Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:15, шпаргалка

Описание работы

Философия является интегральной формой научных знаний, в том числе знаний об обществе, культуре, истории, человековедении. Социальная философия, философия культуры, философия истории, философия антропологии выступают методологией и обновлением исходных посылок социально-гуманитарных наук. Развитие методологии социально-гуманитарного познания зависит от типа научной рациональности.

Файлы: 1 файл

шпоры пофилософии.docx

— 45.12 Кб (Скачать файл)

 Соц.-гум. познание в значительно большей степени подвержено влиянию ценностных факторов, чем ест.-научное. Исследователь социальной сферы живет в социальном и ценностном мире. Ценностные факторы в научном познании могут выступать как позитивными, так и негативными компонентами научного поиска. В целом они организуют и упорядочивают познавательную деятельность, служат основой для взаимодействия науки, общества, исследователя. Без ценностных факторов функционирование науки невозможно. Ценностные начала выражают интересы, устремления общества, ученого, выступая мотивационной стороной науки. Позитивно-эвристические ценностные ориентации – обобщение, схематизация предметов, процессуальной и критериальной стороны определения исторического типа сознания; могут превращаться в формы и представления и выступают тормозом в прогрессе познания. Важно постоянно рефлексировать по поводу ценностных мотиваций, культивировать исследовательскую частность.  Принципиальная позиция отрицания ценностей носит названия  нигилизма. Программу переоценки всех ценностей выдвинул Ницше. Правда, нигилизм, отрицая одни ценности, предлагает другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЖИЗНЬ КАК КАТЕГОРИЯ  НАУК ОБ ОБЩЕСТВАХ И КУЛЬТУРЕ.

Многочисленность  категории жизни обусловлены  не только сложностью и многогранностью  природы и содержания жизни как  особого феномена, но и тем, что  этот феномен в разные периоды  приобретает свое особенное звучание. В философском учении проблемы жизни  стали основанием для ряда философских  школ ХIХ – ХХ века о философии жизни, антропологические школы, экзистенциализма, феноменологии, витии.

 Философия  жизни→биологические подходы к  феномену жизни; культурно-историческая  интерпретация жизни (индивидуальные  формы реализации жизни, ее  неповторяющиеся уникальные образы), кантеистический вариант (жизнь – космическая игла «жизненного порыва» - непрерывное творчество новых форм).

 Артур Шопенгауэр→человек  – совершенная объективация воли  и жизни – воплощение ненасытной  жажды; погружен в стихию тревоги  и нарастающих угроз; трагична  не только жизнь индивида, но  и человеческая история; жизнь  – страдание, история – слепой  случай, прогресс – иллюзия. Основа  философии жизни – иррационализм,  пессимистическая ориентация, переживание  бытия (экзистенциализм).

 Фридрих Ницше→нет  бытия, есть лишь становление;  человеку нужно выжить, наладить  коммуникацию с миром (нравственно-этический  контекст); аристократическая мораль, значимость земных ценностей,  идея сверхчеловека; тяготение  к вечным и абсолютным истинам–  главный порок прежней культуры и философии; религиозная вера привела к отказу от ценностей, бог исчезает вместе с этим миром; сверхчеловек утверждает новую мораль; человек – есть мера всех вещей.

 Вильгельм  Дильтей критика исторического разума; человек – волевое существо, а не только познающее; жизнь – общее основание для наук о духе; жизнь объективируется в институтах государства и церкви, в юридических, религиозных, философских, художественных и этических системах; у жизни и истории есть смысл: и в жизни, и в истории есть свои синтаксические моменты; человек – существо историческое.

 Георг Зиммель жизнь – пример творческого становления, постигаемый только внутренними переживаниями, интуитивно.

 Анри Бергсон  жизнь – реальность, стремящаяся  к численному росту и качественно  многообразна, чтобы умножиться в пространстве и наполнить время.

 Зигмунд Фрейд  инстинкт жизни, смерти; символика  – составная часть жизни человека. Инстинкт, интеллект, разум –  важные инструменты человеческого  сознания. Жизненный порыв – творческая  активность.

 Категории  качества жизни: образ жизни  (формы жизнедеятельности людей); стиль жизни (содержание образа  жизни, общение и поведение  людей), уровень жизни (жизнеобеспеченность).

 Жизнь историческое  качество – форма существования,  которая характеризуется ценностью  и способностью к самоорганизации;  компенсацией отдельных проявлений  организма. Жизнь динамизм, открытость, порыв к новому.

