Диалектика: основные принципы и законы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:18, контрольная работа

Описание работы

В средневековой философии, диалектику стали истолковывать как формальное искусство спора, как логику, определяющую лишь технику использования понятий. Само бытие было лишено диалектического статуса. Проблема противоречия, была вытеснена из философии. Этот период в философии характеризуется как период господства метафизического (недиалектического, антидиалектического) метода.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
Понятие диалектики…………………………………………………………...5
Основные принципы диалектики…………………………………………......6
Объективная и субъективная диалектика………………………………........9
Законы диалектики…………………………………………………………...10
Закон борьбы и единства противоположностей………………………10
Закон превращения количественных изменений в качественные…...12
Закон отрицания отрицания…………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Диалектика.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное Государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Пермская государственная  сельскохозяйственная академия имени  академика Д.Н.Прянишникова

 

 

                Кафедра философии

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Философия»

Тема: Диалектика: основные принципы и законы.

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2011

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………….…..3

  1. Понятие диалектики…………………………………………………………...5
  2. Основные принципы диалектики…………………………………………......6
  3. Объективная и субъективная диалектика………………………………........9
  4. Законы диалектики…………………………………………………………...10
  5. Закон борьбы и единства противоположностей………………………10
  6. Закон превращения количественных изменений в качественные…...12
  7. Закон отрицания отрицания…………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

 

Введение

 

Слово «диалектика» пришло к нам  из древнегреческой философии. Его  впервые ввел в философию Сократ, который считал, что для постижения истины необходимо разработать искусство спора. Этот подход был воспринят и развит Платоном, который разрабатывал технику расчленения и связывания понятий, приводящую к их полному определению. Аристотель называл диалектиком Зенона Элейского, так как тот анализировал противоречия, возникавшие при попытке мыслить множественность и движение. Анализ высших родов бытия приводил к выводу, что бытие обладает противоречивыми определениями, поскольку оно едино и множественно, покоится и движется и т. д. Таким образом, для античной философии проблема противоречивости бытия сделалась одной из главных, а обсуждение и решение этой проблемы стало главной задачей диалектики.

В средневековой философии, диалектику стали истолковывать как формальное искусство спора, как логику, определяющую лишь технику использования понятий. Само бытие было лишено диалектического статуса. Проблема противоречия, была вытеснена из философии. Этот период в философии характеризуется как период господства метафизического (недиалектического, антидиалектического) метода.

Диалектические идеи развивались на протяжении всей истории  философии. Достаточно вспомнить Н. Кузанского, С. Бруно, Д. Дидро и других мыслителей. Однако наиболее крупный вклад в диалектическую концепцию внесли представители классической немецкой философии, прежде всего Гегель, разра6отавший диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставив диалектику метафизике как антидиалектике. В системе Гегеля весь материальный и духовный мир был представлен в виде процесса — в беспрерывном движении, изменении, развитии в результате борьбы противоположностей. В основу этого процесса было положено духовное начало — абсолютная идея. Гегелевская диалектика была, таким образом, идеалистической по сути. Она рассматривается как вторая историческая форма диалектики.

Таким образом, целью  данной работы является рассмотрение понятия диалектики и ее основных принципов, дать определение понятиям объективная и субъективная диалектика, а также кратко рассмотреть законы диалектики.

 

    1. Понятие диалектики.

 

Диалектика - учение о  наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово "диалектика" впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог.

Диалектика - противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию. Она там, где столкновение противоположностей, борьба идей; перенесенная в последствии в объективный мир, она означает наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед.

Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики.

Постоянно развивающаяся  борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего, то есть борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

Всё, что происходит в  мире: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики.

Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:

1) Савокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет  собой отражение объективной диалектики в сознании.

3) Философское учение  о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.

Диалектика может быть материалистической и идеалистической.

2. Основные  принципы диалектики.

 

Принципы – это  всеобщие и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, то есть задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.

В основание современной диалектики положены принципы: субстанционального единства мира; развития; детерминизма; системности. Согласно первому принципу все мировые процессы детерминированы материальной субстанцией.

