Анализ и оценка рисков. Место и роль управления рисками и их снижение в продюсерской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать риски и методы их снижения в продюсерской деятельности.
В соответствии с целью были сформулированы задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основы рисков ;
- определить основные методы снижения рисков в деятельности продюсера.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы рисков……………………………………5
Сущность риска…………………………………………………...5
Классификация рисков…………………………………………...6
Глава 2. Анализ и оценка рисков. Место и роль управления рисками и их снижение в продюсерской деятельности………………………………….9
2.1 Значение, место и роль управления рисками в продюсерской деятельности…………………………………………………………………….9
2.2 Экономические основы риск - менеджмента в продюсерской деятельности……………………………………………………………………14
2.3 Методы снижения рисков………………………………………21
Заключение………………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовик риски.docx

— 55.93 Кб (Скачать файл)

Одним словом, в нашем несовершенном  мире практически возможным является только управление «чистыми» рисками и классифицированный продюсер должен четко себе представлять границы применимости реального риск - менеджмента.

Продюсер должен иметь ввиду, что какие-либо события, являющиеся следствием воздействия «чистых» рисков, обязательно происходит при функционировании предпринимательской структуры даже в течение достаточно короткого времени. Это – одна из объективных закономерностей осуществления предпринимательской деятельности. Игнорирование ее последствий в современных условиях является верным признаком непрофессионализма. Особенно важен учет этой закономерности в деятельности структур, функционирующих в сфере шоу-бизнеса (например, фильмопроизводящих и фильмореализующих предприятиях), т.к. эта сфера характеризуется особенной подверженностью воздействию «чистых рисков».

Развернутое представление о степени  воздействия обстоятельств случайного и непредсказуемого характера на бизнес может быть получено в результате даже краткого анализа экономического содержания и подверженности рискам. Речь при этом идет об оценке издержек, которые может понести продюсер вследствие влияния «чистых» рисков.

Прежде всего продюсер должен иметь ввиду те возможные издержки, которые могут непосредственно возникнуть в результате неожиданных убытков как таковых, т.е. – в результате отрицательного воздействия огня, воды, стихийных бедствий и т.п. размер возможного прямого ущерба в этих случаях представить достаточно легко – он может доходить и до 100% стоимости продюсерского проекта.

В тоже время, нельзя забывать и о  косвенных издержках, которые могут  стать следствие воздействия  «чистых» рисков и по своим масштабам  нередко могут превосходить прямые убытки. В этом случае теория УР говорит о так называемых убытках от перерыва в деятельности. Продюсер должен помнить, что объект, пострадавший в результате воздействия рисков (например, декорация, поврежденная пожаром), не способен в следствие этого нормально функционировать. Соответственно, у продюсера возникают серьезные проблемы в исполнении обязательств перед собственным персоналом, арендодателями, потребителями, кредитными организациями, деловыми партнерами и .т.д.все это в совокупности формирует убытки от перерыва в деятельности, способные значительным грузом дополнительных финансовых издержек оказывать негативное влияние на продюсерский проект и его эффективную реализацию.

Неразвитость в рамках продюсерских компаний программ противостояния отрицательному воздействию событий случайного и непредсказуемого характера является серьезным сдерживающим фактором, объективно вызывающим настороженность и колебания потенциальных инвесторов. Очевидно, что отсутствие благоприятных условий для привлечения финансовых ресурсов серьезно ограничивает возможности продюсера, прежде всего, по привлечению основных факторов производства, без чего часто невозможно в принципе говорить не только о реализации, но даже о начале продюсерского проекта. Особенно актуален этот вопрос в настоящее время, когда на стопроцентное государственное финансирование продюсерских проектов рассчитывать не приходится, а наиболее реальным представляется вариант финансового обеспечения проекта, основанный на сочетании государственных вложений и привлечения ресурсов из негосударственных источников. Таким образом, в современных условиях, вопрос об устранении зависимости реализации продюсерских проектов от «чистых» рисков особенно тесно увязывается с решением ключевой задачи каждого предпринимателя – привлечением инвестиций.

Система управления рисками как  раз и призвана решать обозначенные выше проблемы и с этой точки зрения должна рассматриваться как важный резерв продюсера, профессиональное использование которого способно существенно повысить эффективность его предпринимательской деятельности, особенно если эта эффективность рассматривается с позицией долговременной перспективы.

В конечном счете, можно утверждать, что развитие системы УР как ценного  экономического актива предпринимательской  деятельности, является делом выгодным как для продюсера, так и для нанимаемого им персонала. Исходя из вышесказанного можно вполне точно определить место УР в структуре управления продюсерской деятельностью: система УР представляет собой важную составную часть общего механизма управления, обеспечивающего эффективную реализацию продюсерских проектов.

Роль системы УР состоит в  том, чтобы через защиту проектов от отрицательного воздействия событий случайного и непредсказуемого характера создать условия для непрерывной и безубыточной их реализации.

