Взаимосвязь естествознания, технического прогресса и философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 19:09, реферат

Описание работы

Целью работы является анализ того, как связаны друг с другом науки о природе, достижения технического прогресса и философия.
Для достижения поставленной цели осуществляется ретроспективный анализ данных трех направлений человеческого мышления и рассматриваются примеры такого взаимовлияния. Таким образом, методика настоящего исследования – анализ литературы, посвященной истории науки и критическое осмысление этой литературы.

Файлы: 1 файл

vzaimosvyaz_estestvoznaniya_tehnicheskogo_progressa_i_filoso.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

.Анализ электрических явлений и процессов заставил задуматься над устройством микромира, вернувшись на принципиально новом уровне знаний к атомистическим идеям Демокрита и его учителя Левкиппа. Строится новая модель, в которой атом уже не есть неделимый, но имеет сложную структуру, которую на первых порах пытаются уподобить структуре планетарной, используя и метод аналогий, и привычный и понятный, очевидный для человека с его органами чувств механистический подход.

Стройная электромагнитная теория Максвелла не может при этом дать ответ на вопрос о том, почему же атомы, в которых имеет место вращение электронов (исходя из планетарной модели), не создают магнитного поля? Имеют место и другие научные опыты, которые говорят о том, что мир не поддается описанию лишь в терминах законов классической механики.

Фундаментальное место в ревизии взглядов на устройство вселенной имели явления атомного распада, а также казавшийся чисто техническим опыт Майкельсона - Морли. Этот опыт, проведенный в 1887 году, должен был определить скорость Земли сквозь так называемый «эфир». Cама идея опыта демонстрировала блестящие достижения в области оптики, а также способность человечества к созданию высокоточных прибором. Неудача же опыта нашла математическую трактовку в преобразованиях Лоренца, но только спустя 18 лет в специальной теории относительности Эйнштейна, гениальный физик дал разъяснение этих преобразований, которое перевернуло взгляды на мир, его законы, на человеческие способности к познанию мира.

Революция в физике в начале XX века показала, что пространство, которое человечество мыслило отдельно от движения, и время, которое также рассматривалось как самостоятельная универсальная категория, на самом деле относительны и различны для неподвижных и движущихся предметов. Далее Эйнштейн стал трактовать массу. Как меру кривизны пространства, что дало новую жизнь идеям Лобачевского и Римана.

Революция в физике разрушила планетарную модель атома. Оказалось. Что орбиты электронов не геометрические, а энергетические. Наконец, Луи де Бройль показал, что время и  местоположение электрона вообще не могут быть найдены одновременно, а микромир по своей природе не является детерминированным. Принципиальная неопределенность мира – не только физическое, но и философское откровение, поскольку говорит о том, что четкая причинно-следственная картина, которую человеческая наука строила на протяжении, которая не вызывала сомнений, ошибочна по своей сути. 

Наконец, строительство квантовой механики завершилось тем. что в микромире волна и частица, т.е. поле и материя суть одно и то же.

Понимание сложнейших и совершенно не поддающихся нашему чувственному опыту, но подтвержденных как косвенными доказательствами, так и технической реализацией открытых законов требует владения высоким уровнем знаний математики и физики. Такие знания оказались не доступны для ряда философов, исследовавших, причем вполне успешно, социальные процессы. Например. фраза В.И. Ленина о том, что электрон также неисчерпаем, как атом, представляется совершенно бессодержательной и далеко не бесспорной.

Напротив, физики и математики продолжили активно рассуждать на философские темы. Так, «профессор Эйнштейн был философом, который ясно понимал законы успеха, и объяснял их так же хорошо, как и свои уравнения»17.

Все работы А. Эйнштейна проникнуты определенным философским духом, заключающемся в его методологии, новаторстве, готовности отказаться от трактовок и теорий, считавшихся непогрешимыми и классическими.

Следует отметить, что физики по своей природе, по характеру своей деятельности материалисты. Однако их трактовка материи может быть достаточно своеобразной и оригинальной. Например, материя для физика – это не только вещество, но и поле. Более того, носителями электромагнитного поля являются волны, которые к тому же и частицы, следовательно, обладают массой. Причем массой покоя как раз не обладают.

Математик Бертран Рассел известен не только своими собственно философскими работами и логическими построениями, но и фундаментальной книгой «История западной философии».

