Взаимосвязь естествознания, технического прогресса и философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 19:09, реферат

Описание работы

Целью работы является анализ того, как связаны друг с другом науки о природе, достижения технического прогресса и философия.
Для достижения поставленной цели осуществляется ретроспективный анализ данных трех направлений человеческого мышления и рассматриваются примеры такого взаимовлияния. Таким образом, методика настоящего исследования – анализ литературы, посвященной истории науки и критическое осмысление этой литературы.

Файлы: 1 файл

vzaimosvyaz_estestvoznaniya_tehnicheskogo_progressa_i_filoso.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Коренные изменения в областях прикладных наук дали и толчок к фундаментальным научным исследованиям, и к серьезной философской ревизии, причем последняя коснулась гуманитарных наук. В XVI – XVII веках появляются теории общественного договора и совершенно новые идеи создания справедливого государства, в котором справедливость основана не на мудрости правителей (как у Платона), а на приоритете Закона. То есть воздействие науки как опровержения религиозных догматов на философию имеет место в гуманитарной сфере.

Новое время начинается буржуазными революциями, которые в свою очередь говорят о технических и организационных изменениях, происходящих в обществе. Переход к капитализму и буржуазные революции были обусловлены появлением мануфактурного производства. В свою очередь, сам капиталистический строй стимулировал еще больший прогресс в развитии техники и организации труда9.

Капиталистическое производство нацелено в первую очередь на эффективность результата работы. Оно стимулирует свободный труд, инициативу и изобретательность. А изобретательность – основа технического прогресса, основа разработки станков, других средств усовершенствования производственного процесса. Эффективность труда определяется образованием. Образование, в свою очередь вызывает интерес к фундаментальным законам, которым подчиняются физические и химические явления.

Зародившийся в XVI веке протестантизм изменил идеологию отношения к труду. Работа перестает рассматриваться как удел низших классов, как нечто постыдное. Труд начинает вызывать уважение, а совершенствование трудовых процессов вызывает подъем инженерной мысли.

В Новое время получает колоссальный импульс астрономия, механика. Наблюдения Кеплера становятся основой вывода Закона тяготения.

Для описания физических явлений и процессов используется математический аппарат, причем этот аппарат трудами математика и философа Рене Декарта обретает свой язык. Этот язык на века становится языком естественных наук, а позже проникает в экономику и гуманитарные науки. Язык математики означал принципиально новый подход к науке. Основой научной теории становится математический закон, выраженный формулами. На основании этого закона можно создавать достоверный прогноз: что будет при тех или иных условиях, причем это предсказание носит количественный характер, а потому является принципиально проверяемым на основе опыта. Эмпирика становится критерием истинности научных рассуждений в естествознании, в первую очередь в физике.

Говоря о философии Нового времени. Исследователи особое внимание обращают на личность Ф. Бэкона. Именно этому мыслителю принадлежит короткая крылатая фраза «Знание – сила», выражающая коренное изменение в отношении к науке как источнику знаний. Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук - увеличение власти человека над природой. Те, кто относились к природе созерцательно, склонны были, как правило, видеть в науке путь к более углубленному и просветленному разумом созерцанию природы. Подобный подход был характерен для античности. Бэкон резко осуждает такое понимание науки. «Наука - средство, а не цель сама по себе; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлении ради использования этих явлении для блага людей»10.

Ф. Бэкон также предлагает опираться не только на дедуктивный метод, характерный как для Античности, так и для Средневековью, но и на индукцию, т.е. переход от частного к общему за счет обобщения знаний о частном, которые являются результатом опыта. Таким образом, философия предлагала естествознанию методологические инструменты исследований.

И.Т. Фролов обращает внимание на то, что в XVII веке революционное развитие науки коренным образом сказывается на философии: «Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.

Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII века, надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки - экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии»11.

Вопрос о том, объективны ли наши знания о мире, каков источник этих знаний, способен ли человек познать Вселенную во всех ее аспектах (происхождение, развитие), а также разобраться в собственных социальных процессов на века становится важнейшим в философии.

Отметим важных особенность науки, начавшуюся в Новое время: она развивается все более стремительно, причем в ходе такого развития научные революции происходят все чаще, а их влияние на человеческое развитие становится все более заметным.

