Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

1.docx

— 84.60 Кб (Скачать файл)

Его синтетический ум позволил создать  и оригинальную космологию как философское  учение о материи, пространстве и  времени. Сомнение как исходная точка, начало и принцип всякого познания не может, по мысли Декарта, поколебать наше убеждение в объективности природы, материи как источника ощущений. "...Так как мы ощущаем или, вернее, так как наши чувства часто побуждают нас ясно и отчетливо воспринимать протяженную в длину, ширину и глубину материю, различные части которой наделены определенными фигурами и движениями, откуда проистекают у нас различные ощущения цветов, запахов, боли и т.п."

Однако в своей характеристике материи Декарт не ограничивается одним  лишь признаком объективности. Физическую сущность материи Декарт видит прежде всего в таком ее качестве, как протяженность, или пространственность. Для него материя и пространство - одна и та же вещь. В этом отождествлении материи и пространства, сведении всех качеств материи по сути дела лишь к одному — пространству — означало не только излишнее пристрастие к нему будущего изобретателя аналитической геометрии. Оно повлекло за собой идею бесконечности Вселенной в пространстве. Атак как пространство беспредельно, беспредельной представлялась и Вселенная. Сам Декарт, строго следуя своим идеалам научности, писал не о бесконечной Вселенной, а о ее неопределенной протяженности, тем не менее его идея определила надолго развитие всех космогонических представлений. Отсюда следовали, например, выводы об однородности материи, о взаимосвязи всех элементов мира. Если материальный мир един, то всякое событие, происходящее в любой его части, не может рассматриваться как изолированное от "остального" мира. Всякое движение тела следовало рассматривать как движение относительное, т.е. определяемое по отношению к другим телам, условно принимаемым за неподвижные и т.д.

Этот тезис, как и прочие, продиктован  стремлением Декарта построить  такую теорию материи, которая бы воспроизводила все первичные качества как объективно присущие ей. Материя  была отождествлена с протяженностью потому, что последняя признавалась как неотъемлемое, необходимое качество. Отсюда вытекали выводы о бесконечности  мира, единстве и однородности материи, непрерывной заполненности пространства. Немаловажное место занимало и положение о бесконечной делимости материи. Если нет пределов пространства, то нет пределов и делимости материи. Она должна делиться до бесконечности.

Несмотря на все трудности, которые  влекло за собой такое предположение, Декарт не сомневался в его правильности, ибо неуклонно следовал принципам  своей методологии. Хотя мы и не можем, считал он, постичь способ деления  материи до бесконечности, мы не должны сомневаться, что оно так или иначе совершается, поскольку это следует из природы материи, мыслится ясно и отчетливо.

Требование ясности и отчетливости вело Декарта еще дальше, к запретным  темам. Он был первым крупным мыслителем Нового времени, который внес в космологию идею развития. Задолго до Канта  и Лапласа Декарт выдвигает мысль  о том, что теория строения мира немыслима  без его истории. В XVII в. эта тема все еще оставалась опасной для исследования. Компромисс с господствующей теологической теорией происхождения Вселенной был неизбежен. Излагая свою теорию, Декарт оговаривается и уверяет, что учение церкви о сотворении мира для него — непререкаемая истина. Единственная цель его теории в том, чтобы обеспечить изложение представлений о движении небесных тел, согласование теории с опытом. Такая теория, уверяет он, полезна, хотя в действительности Вселенная возникла вовсе не так, как показано в теории.

Так или иначе, сквозь все оговорки суть его теории очевидна, и она  состоит в признании развития мира, начиная с первичного однородного  состояния материи до последующей  сложной структуры Солнечной  системы и Земли. Основой развития Вселенной Декарт объявляет вихреобразное  движение сперва однородных, а затем дифференцировавшихся частиц, что позволяет считать его теорию вполне диалектической. Ибо принцип развития проведен Декартом в ней вполне последовательно через все фазы жизни Вселенной и объяснял все явления материального мира, включая происхождение Солнца, звезд и Земли. Однако учение Декарта было слишком революционным для своего времени, чтобы быть оцененным по достоинству.