Революция в физике заставила снова и снова задуматься о познании мира. Стало совершенно очевидно, что наши знания мира – это определенные модели, которые дают возможность убедительно описывать окружающий мир, строить причинно-следственные конструкции, как основания прогнозов, которые подтверждаются впоследствии, находить технические решения, улучшающие жизнь людей. При этом, однако. Нет никаких оснований считать. Что не может быть построена совершенно иная модель, описывающая природу, которая позволит ничуть не хуже делать прогнозы и получать технические результаты.

Идеи того, что физические явления есть геометрические свойства пространства – времени, сформулированные исходно А. Эйнштейном, так же заставляют задуматься о познавательных возможностях человека. Современная модель мира построена исходя из обоснованной лишь нашими чувствами трехмерности пространства. Но кто может быть уверен в том. что человек и его мир является лишь трехмерной проекцией мира с большим числом измерений. Может ли человек познать такой мир, писать его математически, создав при этом модель, которая многое объяснит, но не сможет взаимодействовать с человеческими чувствами? Ответа на этот вопрос мы пока не имеем.

Современная модель мира построена на математической теории непрерывного пространства. Но ведь оно вполне может быть дискретным, что заставит нас снова прибегнуть к полной ревизии и физических принципов, и математики, и. наконец, философских воззрений.

В.А. Амбарцумян отмечал: «Характерной чертой современного естествознания является проникновение его в новые, ранее неизвестные или недоступные для исследования области природы. Это привело к революции в наших представлениях о природе. Теории, считавшиеся универсальными, оказались применимыми лишь в определенных и довольно узких пределах. Многие укоренившиеся догмы, предвзятые утверждения и предрассудки, которые рассматривались как «незыблемые», стали теперь достоянием история естествознания. Современное естествознание создало новые фундаментальные понятия и теории, новую естественнонаучную картину мира, более глубоко отражающую объективную реальность природы.

Многие результаты современного естествознания были необычными, ненаглядными, противоречащими так называемому «здравому смыслу» 18. 

Этот автор также писал, что достижения в области физики, считающейся лидером в естествознании, вызвали в середине XX века цепную реакцию развития химии, биологии.

Конец XX – века – революция в сфере информационных технологий. Сегодня весьма сложно сказать, относится ли эта революция к фундаментальной науке или к техническим приложениям. Однако эта революция вызвала столь серьезные социальные изменения, что социологи, философы, психологи не могли не обратить на них внимание. Например, современную цивилизацию стали характеризовать как информационную. При этом осмысление понятия «информация», а, тем более, «информационная цивилизация», далеко от выверенности. Тем не менее, мы является свидетелями того, как технические достижения изменяют социальный мир и всю философию, с эти миром связанную.

Заключение

В настоящей работе показана тесная взаимосвязь естественнонаучных дисциплин, технических достижений и философской мысли. Связь это не прямая и не однозначная. Можно говорить о взаимном влиянии науки на технический прогресс, а технических достижений на развитие естественных наук. Так, понимание причинно-следственных явлений позволяет найти инженерные решения, произвести для них необходимые расчеты, выполнить чертежи и реализовать в изобретении какого-либо устройства. Само техническое достижение при этом является доказательством правильности теории. По крайней мере на данный момент и в условиях имеющихся ограничений.

Технические достижения и человеческий опыт позволяют накопить достаточную базу для научных обобщений, теоретического анализа. Технические достижения не только стимулируют научную мысль, но и вооружают исследователей аппаратурой для проведения собственно исследований.

Соотношение науки и технических достижений можно условно обозначить так: он фундаментальных исследований к прикладным достижениям – дедуктивным методом, от прикладных достижений и опыта к фундаментальным обобщениям – индуктивным методом. Автор не может назвать ни одного примера, когда технический прогресс и естествознание замедляли бы друг друга.

Иначе дело обстоит с философией. На разных этапах человеческого развития она то стимулировала развитие естественных наук, то замедляла их, то являлась методологической базой науки, то вынуждена оказавалась полностью или частично подвергнуть ревизии и свои взгляды, и собственно методы в связи с достижениями естественных наук и проходящими социальными процессами.

Технический прогресс влияет на философию несколько опосредовано, через экономику, через социальные метаморфозы, которые этот прогресс вызывает. Отметим, что фундаментальные науки не влияют на общество так сильно, как прикладные достижения, не сказываются столь непосредственно на экономике.

Проведенное исследование лишний раз убедило автора настоящей работы в том, что мир един. Знания, методы, принципы познания лишь условно могут быть разделены на науки естественные и социальные, прикладные и фундаментальные.