В атмосфере опытных научных исследований возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики. Однако материализм того времени был механистическим и метафизическим. Поскольку другие науки, например химия и биология, находились в зачаточном состоянии, то естественно, что точка зрения наиболее разработанных в то время наук, механики и математики, казалась всеобщей. В механике видели мыслители ключ к тайнам всего мироздания. Применение механического метода вызвало поразительный прогресс в познании физического мира. Представление о механической обусловленности явлений особенно упрочилось под мощным влиянием открытий Ньютона, сформулировавшего основные законы классической механики, в том числе и закон всемирного тяготения. Основные направления исследований Ньютона: оптика, механика, астрономия были объединены в одну науку, которую он вместе со своим веком именовал «натуральной философией» (philosophia naturalis) и которая его трудами получила глубокое математическое обоснование.

Однако, зная движение, механика не знает развития. Поэтому метод мышления философов и был тогда по преимуществу метафизическим12.

Для описания механики потребовалось создание нового математического аппарата, и великий физик Исаак Ньютон одновременно с великим математиков Лагранжем такой аппарат создает. Инструментарий математического анализа, оперирующий понятиями пределов, бесконечно малых величин, формирует новые представления о законах как математических, так и законах человеческого мышления. И в дальнейшем труды великих математиков были в значительной мере связаны и ориентированы на описание физических процессов. В качестве примеров трудов великих математиков, относящихся к физике, назовем работы Леонарда Эйлера, швейцарца, жившего и трудившегося в Санкт-Петербурге и похороненного на кладбище петербургской Лавры.

Заметим, что философские размышления излагаются математиками и физиками. Если о Декарте мы уже упоминали, то о другом замечательном математике, Лейбнице, чье мировоззрение впоследствии подверглось критике со стороны И. Канта, имеет смысл упомянуть. «Для Лейбница мир делится на две части. Внешняя – доступная нашим чувствам, может быть описана на языке математики.

Сущность же вещей, невидимая сущность – монады, которые являются духовными, которые лежат в основе физического бытия, к ним может быть применены теория актуальной бесконечности. Лейбниц делит природу на природу в себе (монады) и природу для нас (внешние геометрические отношения)».13.

Можно говорить о том, что вопросы познания становятся стержневыми для философии, которая начинается с XVII века и продолжается по наше время. Среди самых известных философских исследований, относящихся к проблеме агностики, исследование И. Канта.

«Кант указывает на то, что рационалисты XVII века и Декарт, и Спиноза, и Лейбниц рассуждали о вещах-в-себе так, как будто они могли проверить свои суждения опытом. Кант называет такую уверенность в познаваемости мира – догматизмом. И провозглашает свою позицию, которую в противовес этому называет критицизмом.

На формирование этой позиции особенно сильно повлияли такие мыслители как Дэвид Юм (разбудил от догматического сна, т.е. заставил сомневаться, что познание может быть объективным) и Жан Жак Руссо.

Кант пытается также разрешить дилемму между эмпиризмом и рационализмом. И рационализм, и эмпиризм к этому времени заходят в тупик.

Рационализм приводит к догматизму, т.к. он не может до конца обосновать собственные утверждения.

Эмпиризм приходит к скептицизму – к сомнению возможности познания»14.

Среди естественнонаучных достижений И. Канта – гипотеза о развитии Вселенной как расширяющейся. «Кант начинает разработку своей космогонической гипотезы как раз с того пункта, в котором Ньютона покидает отвага ученого и где его мысль сворачивает на бесплодный для науки и враждебный ей путь религии. Кант решительно отверг соображения, по которым Ньютон отказался научно исследовать вопрос о происхождении Солнечной системы. По мнению Канта, именно поразительное единство, обнаруженное Ньютоном в наблюдаемом строении Солнечной системы, свидетельствует о единстве происхождения составляющих эту систему тел. Затруднения, казавшиеся Ньютону непреодолимыми, Кант пытается разрешить с позиций учения о развитии. Происхождение тангенциальной составляющей в движении планеты, по мысли Канта, непонятно лишь до тех пор, пока мы считаем Солнечную систему неизменной. Но допустим, что межпланетные пустоты были некогда, в весьма отдаленные времена, заполнены сильно разреженной материей в простейшем ее состоянии, в виде элементарных частиц, рассеянных на большом пространстве. Сделав это допущение, возможно, утверждает Кант, опираясь на одни лишь физические свойства материи и на законы механики, объяснить, не прибегая ни к каким ссылкам на бога, каким образом из этого  вещества образовалась наша Солнечная система со всеми особенностями ее строения, наблюдаемыми в настоящее время. Именно в этом смысле Кант говорит: «.Дайте мне только материю, и я построю вам из нее целый мир».15 То есть философия и естествознание в Новое время и далее идут совместно, а математики и физики в конечном итоге пытаются обобщить свои труды на философском уровне.