В свою очередь, наличие определенных гарантий непрерывности и безубыточности реализации продюсерских проектов является базой для привлечения капитала и достижения эффективности продюсерской деятельности в целом.

 

 

 

    1. Экономические основы риск - менеджмента в продюсерской деятельности.

Создание в рамках каждого продюсерского  проекта условий, благоприятных для привлечения всех видов ресурсов, непосредственно связано с разработкой и реализацией конкретной программы УР, которая должна отвечать особенностям продюсерской деятельности в целом и специфике каждого отдельно взятого проекта. Эффективное применение инструментов риск - менеджмента может быть обеспечено только на основе глубокого понимания продюсером объективных предпосылок формирования «рискового портрета» конкретного продюсерского проекта и объективных условий, влияющих на разработку и реализацию программ риск - менеджмента.

Для того, чтобы реально управлять рисками, мало просто осознавать, что проект подвержен воздействию «чистых» рисков, необходимо знать, какие риски имеют особое значение в продюсерской деятельности, какова  степень их вероятного воздействия на проект, какими возможностями обладает продюсер для организации защиты от их отрицательного влияния.

Знание экономических основ  управления рисками  позволяет продюсеру выработать правильные подходы к организации и осуществлению программ риск – менеджмента и страхования.

Продюсерская деятельность, как  и любая другая разновидность  предпринимательской деятельности, осуществляется посредствам вступления продюсера в экономические отношения с поставщиками тех или иных ресурсов, товаров и услуг, необходимых для реализации проекта. В эти отношения и продюсер ,и его контрагенты вступают в соответствии со своими интересами. Эти интересы являются движущей силой, практической основой экономических отношений. Понимание интересов участников экономических отношений – главная предпосылка эффективного управления предпринимательской, в том числе и продюсерской, деятельностью во всех ее аспектах.

В свою очередь, интересы появляются не спонтанно, их возникновение и существование не носит случайного характера – они формируются в результате взаимовлияния объективных свойств, присущих участникам отношений. Таким образом, когда продюсер вступает в отношения по управлению рисками, он, с той или иной степенью осознанности, руководствуется своими интересами, являющимися результатом проявления объективно присущих ему, как продюсеру, свойств.

Поэтому для того, чтобы выработать правильную политику по управлению рисками продюсерской деятельности в процессе осуществления конкретного проекта, необходимо знать и уметь анализировать свойства продюсера как участника отношений по управлению рисками и страхованию. Такие знания и умения есть ни что иное, как знания экономических основ управления рисками продюсерской деятельности и умение применять эти знания на практике.

С помощью анализа можно выделить три основных свойства, объективно присущих любому предпринимателю как участнику отношений по управлению рисками:

- присущая конкретной разновидности  предпринимательской деятельности подверженность рискам, на основе которой формируется «рисковый портрет» предпринимателя;

- уровень платежеспособности предпринимателя;

- уровень развития риск – менеджмента в конкретной предпринимательской структуре.

Разрабатывая и реализуя программу  мер по управлению рисками, продюсер должен учитывать состояние и  действие всех этих свойств, влияющих на формирование его заинтересованности в эффективном риск – менеджменте  своих проектов.

«Рисковый портрет» продюсерской деятельности всегда складывается как бы из двух основных частей. Прежде всего, необходимо учитывать, что на продюсерскую деятельность постоянно оказывают влияние «чистые» риски, которые воздействуют на любого предпринимателя, в не зависимости от сферы бизнеса, в которой он действует. Это – риски, которые можно отнести к разряду «общих». Риски, общие для всех предпринимателей, например, стихийные бедствия, могут нанести ущерб любому предпринимателю, сорвать любой проект – будь этот проект по развитию курортно – гостиничного бизнеса, бизнеса в области управления судоходными компаниями или продюсерский проект в области кино. Таким образом, такие риски, как пожары, стихийные бедствия, повреждения водой и т.п. составляют неотъемлемую часть «рискового портрета» продюсера, так же как и любого другого предпринимателя, неимеющего бизнес – интересов в сфере шоу – бизнеса.

В тоже время, деятельность продюсера  имеет определенные особенности по сравнению с другими разновидностями предпринимательской деятельности. Эти особенности генерируют риски, которыми в большей степени подвержен именно продюсер. Эти риски, которые можно отнести к разряду «особых», также составляют неотъемлемую часть «рискового портрета» его деятельности.

В деятельности продюсера, театрального антрепренера, предпринимателя, действующего в области спорт – бизнеса, исключительного важное значение играет зависимость ее результатов от участия тех или иных личностей: артистов, исполняющих главные роли в фильме или спектакле, спортивных «звезд» и т.п. поэтому риски, которым подвергаются эти ключевые фигуры ив своей, казалось бы, частной жизни, и во время занятости на проектах, становятся рисками, которым подвергается и сам продюсер.