 Эдмунд Гуссерль жизненный мир→жизнь человека. Качество жизни определяется духовностью

 Категория  жизни является одним из ведущих  центров сопряжения социально-гуманитарной  мысли. Цель философии жизни  жизнь → источник всех познавательных  интенций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ. КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, субъективный, абсолютный и относительный аспекты, которые  можно рассматривать и как  относительно самостоятельные истины.Объективная истина — она в обусловленности реальной действительности в которую входит -объективная реальность, субъективная реальность она - в связи с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой.

Субъективность, поскольку истину познают люди, она субъективна  по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону).

Абсолютная истина — это исчерпывающее  достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда  не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному  уровню развития общества, который  обусловливает способы получения  этого знания; это знание, зависящее  от определенных условий, места и  времени его получения.

Основные концепции истины

Корреспондентская (классическая) концепция истины

Одной самых распространённых в  философии и науке указанного периода стала корреспондентская (от английского слова correspondence – соответствие) концепция истины.По причине древности и согласия со здравым смыслом эту концепцию иногда называют также классической.

Как следует из названия, главным  понятием этой концепции является понятие  соответствия. Истинное – это соответствующее. Причём, рассматриваемая концепция  изначально двойственна. С одной  стороны, можно говорить и чаще всего  говорят именно так об истинном знании (об истинности суждения, высказывания, предложения, системы предложений), подразумевая знание, соответствующее  предмету знания. – Это гносеологический вариант данной концепции. С другой стороны, можно говорить об истинной вещи, имея в виду соответствие этой вещи её идее (понятию, сущности). –  Это онтологический вариант обсуждаемой  концепции.

Когерентная концепция  истины

Сторонники этой концепции пытаются обойти основную проблему корреспондентской  концепции истины: проблему установления соответствия между фрагментами мира знания (суждениями, теориями, концепциями и т. д.) и фрагментами действительности (вещами, свойствами, отношениями). Они видят истинность знания не в том, что оно соответствует действительности, а в том, что оно (знание) является когерентным, то есть самосогласованным, логически связанным, непротиворечивым. Истоки этой концепции уходят в глубокую древность. Совершенно отчётливо они прослеживаются в трудах Аристотеля, сформулировавшего, как известно, основные законы логики (законы правильного, истинного) мышления. Выполнение требований логики, в частности, законов тождества и противоречия, является совершенно естественным и минимальным требованием, предъявляемым к знанию, претендующему на истинность.

Прагматическая концепция  истины

Ф. Ницше утверждал, что истину следует  понимать как орудие жизни, как орудие власти, в крайнем случае, - как  средство приспособления человека к  действительности. Подобные взгляды  были систематически развиты представителями  прагматизма. Прагматизм – философское  учение, сложившееся в последние  десятилетия 19 – ого века в США. Основные идеи прагматизма выдвинули  и разрабатывали Чарльз Пирс, Уильям Джеймс, Джон Дьюи.

Истинными могут быть названы только те из них, которые имеют благоприятные  для субъекта, ими обладающего, последствия, только те, которые оказались полезными, выгодными для этого субъекта. Для прагматистов истинными знаниями будут те, которые надёжно, эффективно, успешно «работают»: ведут человека к успеху, полезны для него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ  В СОЦИАЛЬНО_ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ.

Понимание в герменевтике В. Дильтея. Вильгельм Дильтей (1833—1911), историк культуры и философ (представитель «философии жизни»), полагал, что принципиальные различия между «науками о природе» и «науками о духе» заключаются в изучаемых ими предметах, из чего вытекает и различие в методах. В основе культуры и истории лежит жизнь, в том числе духовная жизнь людей, которую нельзя изучить путем анализа ее элементов, как это делается в механике, но нужно понимать в ее целостности. Поэтому в «науках о духе» основным методом является интуитивное понимание предмета в его индивидуальной целостности, тогда как в науках о природе применяется метод объяснения, основным содержанием которого является подведение особенного под всеобщее, объяснение через закон.

Почему существует это  принципиальное различие?

  • История и культура — это творение людей, обусловленное временем и характером их отношений. Объектом исторического познания являются индивидуальный характер продуктов человеческой культуры (артефактов, обычаев, ценностей, поступков и т. п.), в отличие от повторяющегося однообразия естественно-научных объектов.
  • В гуманитарных науках нужно заменить абстрактные обобщения пониманием индивидуального характера исторических событий.