Вопросы познаваемости мира стимулируют исследование человеком самого себя: своих органов чувств, механизмов рассуждений, интуиции. В философии выделяются направления идеалистическое и материалистической, исследуется также процесс движения и развития.

Экономическая и техническая революция в свою очередь поддерживаются революциями социальными. XVI век – Нидерланды, XVII – Англия, XVIII – Франция, XIX – реформы в Германии, России, Японии. Нет сомнения в том, что технические, научные и социальные революции взаимно обуславливают друг друга, являются разными составляющими одного процесса – развития человеческой цивилизации. Философия пытается ответить и на социальные вопросы, в том числе на вопросы построения справедливого общества. При этом в ходе социальных реформ от этой науки откалываются в самостоятельные дисциплины социология, а позже – политология (теория государства), социальная психология.

4. Научные революции XIX - XX века и их влияние на философскую мысль

XIX век – эпоха важнейших инженерных находок и изобретений. Первая половина этого столетия – появление парового двигателя. То есть использование законов механики для создания принципиально новых средств передвижения. Этот процесс не называют транспортной революцией, но по- сути он именно таковой и являлся. Появление парового двигателя заставило обратить особое внимание на связь механической и тепловой энергии, на важнейшие понятия, как-то работа, мощность, энергия.

Важнейшим достижением в сфере естественных наук XIX века стало открытие и использование электричества. Открытие электрического тока и всех последующих открытий, связанных с ним, можно отнести к концу XIX- началу XX веков. В это время по всей Европе и в том числе России прокатилась волна открытий, связанных с электричеством. Пошла цепная реакция, когда одно открытие открывало дорогу для последующих открытий на многие десятилетия вперёд.

Начинается внедрение электричества во все отрасли производства, появляются электрические двигатели, телефон, телеграф, радио, электронагревательные приборы, начинается изучение электромагнитных волн и влияние их на различные материалы, внедрение электричества в медицину.

Удивительный XIX век, заложивший основы научно-технической революции, так изменившей мир, начался с гальванического элемента - первой батарейки, химического источника тока (вольтова столба). Этим чрезвычайно важным изобретением итальянский учёный А. Вольта встретил новый 1800 год. Вольтов столб позволил вести систематическое изучение электрических токов и находить им практическое применение.

В XIX веке электротехника выделилась из физики в самостоятельную науку.

Над закладкой её фундамента трудилась целая плеяда ученых и изобретателей. Датчанин Х. Эрстед, француз А. Ампер, немцы Г. Ом и Г. Герц, англичане М. Фарадей и Д. Максвел, американцы Д. Генри и Т. Эдисон - эти имена мы встречаем в учебниках физики (в честь некоторых из них названы единицы электрических величин) .

XIX век щедро одарил  человечество изобретениями и  открытиями в области технических  средств коммуникации. В 1832 году  член-корреспондент Петербургской  Академии наук Павел Львович  Шиллинг в присутствии императора  продемонстрировал работу изобретённого им электромагнитного телеграфа, чем положил начало проводной связи. В 1876 году Александр Белл изобрёл телефон. В 1859 году братья Луи и Огюст Люмьеры дали первый киносеанс в Париже, а Александр Степанович Попов в Петербурге публично демонстрировал передачу и приём электрических сигналов по радио16.

Таким образом, XIX век стал веком пара и электричества. При этом технические достижения в сфере электричества показали неразрывную связь электричества и магнетизма. Но что еще более важно в рамках настоящего анализа – то, что электрические явления не вписывались в механическую, Ньютоновскую картину мира. Они нарушали стройное создание, созданное учеными XVII – XVIII веков, следовательно требовали серьезной ревизии человеческих знаний.

Техническое развитие не только стимулировало фундаментальную научную мысль и давало ей пищу для размышлений, ставило задачи разъяснения фундаментальной сущности физических явлений. Техническое развитие обеспечивало фундаментальную науку приборами, устройствами для экспериментов и исследований.

Информация о работе Взаимосвязь естествознания, технического прогресса и философии