Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:15, шпаргалка

Описание работы

Философия является интегральной формой научных знаний, в том числе знаний об обществе, культуре, истории, человековедении. Социальная философия, философия культуры, философия истории, философия антропологии выступают методологией и обновлением исходных посылок социально-гуманитарных наук. Развитие методологии социально-гуманитарного познания зависит от типа научной рациональности.

Файлы: 1 файл

шпоры пофилософии.docx

— 45.12 Кб (Скачать файл)

Герменевтика постепенно становится методологией социально-гуманитарногопознания. Процедура прочтения текста в определенном культурно-историческом контексте находит сегодня широкое применение в психологии, социологии, филологии, исторических, экономических и юридических науках.

РОЛЬ ЯЗЫКА  В ПОЗНАНИИ.

Диалектический материализм  учит, что язык непосредственно и  неразрывно связан с мышлением. Этой неразрывной связью языка и мышления определяется и роль языка в познании.

Мысль, будучи отражением в  голове человека окружающей нас материальной действительности, является вторичной  по отношению к материальному  миру и имеет идеальный характер. Однако противопоставление материального  идеальному правомерно лишь в рамках основного вопроса философии.

При естественнонаучном подходе  к вопросам мышления нетрудно убедиться, что идеальное, мысль, не существует иначе как в неразрывной и  непосредственной связи с материальным, являясь свойством последнего. Эта  связь проявляется в следующем:

а) мышление, как процесс  обобщенного и опосредствованного отражения действительности, исторически  возникло вместе с появлением человека, в процессе развития его трудовой деятельности. Возникновение мышления было подготовлено всем предшествующим развитием материального мира;

б) любая мысль, возникающая  в голове человека, является функцией, продуктом высокоразвитой материи  — головного мозга;

в) любая мысль, возникающая  в голове человека, по своему содержанию и по своей форме является не чем  иным, как отражением материального  мира. Объектом нашего изучения могут  быть не только предметы и явления  материального мира, но -и явления духовные (например, понятия, суждения и умозаключения). Но и в этом случае мы опосредствованным пут*ем отражаем материальную действительность, поскольку и содержание и форма каждого отдельного понятия, суждения и умозаключения являются отражением материального мира;

 Итак, познавательная функция языка в ходе обмена мыслями между людьми состоит в следующем:

1) закрепление познавательной  деятельности в языке делает  возможным сам факт обмена  мыслями между людьми, а следовательно, является необходимым условием существования самой общественной жизни. Через язык человек узнаёт мысли другого человека, посредством языка люди обмениваются своим опытом в ходе производственной деятельности, налаживают совместную работу;

2) посредством языка  совершается процесс воспитания  и обучения подрастающего поколения.  Поскольку язык закрепляет наши  мысли о предметах окружающего  мира, обучающийся через звуковую  и письменную речь овладевает  теми знаниями, которые необходимы  для того, чтобы участвовать в  процессе общественного производ­ства, в процессе любой иной деятельности;

3) закрепляя в языке  наши знания, мы имеем возможность  передать весь наш опыт будущим  поколениям. С другой стороны,  овладевая через язык опытом  прошлых поколений, мы используем  их знания для расширения нашего  опыта, для получения новых  знаний, для развития общественного  производства;

4) поскольку язык закрепляет  не только наши знания об  окружающем нас мире, но и наши  чувства, настроения, переживания,  различного рода побуждения, мы  через язык узнаём и об этих  сторонах психической жизни людей как настоящего времени, так и прошедших эпох.

ВЕРА И ЗНАНИЕ.ДОСТОВЕРНОСТЬ и СОМНЕНИЕ.

Трактовка познания как процесса, включенного в культуру, а также в исторически определенные формы предметно-практической деятельности и коммуникации — одна из главных  предпосылок философско-методологического  анализа социально-гуманитарного  знания. Такой подход к научному знанию с необходимостью выявляет в  нем малоизученные в классической теории познания компоненты, не охватываемые традиционными категориями как  не относящиеся к рациональному  познанию. Среди них значимое место  занимает вера в ее соотношении с  сомнением и знанием — тема, которая «изгоняется» из «точного»  естественно-научного знания. При этом имеется в виду не религиозная вера но вера вообще как состояние сознания, не испытывающее сомнения, принимающее события, высказывания и тексты без доказательств и проверки. Это явление не отвечает научным критериям, но вместе с тем тема веры, достоверности, сомнения оказывается одной из фундаментальных в познавательной деятельности, особенно в неформализованном, нематематическом либо интуитивном и метафорическом знании об обществе, культуре, человеке, его сознании и жизни.

 Социально-гуманитарные  науки, в отличие от естествознания  не забывающие о своих корнях  в «человеческих смыслах» и  отношениях, рассматривают веру  и верования человека прежде всего как данность его бытия среди людей. Так, Гуссерль видит основу «наук о духе» и достоверность познания в «жизни» или «жизненном мире». Именно очевидности «жизненного мира» и выступают у Гуссерля критерием достоверности.

 Идеи Витгенштейна о вере, достоверности, уверенности также близки традиции, где познание не сводится к науке, к естествознанию, но имейся в виду обыденное, опытное, жизненное знание, а также гуманитарное — филологическое, историческое, теологическое. Витгенштейн раскрывает достоверность в ее социокультурных, коммуникативных аспектах. Жизнедеятельность в целом, а не только познание или общение невозможны без веры, доверия, принятия знания как достоверного. Опираться на некоторые достоверности, несомненности — это и есть «форма жизни». Как «форму жизни» Витгенштейн рассматривал и речевую деятельность, говорение, «языковые игры». Языковая игра» понимается как некоторая языковая форма межличностного общения, выбранная на основе правил и норм, конвенции и верований.

