Возникновение и специфика древнеиндийского мышления и философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:33, контрольная работа

Описание работы

Антропоморфизм (греч. anthropos - человек и morphe - форма) - перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и приписывание их вымышленным мифическим существам (богам, духам и т. д.). Уже Ксенофан видел в антропоморфизме особенность религии; наиболее глубоко и полно вскрыл значение антропоморфизма в религии Фейербах. Антропоморфизм связан о анимизмом, тотемизмом и присущ большинству современных религий; в исламе и иудаизме выступает в скрытой форме. В новое время предпринимаются попытки очистить религию от наивно-антропоморфных представлений (деизм, теизм и т. д.

Содержание работы

Задание №1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия 3
Задание №2.Философия древней Индии: основные школы и представители 6
2.1. Возникновение и специфика древнеиндийского мышления и философии. Веды, их мировоззренческая ориентация 6
2.2. Упанишады - как религиозно-философские тексты брахманизма. Основные понятия и принципы 7
2.3. Периодизация древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные школы и направления. Джайнизм как оппозиция ведическому брахманизму 10
2.4. Буддизм и его основные идеи. Четыре благородные истины как исходный пункт и логическая структура индийской философии. Этапы восьмеричного "пути освобождения" пять заповедей - ориентации буддизма 15
2.5. Школа Чарвака - "учение, направленное на мир" - материалистическая традиция древнеиндийской философии. Ее значение для развития научного знания 26
Задание №3. Сравнить изученный материал с античной философией того же времени (VI - IV вв. до н.э.) и заполнить следующую таблицу 29
Задание №4. Логические задачи, упражнения, комментарии 33
Задание №5. Тестовая проверка знаний 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Пять заповедей-ориентиров буддизма: не убий, не укради, будь целомудренным, не лги, не употребляй опьяняющих и  одурманивающих средств.

 

2.4. Буддизм и его  основные идеи. Четыре благородные  истины как исходный пункт  и логическая структура буддийской  философии. Этапы восьмеричного  «пути освобождения» (достижения  нирваны). Пять заповедей – ориентации  буддизма.

 

Философская система раннего буддизма, несомненно, одна из оригинальнейших систем в истории философии. По своим основным идеям и духу эта система замечательно близка к передовой научной мысли девятнадцатого века. Современная пессимистическая философия Германии, философия Шопенгауэра и Гартмана - всего лишь исправленная версия древнего буддизма. О ней иногда говорят, что это «немногим больше, чем вульгаризированный буддизм». Если говорить о динамической концепции реальности, то буддизм является блестящим предвестником творческого эволюционизма Бергсона. Ранний буддизм представляет собой род философии, приспособленной для практических нужд сегодняшнего дня и помогающей разрешить конфликт между верой и знанием.

Буддистская мысль в самой Индии  изменялась на протяжении более тысячи лет. Уже во втором веке после смерти Будды можно обнаружить не меньше восемнадцати разновидностей буддистского учения. В области идей жизнь означает изменение. Однако нельзя полагать, что все развитие вмещается в рамки этого периода. Если к нему относится ранний буддизм с его формами хинаякой и махаяной, то четыре школы буддистской мысли относятся уже к более позднему времени. Однако, касаясь указанного периода, мы намереваемся затронуть и буддистские школы, так как к концу его они были довольно развиты.

Буддизм - самая первая по времени возникновения мировая  религия. Его родиной является Индия, хотя сам основатель Будда родился  в царском роду в предгорьях Гималаев, на территории современного Непала. Его  настоящее имя было Сиддхартха Гаутама. А прозвищ, так сказать, псевдонимов - много. Одно, прозвище, например, Шакья-Муни (мудрец из рода Шакьев), другое - Джина (Победитель), третье - Бхагават (Божественный), четвертое - Будда (Просветленный). Вот это четвертое и стало самым известным именем основателя течения, получившего название буддизм.

