Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:15, шпаргалка

Описание работы

Философия и наука: историческая динамика взаимосвязи и взаимовлияния.
Философия и наука выросли из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились. Они диалектически связаны, взаимовлияют друг на друга, но в разное время по-разному. Фил. - мать науки. В древн. Гр. не было диффрененциации теоретических знаний. Первые естествоиспытатели были одновременно и фил. Философия - теор. уровень М-ния.

Файлы: 1 файл

Voprosy_k_ekzamenu_2.doc

— 854.00 Кб (Скачать файл)

Cмена научных картин  мира – сравнительно редкое  явление. В истории науки их  выделяют обычно три: механическую (с ХVII до середины ХIХ века), электродинамическую (до начала  ХХ века) и квантово-механическую, включающую идеи теории относительности (ХХ век). В последнее время, после работ И.Р. Пригожина по неравновесной термодинамике и разработки на этой основе принципов синергетики (Г. Хакен и др.), некоторые специалисты говорят о становлении четвертой, синергетической картины мира.    
Рассмотрим теперь вопросы классификации наук. На доклассическом этапе, то есть до ХVII века, исходные формы научного знания (иногда называемые преднаукой) являлись, частью философии; это было научно-философское знание. Первую классификацию, вошедшую в историю науки и имевшую основополагающее значение в культуре вплоть до позднего средневековья, создал Аристотель. За основу он взял цели человека, стремящегося к знаниям: первая – созерцание бытия, начинающегося с удивления и приносящего удовольствие от самого процесса; вторая – необходимость решать практические, жизненные вопросы, обосновывать и оправдывать действия; третья – желание постичь и освоить прекрасное. Этому соответствуют теоретические, практические и творческие науки (sciencеs); вторая и особенно третья группы являются в возрастающей степени искусствами (arts). Внутри групп различение проводится по предметам. Теоретические науки – первая философия, или метафизика, постижение умозрительных причин и начал бытия, затем математика, познание структур бытия в числах и фигурах, и, наконец, физика, изучение природы, «фюзис», включая и органическую природу. Практические науки включают у Аристотеля политику, этику, творческие – различные искусства, включая технику, которая понимается как мастерство (гончара, художника, скульптора, ритора – техника речи и т.п.). Техника, таким образом, получила статус искусства, а не науки, что, по нашему мнению, совершенно оправдано. Добавим также, что разработанная именно Аристотелем формальная логика рассматривается им не в качестве одной из наук, а как универсальный метод в познании.

Начиная с конца ХVI столетия, классификации становятся более строго привязаны сначала  к познавательным способностям (Ф. Бэкон, положивший в основание классификации  память, рассудок и воображение), а  затем – к предметным областям исследования. В ХIХ веке разработаны классификации, сохраняющие значение по сей день. Наиболее распространена эволюционная классификация, идущая еще от механической картины мира и выстраивающая науки по уровням организации бытия: науки о неорганической природе; об органической; общественные науки; науки о человеке. Соответственно научные дисциплины выделяют в последовательность:

Физика, химия – биология – социальные – гуманитарные науки.

Еще Гегелем применительно  к этой последовательности, с рационалистических позиций всесторонне развернутой в «Феноменологии духа», были разработаны принципы преемственности (перехода от низших форм организации к высшим), несводимости, включенности («снятия»), изменения внутреннего для каждой формы течения времени (последовательного ускорения) и др. Гегель строит классификацию на сопоставлении физического, химического, биологического («органика») и социального знания. 
Системность научному знанию придает наличие в его структуре философских идей и принципов, находящих выражение в системе категорий мышления (общности, необходимости, причинности и др.), в ценностном знании, выражающем антропологическую нагруженность научного познания, неустранимость присутствия исследователя в описании реальности. Основополагающие принципы естествознания (относительности, дополнительности, системности и др.) по существу носят философский характер и вместе с тем выполняют очевидную нормирующую функцию в исследовании.

 

  1. Особенности эмпирического знания. Эксперимент, наблюдение, измерение в науке. Проблема теоретической нагруженности фактов науки.

