Основные принципы закона РФ «Об образовании»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 17:36, реферат

Описание работы

Известная традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой моно - культуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.

Содержание работы

Введение
1. Образовательные программы.
2. Государственные образовательные стандарты.
3. Традиционная система образования в Российской Федерации.
4. Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования определены ст. 2 Закона РФ «Об образовании».
5. Законодательство Российской Федерации в области образования.
6. Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются.
7. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования.
8. Основные положения “Закона об образовании”.
Список литературы

Файлы: 1 файл

педагогика 24.10.12.docx

— 40.97 Кб (Скачать файл)

В основу стандарта положены новые принципы его построения, предлагаемые разработчиками в Концепции государственных  стандартов общего образования и  презентационных материалах, раскрывающих и иллюстрирующих ее основные положения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается  разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к  образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных  программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся  гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных  цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники  и культуры, а также общественными  отношениями.

Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные  сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре.

В широком смысле слова, образование - процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личност. В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому».

В обыденном понимании  образование кроме всего прочего  подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно  может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право  или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах  и других ВУЗах. Существует также  преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования  в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через  Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.

Право на образование в  настоящее время подтверждено национальными  и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о  защите прав человека и основных свобод и Международный пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.

Начальное образование покрывает первые несколько лет обучения. В разных странах оно начинается в возрасте от пяти до семи лет и занимает до семи лет. В настоящее время не менее 70 % детей в мире получают начальное образование. Усилиями ЮНЕСКО предполагается ввести всеобщее начальное образование в большинстве стран мира к 2015 году. Возраст окончания начального образования в разных странах различен, но в среднем это 11-12 лет. В некоторых странах учреждения начального и среднего образования разделены.

В развитых странах среднее  образование, как и начальное, начиная  с ХХ века, является обязательным и  всеобщим. Возраст окончания среднего образования обычно приближен к  наступлению совершеннолетия, после  чего образование либо завершается, либо продолжается в высшей школе, учреждениях  профессионального образования  и других образовательных учреждениях, обучение в которых не является обязательным для всех. Обычно среднее образование  получают в подростковом возрасте, и его основной целью является подготовка к продолжению образования.

В России профессиональное образование также считается  средним (средним специальным), хотя за рубежом оно может относиться к высшему образованию. В отличие  от начального и среднего высшее образование даже в развитых странах не является всеобщим. В наиболее развитых странах через систему высшего образования проходит до половины населения. Она сама по себе является значимой отраслью экономики, как источник научных знаний и образованных работников для прочих отраслей. Традиционно высшее образование разделяется на два этапа: бакалавриат и магистратура/аспирантура, но в России до присоединения к Болонскому процессу такое разделение относилось только к аспирантуре, а вместо бакалавров и магистров советские ВУЗы готовили специалистов. Основными учреждениями высшего образования являются университеты и колледжи. Выпускники ВУЗов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена учёная степень. На последнем этапе обучения студенты и аспиранты обязаны не только получать образование в обычном смысле этого слова, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях, а получение диплома или ученой степени зависит от результатов научной работ

 

Законодательство  Российской Федерации в области  образования.

1. Законодательство Российской  Федерации в области образования  включает в себя Конституцию  Российской Федерации, настоящий  Федеральный Закон, принимаемые  в соответствии с ним другие  законы и иные нормативные  правовые акты Российской Федерации,  а также законы, законодательные  и иные правовые акты субъектов  Российской Федерации в области  образования. 

2. Федеральные законы  в области образования, включая  настоящий Закон:

разграничивают компетенцию  и ответственность в области  образования федеральных органов  государственной власти и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации;

регулируют в рамках установленной  федеральной компетенции вопросы  отношений в области образования, которые должны решаться одинаково  всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются  на всей территории Российской Федерации;

вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся  к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии, с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

3. Субъекты Российской  Федерации в соответствии с  их статусом и компетенцией  могут принимать в области  образования законы и иные  нормативные правовые акты, не  противоречащие федеральным законам  в области образования.

Законы и иные правовые акты субъектов Федерации в области  образования не могут ограничивать права физических и юридических  лиц по сравнению с законодательством  Российской Федерации в области  образования.