Философия эпохи возрождения

Пятнадцатое столетие — это эпоха  возникновения капиталистической  формации, а вместе с ней цивилизации, ориентированной на первые реальные достижения науки и техники. В  противоположность культуре Средневековья, обращенной к Богу, новая ран небуржуазная культура устремлена к человеку. Не случайно она получила название гуманизма. И хотя церковно-феодальный уклад продолжал господствовать в большинстве стран Европы, гуманистическая культура, а вместе с ней и новая философия завоевывают уже достаточно прочные позиции, усиливают свою оппозицию средневековой схоластике. Возрождение означало возврат к идеалам гуманизма, свойственным древнегреческой философии и культуре, не подвластным в такой степени религии и церкви, которая была характерна для эпохи Средневековья. Возрождение началось ранее всего в искусстве и литературе, обратившихся к человеку и природе, его естественному окружению. В философии начало Возрождения связано прежде всего с именем Николая Кузанского1 (1401 — 1464). Будучи в зрелые годы одним из руководителей римско-католической церкви, именно он тем не менее начал процесс эволюции философии от теологических спекуляций к натуралистическим размышлениям о человеке, обнаруживая глубокую неприязнь к схоластической учености и аристотелизму в истолковании Бога.

Гуманистическое движение в Европе XV—XVI вв. охватило не только область  естественно-научного знания, но и сферу социальной философии, выражавшей своими противоречиями и своеобразием сложную картину общественной жизни в период упадка феодализма и зарождения капиталистической формации. В этой сфере наиболее значительны и известны имена флорентийского государственного деятеля и политика Никколо Макиавелли (1469— 1527), итальянского философа Томмазо Кампанеллы (1568—1639), английского утописта Томаса Мора (1478—1535), вождя "народной реформации" в Германии Томаса Мюнцера (1490—1525).

 

Макиавелли, будучи идеологом молодой  итальянской буржуазии, мечтал о  создании на территории раздробленной  тогда Италии единого и сильного государства, в котором право  и законность должны пересилить феодальный произвол. Он был первым в ряду мыслителей Возрождения, у которого именно сила рассматривалась как основа права, освобожденного тем самым от морали. Сейчас это звучит обыденно. Но тогда  это противопоставлялось теократическому  обоснованию государственной власти как целиком и полностью зависящей  от церковных санкций и религиозного авторитета. Религия и церковь  в построенной таким образом  иерархии становятся пусть необходимым, но все же только орудием светской государственной власти. Макиавелли, по словам К. Маркса, выступает как один из создателей юридического мировоззрения, отделявшего правовые нормы от религиозных догматов. Последним в духе идей Эразма приписывается именно моральное содержание. Макиавелли был убежден, что основной побудительный мотив деятельности людей заключен в их естественных индивидуальных качествах: эгоизме, материальном интересе и т.п. Интересы собственности у человека выше родственных связей и т.п.

 

 Социальные возможности, заложенные  в гуманизме, наиболее ясно  для своего времени изложил  английский мыслитель Томас Мор  — автор знаменитого сочинения  "Утопия". Оно отразило уже  более отчетливо проявляющиеся  особенности эпохи первоначального  накопления капитала: бедственное  положение большей части населения,  с одной стороны, жестокость  и бесчеловечность — с другой. Нет ничего удивительного в  том, что в противоположность  Макиавелли, который свои надежды  на лучшую жизнь возлагал на  незыблемые устои частной собственности,  Томас Мор именно в ней видел  причину грядущих социальных  потрясений. Изображая некий идеальный  общественный строй, созданный  его воображением на некоем  острове "Утопия", Мор впервые  в истории социально-философской  мысли обосновывает необходимость  реальной организации производства  в отсутствии частной собственности.  Только на этом пути мыслил  он удовлетворение основных человеческих  потребностей.


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"