 

В структуру эмпирического  знания включают обычно наблюдение, эксперимент, измерение. Они же часто рассматриваются  и в качестве методов эмпирического  исследования. Кроме того, в эту  структуру включают анализ и сравнение фактов, первичную систематизацию опытного материала. Формы представления такого подвергшегося первичной систематизации материала были - оформление эмпирического базиса, выражение его в системе протокольных предложений, приведение к нормальным дизъюнктивным или конъюнктивным математическим формам выражения и т.п.

Научное наблюдение есть целенаправленное и организованное восприятие, основанное на получении, переработке и синтезе чувственных  впечатлений исследователя. Наблюдение применяется в случаях, когда:

а) объект или процесс  недоступен (ввиду удаленности, как  в астрономии, либо агрессивности  среды, не позволяющей использовать экспериментально-измерительную базу);

б) экспериментальное  вмешательство в исследуемый  процесс изменяет его естественный ход (например, в социальных процессах, когда бывает предпочтителен метод «включенного наблюдения», или в ряде наблюдений квантово-механических эффектов и в других аналогичных ситуациях явного и существенного воздействия наблюдателя на наблюдаемый процесс).

Наблюдение активно, что  означает сознательный поиск фактов, в котором ученый руководствуется  некоторой гипотезой или прежним  опытом. Следовательно, уже в наблюдении факты, с одной стороны, «упрямая вещь», но с другой – являются теоретически нагруженными, избирательными, работающими на подтверждение или опровержение теоретических гипотез. В этом смысле утопией является поиск т.н. «чистых» или «окончательных» фактов как данных опыта. Действительным результатом научного наблюдения оказываются не факты, а то, что Р. Карнап называл «протокольными суждениями», некие зарегистрированные описания наблюдаемого. Отметим, что факт по значению этого понятия – это либо знание о единичном событии, либо совокупность высказываний, фиксирующих результаты наблюдения, измерения, эксперимента. Науку интересуют прежде всего факты во втором значении, именно они в определенных условиях становятся научными фактами. Факты такого рода всегда содержат долю истолкования. Они становятся «упрямой вещью» только в рамках определенных интерпретаций.

Основные функции наблюдения – получение информации, проверка гипотез, сопоставление теоретических  результатов по данным наблюдения с  целью установления истинности как  соответствия теории фактам наблюдения.

Наблюдения в науке  интерсубъективны, что является условием достижения их объективности. Они могут носить непосредственный или косвенный характер. Особенность последних заключается в том, что исследуемые объекты представлены в науке через восприятие и фиксацию результатов взаимодействия ненаблюдаемых объектов с наблюдаемыми. В этом случае теоретическая нагруженность фактов становится вполне очевидной, ибо необходимо допустить существование закономерной связи между непосредственно ненаблюдаемым и теми эффектами, которые оно вызывает в наблюдаемом.  
Эксперимент отличается от наблюдения тем, что в нем достигается прямое взаимодействие с изучаемым объектом или процессом, непосредственный доступ к исследуемой реальности. Здесь уже возможно измерение по шкалам интервалов или отношений, введение строгих математических методов обработки данных. Считается, что первым экспериментальный метод начал применять Г. Галилей в физике. Научный эксперимент предполагает следующие возможности:

– выделить изучаемое  явление по ограниченному числу  параметров, относимых либо к самому явлению, либо к условиям его протекания;

– изолировать его  по всем другим параметрам, принимаемым  за несущественные;

–  варьировать существенные параметры;

–  многократно воспроизводить эксперимент вместе с его  условиями.

Ранее экспериментом считали только воздействие на изучаемый объект с помощью материальных средств (экспериментальных установок и приборов).

С 90-х годов ХХ века некоторые ученые используют понятие  вычислительного, или математического  эксперимента (Н.Н. Моисеев и др.).  Более строго было бы называть это модельным экспериментом с идеальной логико-математической моделью. То же следует сказать о так называемых «мысленных экспериментах», они носят преимущественно качественный характер.

Качественным эксперимент  называют, если он не включает процедуру измерения. Скажем, когда речь идет о сравнительном анализе по типу «больше» или «меньше». Пример – шкала Мооса для определения твердости материалов. Количественный эксперимент предполагает точное измерение всех существенных параметров. Для этого используется измерительная и регистрирующая аппаратура, а также методы математической обработки результатов. Когда говорят, что наука начинается с измерений, имеют в виду количественные эксперименты.