Древние арии (в переводе - благородные, а еще ранее это слово, видимо, означало «земледельцы») вторглись  около 4 тысяч лет назад через  Иран на Индостанский полуостров и  покорили коренное население - дравидов, имеющих темный цвет кожи. И до сих пор среди индусов легко увидеть европеидные лица - потомков «чистых» линий ариев и очень смуглых людей - потомков дравидов. И, конечно, всю промежуточную гамму. Так вот, арии, пришедшие в Индию, были также предками и всех индоевропейских народов, в том числе славян- другая часть ариев двинулась на Европу, это было первое великое переселение народов. Поэтому язык, на котором они говорили и который с течением времени (примерно тысяча лет) стал санскритом, имеет столь много общих с русским языком слов. Например, мы без перевода поймем многие числительные - дви, три, чатур, панч..., сакхара - сахар, бог огня - Агни, бог смерти Яма (яма для могилы), Бог смерти Ваю (русское веять - веет ветер). Эти воинственные племена и были создателями индуистской философии и религии. И даже не философии и религии, а своего рода мироощущения, которое сделало Индию тем, чем она стала в истории цивилизации.

Термин «индуизм» имеет как  минимум два значения: в широком  смысле он охватывает все разновидности религиозных школ и течений, а в узком - только этап, связанный с появлением великих эпосов - Махабхараты и Рамаяны. Очень кратко эволюция индуизма включает в себя такие этапы. Ранние арии создали религиозные гимны - веды (отсюда русское ведать - знать, Веды - знание). Главное произведение - Ригведа. Этот этап называется ведическим. В нем главная философская идея - существование некоего общего для всей Вселенной и для людей закона - Риты. Миром правят боги, и главный среди них - Индра. Он, по обычаям того времени, обжора, выпивоха, забияка, женолюб, любитель повоевать. Главное средство войти к нему в доверие - жертвоприношения, на ранних этапах даже человеческие. Как видите, ничего общего с тем мягким мировоззрением, по которому и муху обидеть - великий грех, здесь еще нет. Но зато есть очень важный вопрос о сотворении мира. Ясности в его решении древние арии не нашли, но сам вопрос - задан! А предпочтительный ответ таков: мир был создан то ли из некоего космического яйца, то ли из первичного тепла, то ли из жертвы первочеловека Пуруши самому себе (из частей его тела), но в любом случае этому предшествовал некий космический половой акт, хотя и совершенно не ясно, кого с кем.

Ригведа была составлена в промежутке от 3500 до 3000 лет назад (записана позднее). И после этого начали составлять письменные комментарии к ней - упанишады и брахманы. Этот второй период в развитии индуистского мироощущения так и называется - брахманизмом или эпохой упанишад. В этих комментариях впервые как раз и появились те черты, которые стали характеризовать дух Индии. Идея жертвоприношения сменяется идеей любви к Богу (точнее - богам). Видимо, переход от воинственности ариев к терпимости индуистской культуры был связан с тем, что завоевания закончились, началась ассимиляция с дравидийским аборигенным населением, с севера Индия была защищена от врагов горами, со всех остальных сторон - океаном, климат был мягкий. Так что воинственность оказывалась как бы необязательной.

В упанишадах и брахманах впервые  появляется идея кармы как воздаяния за все совершенные в жизни поступки и идея сансары как бесконечной цепи перерождений. Сансара и карма тесно связаны: если человек набедокурил в нынешней жизни, то через сансару он возродится в следующей своей жизни с худшей кармой, то есть в худшем качестве. Например, был кшатрием (каста воинов) или брахманом (в данном контексте - жрецом), а родится в следующий раз шудром (низшая каста слуг) или еще хуже - чандала (то есть за пределами каст - неприкасаемый, ими были уборщики мусора, те, кто хоронил, кремировал тела, мясники и пр.). Если очень не повезет, то родиться в следующей жизни можно и животным и даже растением.

Там же была изобретена идея аватары  и реинкарнации. Она означает, что, например, Бог Индра может представать  и в образе других богов - если он возжигает огонь, то становится Агни, если договаривается с людьми - Митрой, если низвергает дождь - Варуной. Так что огромное количество богов индуистcкого пантеона (от 33 до 3333, по разным источникам) не должно затруднять. Один бог за счет аватары может стать другим (применительно к богам перевоплощение именуют аватарой, а если в этот процесс задействованы люди и прочая живность - реинкарнацией). Все они суть нечто единое. Тем более что на первое место в брахманизме выходит новый Бог - Брахма (он мельком упоминался и в ведах), который персонифицирует новое понятие - Брахман (это уже третий смысл того же термина, который обозначается написанием с большой буквы и означает он некий космический абсолют, который следует постигнуть). Постигается Брахман единственным образом - душа человека (его «Я»), именуемая Атман, должна слиться с Брахманом. То есть субъективное вселенское начало человека должно стать неотличимым от объективного начала. И достигается это не рассуждениями и словами, а определенным образом жизни и усиленной медитацией.