 Как «жизненные  феномены», имеющие свои функции  в контексте бытия, рассматривал  веру и верования известный  испанский философ культуролог  X. Ортега-и-Гасет, противопоставлявший роль идей и верований в бытии человека. Идеи как результат интеллектуальной деятельности и воображения включают в себя и обыденные мысли, и строгие научные теории — все то, «что приходит в голову» человеку. Он их творит, распространяет, оспаривает и даже способен умереть в борьбе за них, но, в отличие от реальной жизни — ее мы проживаем, — идеи принадлежат сфере интеллектуальной жизни, которая конструируется как «ирреальность».

 В отличие  от идей, верования не являются  плодом наших размышлений, мыслями  или суждениями, они совпадают  с самой реальностью как наш  мир и бытие. Верования —  это другой жизненный феномен,  нежели идея, мы в них пребываем  как «пребывают в уверенности»; о них не размышляют, но с  ними всегда считаются. Являясь  основанием жизни, базисной предпосылкой  и условием наших действий, верования  присутствуют в нас не в  осознанной форме, а как «скрытое  значимое нашего сознания». По  этой причине мы их обычно  не осознаем, не мыслим, но они  воздействуют на нас неявно. Среди  самых значимых в европейской культуре является вера в разум интеллект. Как бы она не менялась и не критиковалась, человек по-прежнему рассчитывает на действенность своего интеллекта, активно конструирующего жизнь.

 Вера присутствует  и в структуре научного знания. Как правило, исследователи стремятся  предельно ограничить в науке  область веры, что является одним  из важных требований научности,  но одновременно многие мыслители,  особенно в сфере философии  и культуры, признают конструктивную  роль веры в познании.

 

Вера стоит  сама по себе и на своих собственных  основаниях. Она не может быть снята  с этих оснований и помещена на основание познания... она разрушается. Тогда это уже более не вера, а знание.

 В научно-исследовательскую  деятельность ученого различного  рода верования входят в таких  формах, как личностное неявное  знание, представленное в форме  индивидуальных навыков и умений, практического знания, знания о  пространственной и временной  ориентации, двигательных возможностях нашего тела. Признание эвристической значимости неявного знания, в свою очередь, влечет за собой введение субъективной веры. Часто вера как субъективная уверенность является началом и источником знания. Вера присутствует также и как доверие к показаниям органов чувств, которое коренится в чувственно-практической деятельности человека; в отнесении объектов к определенному классу вещей, событии.

 Сомнение  — это состояние беспокойства  и неудовлетворенности, заставляющее  действовать с целью его устранения, порождающее желание перейти  к состоянию верования — спокойного  и удовлетворенного. Итак, сомнение, усилие для его преодоления  — это стимул исследования  и достижения цели.

 Признание  конструктивной роли веры в  повседневности, в познавательной  и преобразующей деятельности  дает возможность по-другому оценить  соотношение веры и сомнения  в познании. По-видимому, нельзя однозначно  решать вопрос в пользу сомнения, если даже речь идет о научном  познании, широко использующем критико-рефлексивные  методы. За этим, по сути, стоит  вопрос о степени доверия Убеждениям, интуиции ученого, его творческому  воображению.

 Важнейший  аспект веры — ее соотношение  с истиной. Проблема соотнесения  веры и истины, обращения веры  в истину, принятия истины на  веру остается ведущей в работах,  посвященных проблеме веры, при  этом подходы варьируются в  зависимости от понимания того, что есть вера и что есть  истина. Положительная оценка веры  дается тогда, когда ею пользуются  для признания особого рода  положений, например, о том, что  природа завтра будет следовать  тем же законам, которым она  следует сегодня. Это истина, которую  не может знать ни один человек,  мы ее попросту принимаем на  веру в интересах познания  и нашей деятельности. Однако  в других подобных ситуациях  «принятие на веру» подвергается  жесткой критике. Необходимо признать, что человек не может мыслить  и действовать без определенной  степени веры, она для него  «рабочая гипотеза», причем ему  приходится в своих поступках  исходить из истинности этой  гипотезы независимо от того, подтверждается (опровергается) ли  это в короткий срок или  в результате усилий многих  поколений.

 Вера и  истина — феномены различной  природы и сущности; вера существует  интуитивно-экзистенциально, а истина — рационально-рассудочно. Они отличаются прежде всего степенью близости к основаниям жизни и «глубине нашей души», а также эмоциональной окрашенностью или ее отсутствием. Истиной считают такие научные знания, как таблица умножения, теоремы, формулы, законы логики и исторические факты. По сравнению с ними «вера есть нечто гораздо большее, более творческое и более жизненное». Человек верит в то, что он воспринимает и ощущает как самое главное в своей жизни». Совместное рассмотрение веры и истины лежит в русле экзистенциально-антропологической традиции, которая глубоко укоренена в европейской философии. Такой подход служит важнейшим основанием для понимания философских и методологических проблем социально-гуманитарного знания и его природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ПЕДАГОГИКЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалки по "Философии"