Версии происхождения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:44, контрольная работа

Описание работы

Множество наук с древних времен занимается изучением человека.
Человек - это сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем — биологической и социальной. В данном реферате речь пойдет о том аспекте, который связан с естественнонаучным познанием человека.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Версии происхождение человека
1. Происхождение человека 4
1.1. Креационизм в антропогенезе 5
1.2. Космическая концепция 7
1.3. Биологическая концепция 8
1.4. Трудовая концепция 12
1.5. Мутационная концепция антропогенеза 13
2. Сходства и отличия человека от животных 15
3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека 17
Глава 2. Особенности развития человека
1. Как человек стал человеком 20
2. Сущность человека 24
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

философия3.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                 3

Глава 1. Версии происхождение человека                                                         

1. Происхождение человека                                                                                  4

1.1.  Креационизм в  антропогенезе                                                                     5

1.2. Космическая концепция                                                                                7

1.3. Биологическая концепция                                                                              8

1.4. Трудовая концепция                                                                                     12

1.5. Мутационная концепция антропогенеза                                                    13

2. Сходства и отличия человека  от животных                                                  15

3. Биологическое и  социальное в историческом развитии  человека             17

Глава 2. Особенности развития человека                                                         

1. Как человек стал человеком                                                                           20

2. Сущность человека                                                                                          24

Заключение                                                                                                           29

Список литературы                                                                                              30

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Введение

 

Множество наук с древних  времен занимается изучением человека.

Человек - это сложная  целостная система, которая в  свою очередь является компонентом  более сложных систем — биологической  и социальной. В данном реферате речь пойдет о том аспекте, который  связан с естественнонаучным познанием  человека.

В частности в науке  антропологии выделено даже такое понятие, как антропогенез, то есть процесс  выделения человека из мира животных. Другие аспекты происхождения человека изучаются философией, теологией, историей, палеонтологией. В связи с этим существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновения человека на Земле.

В философии античности и Древнего Востока человек понимался  как фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым  духом или разумом, а его жизненный  путь определен законами судьбы.

Человек - высшая ступень живых  организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности культуры", то в "Новейшем философском словаре" такого однозначного определения нет, констатируется лишь тот факт, что "человек - фундаментальная категория философии". Сложность философского определения человека вполне объяснима. Во-первых, категорию "человек" невозможно однозначно подвести под более широкое родовое понятие (природа, Бог, общество), ведь человек - это всегда микрокосм, микротеос и микросоциум одновременно. Уместны здесь будут слова Шелера: "Человек - это в известном смысле все". Во-вторых, человек соединяет в себе множество противоположных начал (биологическое - социальное, душа - тело, природное - культурное и др.), которые не позволяют односторонне и категорично определить человека. В-третьих, к проблеме человека можно подходить с разных сторон, выбирая тот или иной метод исследования, ту или иную точку отсчета.

 

 

                         Глава 1. Версии происхождение человека

                          1.  Происхождение человека

 

Ответ на вопрос о том, как появился и формировался человек, иными словами, как шел антропогенез, был предметом  ожесточенных дискуссий на протяжении веков и тысячелетий.

Изучением процесса антропогенеза занимается антропология – общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека.

С точки зрения естествознания необходимо, прежде всего, решать вопрос о происхождении  и эволюции вида Homo sapiens, в определении его места в животном мире, выявлении его родства с другими приматами, а также выяснения отличий человека от них.

В настоящее время на эти вопросы  пытаются дать ответы пять основных концепций  о происхождении человека:

1. Креационизм – человек сотворен Богом или мировым разумом.

2. Биологическая концепция –  человек произошел от общих  с обезьянами предков путем  накопления биологических изменений.

3. Трудовая концепция – в  появлении человека решающую  роль сыграл труд, превративший  обезьяноподобных предков в людей.

4. Мутационная концепция приматы  превратились в человека вследствие  мутаций и иных аномалий в  природе.

5. Космическая концепция человек  как потомок или творение инопланетян,  в силу каких-то причин попавших  на Землю.

 

 

 

 

 

 

 

                                         1.1. Креационизм в антропогенезе

 

Эта концепция возникла исторически первой, так как религия  появилась задолго до науки, и  первые ответы на вопросы о происхождении  и сущности человека были даны именно религией.

Так, у бесписьменных народов, обычно обладающих развитыми тотемистическими мифами, рассказывается о том, как тотемный предок (обычно это или растение, или животное, или какой-то неодушевленный предмет), превратился в первого человека и дал начало их роду. Например, у австралийцев, считающих себя потомками ящерицы, говорится, как их тотемный предок пришел с севера, и нашел там самозародившиеся беспомощные человеческие зародыши со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Он каменным ножом отделил эти зародыши друг от друга, открыл им глаза и уши, научил добывать огонь, готовить пищу и т.д.

В языческих религиях, основанных на вере во множество богов, олицетворяющих силы природы, человек  считается творением этих богов. Так, древние шумеры считали, что первые люди были созданы богами из глины, чтобы те служили им. Иногда люди могли быть прямыми потомками богов. Например, древние греки возводили родословную многих своих героев к олимпийским богам, чаще всего к Зевсу.

В монотеистических религиях, таких как христианство или ислам, существует лишь единый Бог, который считается творцом мира и человека. Так, в Библии, священной книге христиан, рассказывается, что на 6 - ой день творения Бог сотворил человека по образу и подобию своему, чтобы тот владел всей Землей. Он сделал Адама из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни. Затем из ребра Адама он создал Еву.

