нормам поведения. Можно рекомендовать ему не просто слепо и безоговорочно исполнять требования делового этикета, но постараться понять их внутренний смысл и содержание, которое и делает их необходимыми в деловом общении. Принципы делового общения отражают внутреннюю культуру человека, его понимание моральных требований, а также - его интеллект. В конечном счете, использование деловой этики является экономически выгодным.

Деловой этикет менеджмента в России складывался в разных периодах, под воздействием разных факторов, но в периоды социально-политической устойчивости деловая культура в стране достигала высокого уровня.

Особое значение в пособиях по этикету в России придавалось способности нравиться окружающим людям. Искусство нравиться предполагало взаимную услужливость, внимательность, готовность пожертвовать некоторыми удобствами ради окружающих, тактичность. Такт являлся одним из важнейших условий пребывания в свете. Тактичный человек мог стать всеми любимым и уважаемым, не обладая при этом большим умом, поскольку такт и рассудительность во многих случаях способны были заменить для света образование.

Особенности российского делового поведения следует не просто знать, ни и понимать. Следует особенно подчеркнуть, что Россия, отказавшись от командно-административной системы в экономике, стоит ныне перед задачей формирования иной деловой культуры, такой, которая бы позволила эффективно включиться в мировой рынок.

Образуется вывод о том, что российская деловая культура находится в состоянии перехода. Ясно, что прежние стагнационные формы спонтанного самоопределения и монополизма власти, сложившиеся в 90-е гг., не продуктивны. В то же время, российское деловое сообщество не консолидировано вокруг базисных стратегических ценностей и деловая культура не закрепилась в качестве алгоритма рыночной активности.

Таким образом, завершено рассмотрение делового этикета в российской бизнес – среде.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений / Р. Н. Ботавина. - М.: Издательство «Финансы и статистика», 2004. – 204 с.
  2. Иванов А. Честь превыше прибыли. Российская деловая культура / А.Иванов // Социальное партнерство. – 2005. - №2. – С.25.
  3. Козловски П. Общество и государство / П. Козловски. - М.: Издательство «Республика», 1998. – 368 с.
  4. Макаров. Б. В. Деловой этикет / Б. В. Макаров. – М.: издательство «Феникс», 2010. - 317 с.
  5. Маленков Ю. А. Современный менеджмент / Ю. А. Маленков. – М.: Издательство СПБГУ,2010 - .86 с.
  6. Маслова Е. Л. Этика менеджмента / Е. Л. Маслова, А. К. Семенов. – М.: Издательство «Дашков и К», 2007. – 271 с.
  7. Мирошниченко А.А. Этика деловых отношений. Учебный курс / А.А.Мирошниченко. - М: МИЭМП, 2007. – 384 с.
  8. Прокопенко Т. А. Деловая культура в контексте социальных - трансформаций российского общества / Т. А. Прокопенко // Общество: вчера, сегодня, завтра. – 2012. - №2. – 240 с.
  9. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / С.А.Айвазян, О.Я.Балкинд, Т.Д.Баснина и др.; Под общей ред. Г.Б.Клейнера. – М.: КОНСЭКО, 1998. – 335 с.
  10. Шпотов Б.М. Деловая этика и менеджмент: проблемы взаимодействия / Б.М.Шпотов // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 6. - с. 29-34.
  11. Ягер Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. - М. - 2010. – 237 с.
  12. Organizational Behavior, Financial Times Mastering Management, FT Pitman.-М., 1997. – 20 p.
  13. Sieff, M. Management the Marks and Spencer Way /M/ Sieff, Fontana Colins, 1991. – P 23-25.

Информация о работе Деловой этикет в российской бизнес - среде