4. Физические и юридические  лица, нарушившие законодательство  Российской Федерации в области  образования, несут ответственность  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

 

Задачами законодательства Российской Федерации в области  образования являются:

1) разграничение компетенций  в области образования между  органами государственной власти  и органами управления образованием  различных уровней;

2) обеспечение и защита  конституционного права граждан  Российской Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий  для свободного функционирования  и развития системы образования  Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности  физических и юридических лиц  в области образования, а также  правовое регулирование их отношений  в данной области.

 

Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации  в области образования.

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

2. Государство обеспечивает  гражданам право на образование  путем создания системы образования  и соответствующих социально-экономических  условий для получения образования. 

3. Государство гарантирует  гражданам общедоступность и  бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного)  общего образования и начального  профессионального образования,  а также на конкурсной основе  бесплатность среднего профессионального  и послевузовского профессионального  образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях в пределах государственных  образовательных стандартов, если  образование данного уровня гражданин  получает впервые.

4. Затраты на обучение  граждан в платных негосударственных  образовательных учреждениях, имеющих  государственную аккредитацию и  реализующих образовательные программы  общего образования, возмещаются  гражданину государством в размерах, определяемых государственными  нормативами затрат на обучение  граждан в государственном или  в муниципальном образовательном  учреждении соответствующих типа  и вида.

5. В целях реализации  права на образование граждан,  нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично  несет расходы на их содержание  в период получения ими образования.  Категории граждан, которым оказывается  данная помощь, ее формы, размеры  и источники устанавливаются  федеральным законом. 

6. Государство создает  гражданам с отклонениями в  развитии условия для получения  ими образования, коррекции нарушения  развития и социальной адаптации  на основе специальных педагогических  подходов.

7. Государство оказывает  содействие в получении образования  гражданам, проявившим выдающиеся  способности, в том числе посредством  предоставления им специальных  государственных стипендий, включая  стипендии для обучения за  рубежом. Критерии и порядок  предоставления таких стипендий  устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Государственные образовательные стандарты.

1. В Российской Федерации  устанавливаются государственные  образовательные стандарты, включающие  федеральный и национально-региональные компоненты. Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

2. При реализации образовательных  программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены, специальные государственные образовательные стандарты.

3. Порядок разработки, утверждения  и введения государственных образовательных  стандартов определяется Правительством  Российской Федерации, за исключением  случаев, предусмотренных законом. 

4. Государственный образовательный  стандарт основного общего образования  устанавливается федеральным законом. 

5. Государственные образовательные  стандарты разрабатываются на  конкурсной основе и уточняются  на той же основе не реже  одного раза в десять лет.  Конкурс объявляется Правительством  Российской Федерации.

6. Государственные образовательные  стандарты являются основой объективной  оценки уровня образования и  квалификации выпускников независимо  от форм получения образования.

 

Образовательные программы.

Образовательная программа  определяет содержание образования  определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются  образовательные программы, которые  подразделяются на:

- общеобразовательные (основные  и дополнительные);

- профессиональные (основные  и дополнительные).

Общеобразовательные программы  направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации  личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного  выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Профессиональные образовательные  программы направлены на решение  задач последовательного повышения  профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей  квалификации.

Обязательный минимум  содержания каждой основной общеобразовательной  программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается  соответствующим государственным  образовательным стандартом. Нормативные  сроки освоения основных образовательных  программ в государственных и  муниципальных образовательных  учреждениях определяются настоящим  Законом и (или) типовыми положениями  об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

 

Принципы государственной политики Российской Федерации в области  образования определены ст. 2 Закона РФ «Об образовании».

В законе Российской Федерации  “Об образовании” содержаться те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и  стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России.

Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе  образования, к личности и обеспечивают как “внешние” социально-педагогические условия развития системы образования, так и “внутренние” собственно педагогические условия ее полноценной  жизнедеятельности.

Государственная политика в  области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер  образования, приоритет общечеловеческих  ценностей, жизни и здоровья  человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам  человека, любви к окружающей  природе, Родине, семье;

Информация о работе Основные принципы закона РФ «Об образовании»