Но все
правильные формы государственного
устройства могут при известных
условиях отклоняться и вырождаться
в неправильные. Таких – неправильных
– форм существует три:
тирания
олигархия
демократия
При этом
тирания – в сущности та
же монархическая власть, но имеющая
в виду интересы одного лишь
правителя; олигархия отстаивает
и соблюдает интересы зажиточных
«классов», а демократия – интересы
неимущих «классов» Одинаковой
чертой всех форм Аристотель
считает то, что ни одна из
них не имеет в виду общей
пользы. Тирания – наихудшая из
форм государственного строя
и всего дальше отстоит от
его сущности. Тирания – безответственная
власть монарха, не направленная
на защиту интересов подданных;
она всегда возникает против
их желания; никто из свободных
людей не согласится добровольно
подчиняться такого рода власти.
Тираны – враги всех нравственно-благородных
людей, опасных для их господства:
люди нравственно-благородные, поскольку
они не претендуют на деспотическую
власть и в силу этого пользуются
доверием, как в своей среде, так
и среди других, не станут заниматься
доносами ни на своих, ни на
чужих. Тиран стремится вселить
малодушное настроение в своих
подданных, поселить среди них
взаимное недоверие и лишить
их политической энергии.
Олигархия
– вырожденная форма аристократии.
Это своекорыстное господство
меньшинства, состоящего из богатых.
Демократия – такая же своекорыстная
форма господства большинства, состоящего
из бедных. По мнению Аристотеля,
все эти три формы государственного
строения, вообще говоря, ошибочны.
Заключение
Политическое
учение Аристотеля имеет чрезвычайно
большую теоретическую и еще
большую историческую ценность.
Сжатый проект идеального государства,
намеченный Аристотелем, как и
всякая утопия, есть, по сути, идеализированный
объект по сравнению с существующими
формами государственности. Однако
присутствуют здесь и черты, отражающие
реальные исторические отношения
общества, в котором этот проект
был разработан. К таким чертам
может относиться вопрос о
рабстве, проблемы собственности, затронутые
Аристотелем. Особенность «Политики»
в том, что в ней черты реальные,
исторические явно преобладают
над утопическими. Путь к наилучшему
государству лежит, по Аристотелю,
через область познания того,
что существует в действительности.
Однако необходимо заметить, что
философское толкование общества
Аристотеля носит и прогностический
характер. Теория «среднего элемента»
как нельзя более подходит
к государственному устройству
современных развитых стран, где
обострение классовой борьбы, предсказанное
Марксом, не произошло благодаря
расширению «среднего класса». Таким
образом, представления о совершенном
государстве Аристотеля более
реальны, чем идеальное, требующее
разрушения всех существующих
форм экономического и политического
взаимодействия, общественное устройство
Платона.
Реалистичность
и системность социально-политических
взглядов Аристотеля делают «Политику»
ценнейшим документом, как для
изучения политических взглядов
самого Аристотеля, так и для
изучения древнегреческого общества
классического периода и имевших
в нем свою опору политических
теорий.
Список
использованной литературы
Аристотель. Политика. Пер. С. А. Жебелева.
М., 1911.
Асмус В.Ф. Античная философия. М.
1976.
Кечекьян С. Ф. Учение Аристотеля
о государстве и праве М. Наука,
1947
Лосев А. Ф. Критика платонизма
у. Аристотеля. М., 1929.
Рассел Б. История западноевропейской
философии. Р/Д, 1998.
Чанышев А.Н. Курс лекций по
древней философии: Учеб. пособие
для филос. фак. и отделений ун-тов.
– М.: Высш. школа, 1981
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАРАГАНДИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
СГД
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ:ФИЛОСОФИЯ
НА
ТЕМУ:ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
ВЫПОЛНИЛ:
СТУДЕНТ
ГРУППЫ АиУ-13у
САДИРБАЕВ
Н.Д
НОМЕР
ЗАЧ.КНИЖКИ-13/12-21
КАРАГАНДА
2015