Коран рассказывает о  том, как Аллах создал человека из эссенции глины, превратил ее в каплю, создал из нее сгусток крови, затем  кусок мяса и кости. После этого он облек кости мясом и вырастил человека в другом творении. Подобные утверждения могут быть лишь предметом веры, но не научного доказательства. Тем более, что был обнаружен ряд фактов, не укладывающихся в религиозную картину мира. Среди них – обнаружение останков живых существ, имеющих сходство с человеком, но не являющихся людьми.

Поэтому с момента  возникновения науки ученые начали искать другие объяснения происхождению  человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          1.2. Космическая концепция

 

По степени доказательства эта точка зрения стоит ближе  всего к концепции креационизма. Возникла она в 60-е годы 20 в. под  влиянием успехов космонавтики и  растущей популярности научно-фантастической литературы. Сторонники этой концепции исходят из того, что человек на Земле появился в результате вмешательства инопланетян. Это могло быть либо осуществление заранее намеченной цели – распространение разума на подходящих планетах, либо результатом несчастного случая – аварии космического корабля инопланетян, заставившего их остаться на Земле, и их последующего одичания.

Наиболее подробна космическая  концепция была изложена Э. Фон Дэникеном  в книге «Воспоминания о будущем». По его мнению, несколько млн. лет  назад посланцы внеземной цивилизации посетили нашу планету и, руководясь своими целями, внесли изменения в генетический аппарат гоминид, вызвав, таким образом, появление человека. Позже они еще несколько раз посещали нашу планету, чтобы проконтролировать и помочь своим питомцам. Для доказательства этой точки зрения в книге приводится множество свидетельств палеоконтактов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       1.3.Биологическая концепция

 

Предпосылки, которые  привели к формированию этой концепции, появились в эпоху Великих географических открытий, сделавших доступным для наблюдений и исследований практически весь мир. Начиная с 15 в., в мире господствовало мнение, что народы отличаются по уровню своего развития, потому что такими их создал Бог, но сначала 19в. в естествознание начинает проникать идея всеобщей связи и развития, которая в антропологии трансформировалась как представление о развитии человека, о том, что народы могут находиться на разных ступенях общественного прогресса. Основная заслуга в этом принадлежит Тайлору, который в сер. 19в. разработал основные положения классического эволюционизма – теории, утверждающей единство человеческого рода, развивающегося по единым законам. Тогда же было высказано предположение, что разные народы движутся с разной скоростью, но путь, который им предстоит пройти, один.

Параллельно с этими  исследованиями появились и первые научные представления о происхождении  человека, являющегося результатом  животного мира Земли. Впервые эти  идеи были высказаны К.Линнеем, который  в своей «Системе природы» отнес человека к животному миру, отвел ему место рядом с человекообразными обезьянами. Во 2ой половине 18в. Ж. Бюффон и П. Кампер показали глубокое сходство в строении основных органов человека и животных, особенно высших обезьян, заложив основы научной приматологии.

К 19в. в науке сложилось  теоретические предпосылки появления  теории антропосоциогенеза. Важнейшей  из них стало проникновение идей эволюционизма в биологию.

Решающий, подлинно революционный  шаг был сделан Ч.Дарвином, который в 1871г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два важных положения:

- человек произошел  от животных предков;

- человек состоит в  родстве с современными человекообразными обезьянами.

Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные  антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую  эпоху и представлявшего собой  ископаемое африканское обезьяноподобное существо.

Во 2ой половине 20 в. с  помощью биохимии, физиологии, иммунологии  и генетики удалось получить и  другие доказательства родства человека с животным миром нашей планеты. Прямым доказательством родства  человека и обезьян стали останки  ископаемых существ как общих предков человека и обезьян, так и промежуточных форм между обезьяньим предком и современным человеком.

По последним данным, появление высших обезьян, давших начало обезьяньим предкам человека, произошло  около 20 млн. лет назад. Судя по всему, в то время существовало около 20-30 видов антропоидов. Большинство из них вымерло, а переход к человеку осуществил лишь один вид.

Итак, древнейший предок человека и высших обезьян – рамапитек, живущий на территории от Индии до Африки. Рамапитек — останки ископаемой крупной обезьяны, по строению зубов оказавшейся промежуточной между современными человекообразными обезьянами и человеком. Жил около 14—8 млн. лет назад.

Австралопитеки —  самые древние, переходные от обезьян  к человеку формы, найденные в  Южной Африке и вымершие свыше 2 млн. лет назад. Эволюция их продолжалась 8 млн. лет. Австралопитеки ходили на двух ногах при выпрямленном положении тела, жили в пещерах, на безлесных пространствах. Их челюсти были слабо развиты. В качестве орудий для ударов использовали камни, палки, крупные кости конечностей копытных животных, для резки и рубки применяли нижние челюсти и лопатки тех же животных. Австралопитеки были всеядными. Концевые фаланги пальцев у австралопитеков короткие и плоские, как у современного человека. Человек умелый.

Древнейшие люди (архантропы) — ранняя стадия становления человека. Предками их были различные ветви  вида "Человек умелый": представлены значительным числом форм. Внешне они  были очень похожи на современного человека, хотя строение черепа имело такие примитивные черты, как низкий, покатый лоб, мощное развитие надбровного валика, отсутствие подбородочного выступа; масса мозга достигала 1000г, но форма его также была примитивной. Рост мужчины был 160см. По-видимому, им была свойственна примитивная речь. Речь, умение мыслить словами называют второй сигнальной системой и характерна она только для человека. Древнейшие люди освоили огонь. Они далеко расселились на территории Старого Света. Время их существования 1,5 млн. — 200 тыс. лет.

Информация о работе Версии происхождения человека