Причинное (каузальное) объяснение характерно для естествознания, для  культурно-исторического познания характерна герменевтика - так или  иначе трактуемая Герменевтика - теория понимания и интерпретации в "науках о духе".

 методология понимания.  Два уровня понимания - грамматический (язык в широком смысле), психологический  (вчувствование в духовный мир автора).

Герменевтический круг –  текст как целое понимается через  части, а части понимаются в контексте  целого.

Отношение к герменевтике. Иногда веберовскую социологию называют понимающей, но у него большие отличия от классической герменевтики. Он согласен с Дильтеем, что методология социального познания должна учитывать то обстоятельство, что человек, его действия и социальные феномены, которые ими порождаются, предполагают сознание, мотивы, смысл - социальная реальность это осмысленная реальность. Поэтому соц. наука не может копировать методы естествознания, в ней должно быть место пониманию. Но конкретную дильтеевскую тарктовку понимания как эмпатии Вебер считал неверной для науки. Он считал, что ошибка Дильтея - в психологизме. Понимание путем вчувствования существует, это Вебер признавал, но оно не имеет общезначимости, это личный опыт исследователя, это искусство и в этом виде его ценность очень условна. Наука должна работать с понятиями. В связи с этим Макс Вебер вводит «идеальный тип» - инструмент, с помощью которого он предполагает строить социологию как понимающую и одновременно объясняющую науку.

В самом общем виде социальная наука — социология, экономика, антропология (особенно) — колеблется между двумя  с виду несовместимыми точками зрения: объективизмом и субъективизмом, объяснением и пониманием. С одной  стороны, согласно старой дюркгеймовской максиме социальная наука может рассматривать «социальные факты как вещи» и устраняться, таким образом, от всего, чему те обязаны своим существованием в качестве объектов познания. С другой стороны, она может сводить социальный мир к представлениям о нем, конструируемым самими агентами; задача социальной науки заключается в таком случае в производстве "мнения о мнениях" , производимых социальными субъектами. Это отстаивал, например, А. Шюц.

Эти две социальные позиции  можно выразить контрастным образом:

  • Дюркгейм: «Социальная жизнь должна раскрываться не через концепцию того, кто в ней принимает участие, а через глубинные причины, которые ускользают от сознания самих агентов».

Метод понимания: нужно раскрывать социальную жизнь на языке самих  агентов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА.

Вопросы изначально – искусство  толкования Библии, литературных текстов. В XVIII – ХIХ в. герменевтика рассматривалась в качестве учения о месте гуманитарных наук. Ее задачей становится объяснение «чуда понимания».Современная философская герменевтика обязана своим рождением Ф. Шлейемахеру. Он разработал структуру интерпретации, характеризующую понимание как таковое. Герменевтика – искусство понимания чужой индивидуальности. Следует сначала понять целое, социального познания и его методов является предметом пристального внимания в современной герменевтики. Герменевтика чтобы затем стали ясны части и элементы, а для этого необходимо, чтобы интерпретируемый объект и интерпретирующий субъект были в одном круге (предварительное понимание). Герменевтический круг – удержание целостности операции понимания, охватывающей как объект, так и субъект. Свойства герменевтического круга: необходимое предзнание целостности интерпретативного действия, принадлежность действия и понимание к более широкому горизонту.

 Х.-Г. Гадатер: герменевтика – учение о бытие. Понимание – универсальный способ освоения мира, неотделимо от самопонимания, поиск смысла, невозможно без предпонимания. В понимании есть онтологически положительный смысл. Есть тексты несущие смысл. Смыслы в свою очередь говорят о вещах. Толкователь входит в них умом с определенным предпониманием. Всегда есть первоночальный рисунок события, т.н. интерпритатор читает текст с известным ожиданием. Источником, которого является предпонимание. Задача герменевтики – восстановление авторитета традиции, которая придает смысл всей «истории дистанций, «временного отстояния» какого-либо события. Понимание всегда является истолковывающим, а истолкование – понимающим. Понимание возможно лишь в качестве «применения» - соотнесения содержания текста с культурным мыслительным опытом современности. Интерпретация текста состоит не в воссоздании первичного (авторского) смысла текста, а в создании смысла заново. Философская герменевтика – новый синтез «речь» и «логос», герменевтика и диалектика. Движение истолкования текста является диалектическим, потому что толкующее слово, попадающее в смысл текста, выражает целостность этого смысла. Исходный пункт герменевтики – языковая форма выражения мысли. Процесс постижения смысла происходит в языковой форме.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"