Принцип развития требует  рассматривать все процессы как результат определенным образом направленных изменений. В материалистической диалектике развитие – философская категория, выражающая процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях. Процесс развития – это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Существует две разновидности процессов развития:

  1. Процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации.
  2. Процессы перехода из одного вида материи к другому.

Развитие – это необратимое, направленное закономерное изменение материальных и идеальных объектов, обусловленное противоречиями системы.

Развитие совершается при наличии  всеобщей связи и взаимообусловленности  предметов и явлений, их составляющих элементов. Связь – это такое отношение, в котором изменение одной из его сторон является необходимым и достаточным условием изменения другой его стороны. Связи чаще всего выступают в виде взаимосвязей. Во взаимосвязи элементов предмета происходят определенные изменения. Момент такого изменения есть взаимодействие. Взаимосвязь в природе и обществе носит всеобщий объективный характер. В мире существует бесконечное количество связей между вещами и явлениями.

Всеобщая универсальная взаимосвязь  всех явлений – исходная предпосылка  принципа детерминизма.

Детерминизм предполагает наличие  разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде отношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. К ним относятся функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системе, связь состояний в движении и развитии.

Классическая наука опиралась  на механический детерминизм, согласно которому значение координат и импульсов всех частиц Вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяет их состояние в любой прошедший или будущий момент времени. Такой подход означал признание лишь динамических закономерностей. Последние являются формой причинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, причем степень возможности появления нового состояния определяется уже не динамическими, а статистическими закономерностями. Статистическая закономерность – это форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет ее последующее состояние не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения.

Альтернативой детерминизму выступает индетерминизм – концепция, которая либо отвергает причинность вообще, либо отрицает ее всеобщий характер. Сторонники индетерминизма утверждали, что к определенным областям, (например, волевым действиям, процессам, происходящим в микромире) принцип причинной обусловленности неприменим. В действительности же оказался непригодным старый механический детерминизм.

Неотъемлемым элементом диалектики является принцип системности, в  соответствии с которым любой процесс или явление следует понимать как целостное образование. Эффект системности обнаруживается в появлении у него новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов (атомы водорода и кислорода, например, объединенные в молекулы воды, радикально меняют свое обычное свойство). Другой важной характеристикой системности является иерархичность, субординация – последовательное включение систем низших уровней в системы более высоких уровней. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархичному включению систем разных уровней друг в друга любой элемент любой системы оказывается связанным со всеми элементами всех возможных систем. Например: человек – биосфера – планета Земля – Солнечная система – Галактика. Именно такой принципиально единый характер демонстрирует нам окружающий мир.

Современная диалектика содержит в себе и другие принципы. Нет строгого для всех обязательного  перечня принципов диалектики, нет  именно потому, что принцип – это не столько четко фиксированное понятие, сколько сам способ рассмотрения и понимания предметов и явлений объективного мира.

 

3.Объективная и субъективная диалектика.

 

Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

Субъективная диалектика – отражение процессов, царящих в мире, в головах людей. Это движение человеческих мыслей и представлений.

Субъективная диалектика или субъективное мышление - это  движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики). Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же всеобщим законам — законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой.

 

4. Законы диалектики.

 

Принципы диалектики конкретизируются в ее законах. Традиционно закон определяется как «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями».

Всеобщность законов  диалектики заключается не в их приложимости ко всему и вся, а в том, что  они детерминируют тенденции самовоспроизводства мира. Их универсальность выражается не в их вездесущности, а в объективной неизбежности закономерного взаимодействия мировых явлений.

В любом процессе развития законы диалектики выступают в органическом единстве, но в то же время каждый из них раскрывает определенную сторону в развитии.

 

4.1. Закон единства и борьбы противоположностей.

 

Центральное место в  диалектике занимает закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий  источник развития. Согласно этому  закону всем явлениям действительности присущи диалектические противоположности, между которыми в результате взаимодействия возникает противоречие. Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которых противоположности порождают друг друга, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь в нечто новое. Вся окружающая нас действительность подтверждает данное положение. Например, химический процесс - это единство ассоциации (соединение) и диссоциации (разъединение) атомов. Изменчивость и наследственность, будучи факторами эволюции, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь всякий раз образованием нового вида живой материи.

Информация о работе Диалектика: основные принципы и законы