Функции эксперимента те же, что и у наблюдения, хотя отличаются по интенсивности, возможностям обоснования соответствия, истинности.

Среди экспериментов  особо выделяется измерительный  эксперимент. Измерение – это  процедура приведения в соответствие с некоторым заранее заданным эталоном для количественного сравнения. Установление количества достигается введением единицы (меры) измерения.

Поэтому относящимися к  собственно измерениям принято считать  шкалы интервалов и отношений (фиксируют  отношение, меру), что реализуется  в измерительных приборах (усилители, анализаторы, преобразователи, включая регистраторы; собственно измерители, ИИС). Приборы преобразуют изучаемые и обычно непосредственно органам чувств человека недоступные явления в наблюдаемые, фиксируемые, опосредствованно доступные.

Роль прибора и эмпирического  знания в науке исключительна. Рациональность продуктивна, когда она опирается  на серьезный эмпирический базис. Но при этом следует помнить об основной слабости индуктивного вывода: он дает вероятное, а не достоверное обоснование знания. Это средство «проверки воображения», а уже во вторую очередь – получения знаний путем наблюдения. 
Для перехода к анализу состава (структуры) научной теории вспомним определение предмета философии науки. Ранее мы  отмечали, что таковым является исследование условий возможности науки, сферы и границ научности, критериев последней. Анализ определения и функций науки позволяет дополнить: а также исследование целей, мотивов, ценностей и технологий деятельности человека по получению (производству) новых знаний в различных культурно-исторических условиях. Отсюда проистекают основные функции философии по отношению к науке: онтологическая, гносеологическая, методологическая, а также все более осознаваемая в последнее время антропо-аксиологическая. По отношению к научным теориям, в первую очередь фундаментальным, философия выполняет также эвристически-селективную функцию, поскольку из множества умозрительных комбинаций исследователь реализует только те, которые согласуются с его мировоззрением. Последние две функции особое значение приобретают в период научных революций, или смены парадигм.

 

  1. Научная теория как форма упорядочения знаний. Структура научной теории, ее идеальные объекты и законы.

 

Научная теория – это логически упорядоченная система знаний, имеющая в своем составе по меньшей мере три структурных элемента. Первый – ядро теории, состоящее из выраженных в математической форме одного или нескольких основополагающих законов, исходных фундаментальных понятий, принципов, аксиоматических допущений. Законы формулируются в виде суждений, имеющих необходимый и общий характер. Закон – это устойчиво повторяющееся, существенное отношение между вещами или процессами. Закон выражает отношения зависимости, взаимосвязи, корреляции между ними. Различают законы функциональные, с горизонтальными связями, и эволюционные, с вертикальными, асинхронными, несимметричными во времени связями, типа причинных, – законы новообразования, развития. К ядру теории относят также ее идеализированный объект, предельную абстракцию или модель наиболее значимых для данной теории свойств и связей типа материальной точки или центра масс в механике, идеального газа в кинетике газов, абсолютно черного тела в оптике, идеального цикла Карно в теплотехнике и т.п. Второй структурный элемент теории –периферия, включающая методы, математико-логический аппарат, который составляет совокупность правил обработки знаний и способов аргументации. К периферии относят обычно философские нормы и принципы, ценностные установки ученого, если они принимаются в расчет (а это имеет место не во всех концепциях философии науки). Сюда же отнесем наглядные образы теории, посредством которых достигается чувственно-сверхчувственный характер интерпретации ее утверждений. Благодаря предлагаемым авторами наглядным моделям типа атома или химических соединений мир теории предстает как более близкий, понятный как для самих исследователей, так и для тех, кто впоследствии обучается по этим моделям. Но эти образы не могут быть отнесены к эмпирическому базису, так как носят посттеоретический характер. К периферии отнесем, с учетом возможных возражений, проблемы и гипотезы. Это важные формы развития знания, которые не входят в ядро теории, но очень часто инициируют изменение последнего. Проблема в науке – это своеобразное «знание о незнании», она открывает направление возможной дальнейшей разработки теории. Попытки решить проблему оформляются первоначально в гипотезы – суждения предположительного характера с неопределенным значением истинности. Наука начинается с постановки проблем и формулирования гипотез, одни из которых отмирают в процессе фальсификации (как гипотезы флогистона или теплорода, а в ХХ веке – эфира), другие же становятся теориями (как квантовая гипотеза). Интересно, что до ХХ века считалось обязательным соответствие выдвигаемых гипотез правилам формальной логики. Сегодня это требование значительно смягчено: уже Луи де Бройль, выдвинув гипотезу о наличии у микрообъектов корпускулярных и волновых свойств одновременно, продемонстрировал его невыполнимость в полном объеме. По-видимому, правильнее говорить о соответствии гипотезы какой-либо принятой логике, включая трех- или многозначные, размытые и другие, признанные в научном сообществе. Наконец, третий структурный элемент теории – эмпирический базис, совокупность высказываний, описывающих результаты опытов, наблюдений, экспериментов, измерений количественных параметров. Иногда их называют протокольными высказываниями о фактах. Факт в науке понимается либо как доказанное знание о событии, либо как предложение, фиксирующее результат наблюдения, измерения, эксперимента. Науку интересуют прежде всего факты во втором значении, и факт такого рода всегда содержит долю истолкования. Факты становятся «упрямыми» в рамках определенных интерпретаций.