В последние столетия философия все в большей мере становится уделом представителей естественных наук, к которым с основательной натяжкой можно отнести и математику. Это говорит о том, что философам знания естественных наук. Причем знания глубокие, а не поверхностные, основанные на математике, необходимы. Эти знания, помимо понимания современной модели природы, созданной человеком, учат критическому отношению к любым догмам, а также к информации, полученной от органов чувств.

По мнению автора настоящей работы, современные достижения в сфере естественных наук еще с большим основаниям ставят вопрос об объективности наших знаний о мире и о принципиальной познаваемости мира. Но как раз к ответу на этот вопрос человечество не приблизилось.

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

  1. Алексеев П.В.. Философия, Ростов-на-Дону, Феникс, 2002
  2. Амбарцумян В.А., Революция в естествознании XX века. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ambartsumian.ru/patrimony/Nauchno-populyarie/Nauchno-populyarie_18.html
  3. Античная наука. Электронный ресурс. Режим доступа: http://antic.portal-1.ru/
  4. Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1971. Т. 1. С. 83
  5. Виндельбанд В., История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками, М., Гиперборея, 2007
  6. Грибанов Д.П., Философские взгляды А. Эйнштейна и развитие теории относительности, М., Либурсек, 2010
  7. История науки и техники Средневековой Европы до современной эпохи. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.decoder.ru/list/all_1/tag_205_1/topic_67/
  8. История открытия электричества. Электронный ресурс. Режим доступа: http://knowlg.com/node/183
  9. История физики. Электронный ресурс. Режим доступа: http://beeaif.com/istoriya-fiziki.html
  10. Космогония Канта. Электронный ресурс. Режим доступа: http://philocult.ru/747-2-kosmogoniya-kanta.html
  11. Порозов Н.А., Философия Нового времени. Научная революция XVII века. Учебное электронное издание. Минск, БНТУ. 2007
  12. Фейнман Р. Лекции по физике, М., Наука, 1966, т.1
  13. Философия И. Канта. Электронный ресурс. Режим доступа: http://noname430.narod.ru/kant.htm
  14. Философия Средневековья. Электронный ресурс. Режим доступа: http://metaphilosophy.ru/filosofiya-srednevekovya.html
  15. Фролов И.Т., Введение в философию. Изд. МФТИ, 2009
  16. 10 золотых цитат Альберта Эйнштейна. Электронный ресурс. Режим доступа: http://the-notebook.org/10/01/2008/10-zolotyih-tsitat-alberta-eynshteyna/

1 Античная наука. Электронный ресурс. Режим доступа: http://antic.portal-1.ru/

2 Фейнман Р. Лекции по физике, М., Наука, 1966, т.1, с. 101

3 Алексеев П.В.. Философия, Ростов-на-Дону, Феникс, 2002

4 Философия Средневековья. Электронный ресурс. Режим доступа: http://metaphilosophy.ru/filosofiya-srednevekovya.html

5 История физики. Электронный ресурс. Режим доступа: http://beeaif.com/istoriya-fiziki.html

6 История науки и техники Средневековой Европы до современной эпохи. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.decoder.ru/list/all_1/tag_205_1/topic_67/

7 Виндельбанд В., История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками, М., Гиперборея, 2007

8 Виндельбанд В., История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками, М., Гиперборея, 2007, С.. 69

9 Фролов И.Т., Введение в философию. Изд. МФТИ, 2009, С. 68

10 Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1971. Т. 1. С. 83

11 Фролов И.Т., Введение в философию. Изд. МФТИ, 2009, С 70

12 Порозов Н.А., Философия Нового времени. Научная революция XVII века. Учебное электронное издание. Минск, БНТУ. 2007

13 Философия И. Канта. Электронный ресурс. Режим доступа: http://noname430.narod.ru/kant.htm

14 Там же

15 Космогония Канта. Электронный ресурс. Режим доступа: http://philocult.ru/747-2-kosmogoniya-kanta.html

16 История открытия электричества. Электронный ресурс. Режим доступа: http://knowlg.com/node/183

17 10 золотых цитат Альберта Эйнштейна. Электронный ресурс. Режим доступа: http://the-notebook.org/10/01/2008/10-zolotyih-tsitat-alberta-eynshteyna/

18 Амбарцумян В.А., Революция в естествознании XX века. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ambartsumian.ru/patrimony/Nauchno-populyarie/Nauchno-populyarie_18.html

 


 



Информация о работе Взаимосвязь естествознания, технического прогресса и философии