Основные принципы закона РФ «Об образовании»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 17:36, реферат

Описание работы

Известная традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой моно - культуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.

Содержание работы

Введение
1. Образовательные программы.
2. Государственные образовательные стандарты.
3. Традиционная система образования в Российской Федерации.
4. Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования определены ст. 2 Закона РФ «Об образовании».
5. Законодательство Российской Федерации в области образования.
6. Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются.
7. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования.
8. Основные положения “Закона об образовании”.
Список литературы

Файлы: 1 файл

педагогика 24.10.12.docx

— 40.97 Кб (Скачать файл)

2) единство федерального  культурного и образовательного  пространства. Защита и развитие  системой образования национальных  культур, региональных культурных  традиций и особенностей в  условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования,  адаптивность системы образования  к уровням и особенностям развития  и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм  в образовании;

6) демократический, государственно - общественный характер управления  образованием. 7)Автономность образовательных  учреждений

8) приоритет общечеловеческих ценностей,  жизни и здоровья человека, свободного  развития личности;  

9)воспитание гражданственности,  трудолюбия, уважения к правам  и свободам человека, любви к  окружающей природе, Родине, семье; 

10) защита и развитие системой  образования национальных культур,  региональных культурных традиций  и особенностей в условиях  многонационального государства; 

11)адаптивность системы образования  к уровням развития и подготовки  обучающихся, воспитанников; 

Центральным звеном системы  образования в Российской Федерации  является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные  школы, школы с углубленным изучением  отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы  для детей с отклонениями в  физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения.

Главными задачами общеобразовательных  учебных заведений являются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического  развития личности; выработка научного мировоззрения; освоение учащимися  системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов  самостоятельной деятельности.

Существующие проблемы в  успешном решении стоящих перед  школой задач обусловлены рядом  противоречий, которые в значительной степени связаны с существенными  изменениями концепции развития нашего общества, с вхождением в  рыночные отношения, происходящими  изменениями в ценностных ориентациях, образовательных и деятельностных потребностях человека. В этой связи  особую тревогу вызывает состояние  здоровья детей и подростков. На 10 000 тысяч человек населения отмечалось 6500 случаев заболеваний школьников. По экспертной оценке ведущих педагогов в нашей стране только 35-45% учащихся старших классов способны освоить программу общеобразовательной школы по всем предметам. Из поступивших в 1-й класс примерно 27-30% детей отставало в интеллектуальном развитии. Объективно возникает необходимость создания различных форм компенсирующего обучения и охраны здоровья детей.

Современная школа развивается  в условиях рынка, новых экономических  отношений. Закон об образовании, специфические  условия материального обеспечения  требуют от руководителей школ принципиально новых подходов к управлению школой. Нужно разобраться, в чем сущность современной школы, современного уровня руководства.

Прежде всего “Закон об образовании” требует установления стандарта образования. Это необходимо в условиях многопрофильного и разноуровневого  среднего образования, чтобы обеспечить эквивалентное среднее образование  выпускников всех типов средних  учебных заведений. Стандарт образования  представляет собой содержательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный  для достижения целей среднего образования.  

Право на образование в России, исходя из видов образовательных  программ и типов образовательных  учреждений, может рассматриваться  как ряд прав, включающих в себя право на дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее  образование, профессиональную подготовку, начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование, на дополнительное образование. Закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные  права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования, т.е. право на:  

– уважение человеческого достоинства;  

– свободу совести и информации;  

– свободное выражение собственных  мнений и убеждений;  

– свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;  

– получение впервые бесплатного  начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования  и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и  послевузовского профессионального  образования в государственных  или муниципальных образовательных  учреждениях в пределах государственных  образовательных стандартов;  

– охрану здоровья.  

Некоторые права учащихся, отражающие конституционное право на объединение, свободу труда в Законе «Об  образовании» раскрываются через введение запретительных норм. Не допускается  принуждение обучающихся, воспитанников  к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и  партии, а также принудительное привлечение  к деятельности этих организаций  и участию в агитационных кампаниях  и политических акциях. Запрещается  привлекать обучающихся, воспитанников  гражданских образовательных учреждений без их согласия и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой.  

Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляются меры и гарантии защиты прав ребенка в области  образования и воспитания:  

– учащиеся старше восьми лет могут  создавать общественные объединения (кроме объединений, создаваемых  политическими партиями и религиозными организациями), и администрация  образовательного учреждения не вправе препятствовать их созданию;  

– учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, имеют право самостоятельно или  через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного  расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;  

– учащиеся, не согласные с решением администрации образовательного учреждения, вправе через своих выборных представителей обратиться в уполномоченные государственные  органы за содействием и помощью;  

– учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги  по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются Уставом  образовательного учреждения, и администрация  не может препятствовать их проведению, если они соответствуют установленным  правилам, отвечают требованиям соблюдения общественного порядка, не препятствуют образовательному и воспитательному  процессам;  

– учащиеся и их родители (законные представители) имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов; в целях реализации этого права в образовательном учреждении в местах доступных для детей и родителей (законных представителей) должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.  

Согласно п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393, Правительство  России примет меры к реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия  для:  

– бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного  образования других уровней в  пределах, установленных законодательством  России;  

– равного доступа всех граждан  России к образованию разных уровней  независимо от места жительства и  уровня доходов семьи;  

– получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Доступность качественного образования  означает также государственные  гарантии:  

1) обучения на учебно-материальной  базе с использованием современного  учебно-лабораторного оборудования  и учебной литературы;  

2) обучения в условиях, гарантирующих  защиту прав личности обучающегося  в образовательном процессе, его  психологическую и физическую  безопасность;  

3) социально-педагогической и психолого-педагогической  помощи семье, ранней диагностики  резервов развития ребенка (физических  и психологических);  

4) бесплатного пользования учащимися  и студентами фондами государственных,  муниципальных и учебных библиотек. 

 

 

Список литературы

  1. Александрова О.А. Образование: доступность или качество — последствия выбора // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 83—93.
  2. Бердашкевич А.О федеральных государственных стандартах третьего поколения / А. Бердашкевич / / Российское образование. - 2008. - N 3. - С. 43-49
  3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. — СПб.; М.,2000.
  4. Блинов В. Национальная рамка квалификаций в Российской Федерации / В. Блинов / / Высшее образование в России. - 2008. - N 1. - С. 44-50
  5. Гетьман В.Г. К вопросу разработки нового поколения Государственного образовательного стандарта (специальность 060500 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит") / В.Г. Гетьман / /
  6. Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - N16. - С. 2-9. - Начало. Окончание: N 17. - С. 48-56
  7. Гребнев Л. Федеральный образовательный стандарт: от Перечня направлений (специальностей) - к Баглай М. В., Конституционное право Российской Федерации, - М.: Норма, 2007.

.


Информация о работе Основные принципы закона РФ «Об образовании»