В 1981 году голливудская звезда Натали Вуд утонула во время, когда она  снималась в фильме «Brainstorm». Это привело к необходимости израсходовать дополнительно порядка 6,25 млн. долларов США для завершения фильма с использованием двойников и спецэффектов. Трагическая гибель Брендона Ли в 1993 году во время съемок фильма «The Crow» привела к тому, что для завершения работ над фильмом потребовалось дополнительно потратить 8 млн. долларов США. Смерть выдающегося русского драматурга , режиссера и актера В.М. Шукшина во время съемок фильма С.Ф. Бондарчука  «Они сражались за Родину» привела к серьезным потерям художественного и соответственно, коммерческого потенциала кинопроизведения. Подобных примеров история мирового и отечественного кинобизнеса знает немало.

Помимо зависимости продюсерских проектов от состояния здоровья и  жизни их основных участников особая подверженность рискам возникает у  продюсера вследствие влияния рисковых факторов на носитель фильма, например, на негативную пленку. Экспонированный  негатив воплощает в себе все  материальные и рудовые затраты, произведенные под руководством продюсера в процессе производства фильма, его отдельных фрагментов. Нередко гибель или повреждение носителя в результате воздействия «чистых» рисков приводят не просто к необходимости приобретения, например, какого – либо количества новой негативной пленки - результатом воздействия рисков на негатив может стать даже полная пересъемка уже отснятого, зачастую буквально «выстраданного» съемочной группой материала. Не всегда коллектив съемочной группы оказывается творческим, организационно, финансов и просто физически готовым к этому.

Таким образом, особенности производственной деятельности в сфере шоу-бизнеса, в частности, в сфере фильмопроизводства, таковы, что каждая из ее основных частей: и цель, и живой труд, и предмет труда, и средства труда, и результат имеют особую подверженность рискам, отличающую «рисковый портрет» этой деятельности от любой другой.

На практике на продюсерскую деятельность влияет также специфика проявления этих рисков в рамках конкретного  проекта. Каждый фильм индивидуален, в каждом фильме присутствует уникальное сочетание тех или иных рисковых факторов. Например, в одном проекте предполагается значительное количество батальных сцен, использование больших масс людей, техники, спецэффектов и т.п., в другом – все действия ограниченны несколькими интерьерами с привлечением ограниченного количества актеров. В каждом из этих случаев «рисковый портрет» будет разным, хотя влиять на продюсерскую деятельность будут похожие риски.

Комплексное воздействие рисков разного  рода на продюсерский проект, их специфическое сочетание в рамках каждого конкретного проекта требуют от продюсера глубокого профессионального проникновения в суть воздействия рисков на его деятельность. Это предъявляет и особые требования продюсера к риск – менеджменту. Очевидно, что научно обоснованная политика по управлению рисками продюсерской деятельности должна тоже быть комплексной, отвечающей задачам защиты продюсера от негативного воздействия всей совокупности влияющих на нее рисков.

Практические возможности продюсера  по организации защиты от воздействия  рисков, образующих «рисковый портрет» реализуемых им проектов, в существенной степени определяется состоянием, в  котором пребывает еще одно его  существенное свойство, - платежеспособность. ограничения, которые она накладывает на разработку и реализацию продюсерами программ управления рисками их деятельности, вполне очевидны: как правило, современные отечественные продюсеры не обладают высокой платежеспособностью. Ограниченная платежеспособность вызывает необходимость обеспечения оптимального сочетания цены и качества программ риск – менеджмента. Это, в свою очередь, предъявляет особые требования к профессиональному уровню организации работы по управлению рисками в рамках продюсерской компании: ведь при ограниченных ресурсах необходимо добиться максимальной эффективности.

В связи с этим, третье отмеченное выше свойство продюсера как участника отношений управления рисками и страхования – уровень организации работы по управлению рисками в продюсерской компании - приобретает в конкретных условиях современного отечественного кинематографа особенно важное значение. С одной стороны, высокая подверженность разнообразным рискам, определяемая особенностями «рискового портрета» продюсерской деятельности, с другой стороны, - ограниченная платежеспособность «среднестатистического» отечественного продюсера объективно формируют повышенные требования к профессионализму продюсера и его сотрудников в области риск – менеджмента. [5,c.29]

Профессиональная подготовленность в области разработки программы управления рисками, отвечающей не только потребностям конкретного проекта, но и возможностям продюсера по ее исполнению, способность осуществлять квалифицированный подбор надежных страховых и финансовых компаний, необходимых для реализации программы, умение эффективно управлять текущим исполнением программы – вот те основные профессиональные навыки, которые требуются сегодня от продюсера при организации работы по управлению рисками. Можно констатировать, что в настоящее время уровень организации этой работы в отечественных продюсерских компаниях остается, за редким исключением, крайне низким. Налицо острое несоответствие этого уровня масштабам и сложности стоящие перед продюсерами задач. Это – проблема, препятствующая становлению продюсерского кинематографа в нашей стране. Для ее решения должны быть приняты необходимые меры и, в частности, - организована соответствующая подготовка и повышение квалификации кадров.

Информация о работе Анализ и оценка рисков. Место и роль управления рисками и их снижение в продюсерской деятельности