Наконец, в третьем своем этапе (это как раз и будет индуизм  в узком смысле), который ведет  свой отсчет от великих эпосов Махабхарата (повествует о вражде двух родов - Пандавов и Кауравов, туда включена философская часть - знаменитая Бхагаватгита) и Рамаяна (о том, как Рама искал свою жену Ситу, похищенную демоном Раваной), на первое место выходят два бога, лишь упоминаемые в упанишадах: Вишну - бог созидания, и четверорукий Шива - тоже созидания, но чаще все-таки разрушения. Какое-то время сторонники Вишну (вишнуиты) и Шивы (шиваиты) враждовали, но потом пришли к согласию, что для вражды нет оснований, ибо и Вишну, и Шива есть лишь две самые крупные грани одного алмаза - Брахмы и за счет аватары легко становятся один другим (так называемая тримурти - индуистская троица). В этом же периоде (в основном - в начале нашей эры) возникают многочисленные школы йоги, которые за счет психологических и физических упражнений (физические упражнения особенно разработаны в хатха-йога) позволяли достичь высших степеней медитации вплоть до погружения в мокшу (то есть достичь полного слияния атмана с Брахманом). Наверняка известный многим по имени Кришна - (персонаж из Махабхараты) - это бог, который за счет реинкарнации может представать и как человек, а за счет аватары - как бог Вишну, который есть сам Брахма. Так что нынешние кришнаиты как бы автоматически верят и в Вишну, и в Шиву, и в Брахму. Равным образом и Рама есть реинкарнация этих богов. Потому кришнаиты и поют в своем гимне-мантре «Кришна Кришна, Рама, Рама». Есть и объединяющее имя - Рамакришна.

Буддизм возник в эпоху полного  расцвета брахманизма, еще до собственно индуизма. И выглядел сначала как еретическое учение в недрах брахманизма. Дело в том, что многие брахманы (в смысле - жрецы) к VI веку до нашей эры стали слишком увлекаться подношениями мирян, и это вызывало отрицательную реакцию верующих. Стало заметно, что они, вопреки всем проповедям о воздержании и пользе созерцания, очень даже не прочь хорошо пожить. Буддизм можно рассматривать как своего рода протест против этих сторон жизни брахманов, как своеобразное протестанство в недрах брахманизма. Но как протестанство осталось христианством, так и буддизм остался в кругу традиционных индуистских (в широком смысле) представлений.

В качестве еретической (поначалу) секты  буддизм выступил против некоторых  установлений брахманизма - например, слишком строгого деления по кастовому признаку или недопущения женщин в круг посвященных. Однако ниже мы увидим, что все основные религиозно-философские принципы брахманизма остались и в буддизме.

Буддизм внес одно, но очень  важное нововведение: он устранил бесконечную  цепь перерождений. В брахманизме и вообще в индуизме смутно говорится о состоянии слияния атмана с Брахманом, но нигде точно не сказано, является ли это слияние окончательным или все-таки владелец души (атмана) затем возродится с еще лучшей кармой за счет такого подвига. Из общих принципов брахманизма вроде бы следует, что возродится. Хотя есть и такие суждения, что раз уж слился атман (то есть «я» человека) с Брахманом (с космическим абсолютом), то так и будет в этом растворении пребывать до конца времен этого мира. Будда четко поставил на бесконечной цепи перерождений точку.