С учетом этих трех структурных  элементов наука предстает  как мышление в понятиях, проверяемое опытом. Основные свойства научной теории рассмотрим через требования к ней. Первое требование: теория должна удовлетворять критерию, который А. Эйнштейн называл «логической единственностью». Этот критерий он разъяснял  как требование полноты описания при условии минимизации логически взаимосвязанных понятий и «произвольно установленных соотношений между ними (основных законов и аксиом)». Следует отметить, что с точки зрения следующего, второго требования, а именно – непротиворечивости, требование полноты никогда не может быть выполнено целиком. Это вытекает из теоремы Геделя о неполноте. Скорее, речь идет о необходимости и достаточности описания для достижения понимания изучаемых явлений, входящих в сферу теории. Третье требование к научной теории – целостность (системность) и внутренняя самосогласованность (когерентность) ее высказываний, включая процедуры связывания, введения и выведения терминов. Четвертое требование – обоснованность, доказательность входящих в нее положений, включая максимум эмпирически проверяемых и подтверждающих теорию следствий. Пятое – максимальная, в сравнении с конкурирующими теориями, объяснительная сила теории. Этим требованиям соответствуют основные функции теории: системная, объяснительная, предсказательная, методологическая и практическая, притом последняя – в ряде модификаций (прикладная, просветительская, социально-бытовая и другие). Все эти функции созвучны общим социокультурным функциям науки в современном обществе.

 

  1. Особенности языка науки. Предметное, операциональное и ценностное знание. +
  2. Природа и способы получения абстракций. Математизация и формализация  в научно-теоретическом познании.

 

Проблеме языка - это  одна из самых острых дискуссионных  тем XX века. В его первой половине основоположник популярной в западных научных кругах англо-американской аналитической философии, или неопозитивизма Л. Витгенштейн эффективность науки связал с успешностью ее языка. По его мнению, ученый – это архитектор, философ – чистильщик, а задача философии науки – описывать и разграничивать различные языковые игры, осуществлять аналитическую деятельность по прояснению логической структуры языка и устранять из научного оборота бессмысленные выражения типа «мир есть объективная реальность» или «в основе бытия следует предположить существование безусловной сущности, или бога». Согласно этой программе, научные высказывания должны быть предельно рациональны и очищены от внешнего балласта, сведены к прояснению опытных данных. В конце ХХ века деконструктивизм, постмодерн в лице Ж. Деррида и множества других весьма популярных сегодня философов провозгласили всю культуру – и научную, и вненаучную, – игрой означающих, то есть знаково-символической языковой системой, в которой посредством манипуляций со знаками, например, путем математического моделирования, можно доказать что угодно и что угодно опровергнуть. Почему? Потому что, согласно этой точке зрения, степень опосредования нашего отношения к умопостигаемому миру культурными символами столь велика, что мы не в состоянии отличить означаемое от означающего, живем в чисто символическом, языковом мире неочевидной, ненаглядной, сверхчувственной реальности. Если воспользоваться новейшей терминологией, то для постмодерна наш мир скорее виртуален, чем реален.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"