Своеобразная личность и жизнь  Будды во многом помогли успеху раннего  буддизма. Любой человек, обладающий воображением, будет изумлен, узнав, что за шесть веков до Христа в  Индии жил государь, не уступающий никому до него или после него в духовном бескорыстии, возвышенном идеализме, в благородстве жизни и любви к человечеству. Ученикам, а через них всему миру, странствующий проповедник Гаутама известен под именем Будды - «знающего», «просвещенного». Будда родился около 567 года до н. э. Его собственное имя - Сиддхартха, то есть «Достигший своей цели»; его родовое имя - Гаутама, имя его отца Шуддходана, имя матери - Майя. Он был наследным принцем царства Шакья и был воспитан в Капилавасту, столице царства Шакья, второй женой Шуддходаны, Махаяпати, так как мать Гаутамы умерла через семь дней после его рождения. Передают, что он женился на своей двоюродной сестре Яшодхаре и имел от нее сына Рахулу, который позже стал его учеником. Уже рано тяготы и тайны этого непонятного мира стали довлеть над ним с большой силой. В нем вызывали тревогу преходящесть и изменчивость жизни; он остро почувствовал, в каких черных пучинах гибнет множество человеческих существ, став жертвою темноты и греха. Суть рассказа о четырех знамениях, встреченных Гаутамой на дороге в Капилавасту,- старике, согбенном годами, больном, измученном лихорадкой, умершем, за которым шли плакальщики, рыдая и вырывая у себя волосы, и нищенствующем монахе,- сводится к тому, что несчастья этого мира поразили впечатлительную натуру Будды. Одного вида несчастий было достаточно для того, чтобы пробудить в нем сознание векового бремени, тяготеющего страшнее всего над невинными и угрожающего погубить даже лучшие стремления человека. Отдельные случаи страдания для Будды были иллюстрациями всеобщей проблемы. Все, что в нем было твердого, было потрясено, и он содрогнулся, видя, как ужасна жизнь.

Каждая система мысли воплощает  и отражает тенденции своего времени, и ее нельзя понять, если не понять, с какой точки зрения она смотрела на мир и какие мыслительные навыки сделали ее возможной. Из устной литературы, записанной позднее, можно получить представление о положении страны в эпоху, когда родился Будда. Тогда не существовало одной обширной Индийской империи; было много князей отдельных племен и родов, пытавшихся создавать небольшие государства. Употреблялось несколько диалектов, хотя единственным священным языком был санскрит. Веды уже считались таинственными и святыми. Обычаи и правила, кодифицированные позже законами Ману, уже были в силе, хотя и не обладали еще той застывшей неподвижностью, которую они обрели потом. Шесть философских школ еще не были созданы, хотя дух умозрения, сделавший их возможными, уже действовал. Нравственная жизнь была в упадке, так как духовную энергию народа поглощали метафизические ухищрения и теологические споры.

На основании своего духовного  опыта Будда приобрел убеждение  в существовании четырех благородных  истин - что существует страдание, что  у него есть причина, что оно может быть прекращено и что есть путь, ведущий к этому.

Первая благородная истина заключается  в тирании мучения. Жизнь есть страдание. «Итак, вот благородная  истина относительно страдания. Рождение мучительно, дряхлость мучительна, болезнь мучительна, смерть мучительна, соединение с неприятным мучительно, мучительно отделение от приятного, и всякое неудовлетворяемое стремление тоже мучительно. Короче говоря, пять компонентов, связанных с привязанностью, мучительны». Будда обращался со своим призывом к людям, желавшим найти путь к спасению от жизни, найти нирвану, где нечестивцы больше не докучают, а усталые могут отдохнуть. Особая важность, придаваемая факту страдания, не есть особенность одного только буддизма, но Будда уж слишком делал на нем упор. Будда заключает, что существование - мучение, борьба за сохранение индивидуальности - мучительна и колебания счастья - ужасны.

Мыслящих людей всегда поражали несказанная печаль преходящести и  достойная жалости недейственность  добродетели.

Мы не можем не считать, что Будда переоценивает мрачную сторону вещей. Взгляду буддистов на жизнь, по-видимому, недостает мужества и уверенности. Когда он уделяет основное внимание печали, этот подход, хотя и не ложен, но и не истинен. Господство муки над удовольствием - всего лишь предположение. Ницше имел в виду Будду, когда говорил: «Они встречают инвалида, или старика, или мертвое тело и сразу же говорят: жизнь опровергнута». В буддизме есть тенденция делать темное черным и серое темным. Его поле зрения принципиально ограничено всем, что в жизни сурово, горько и мучительно.

Информация о работе Возникновение и специфика древнеиндийского мышления и философии