Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:07, шпаргалка

Описание работы

Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях.

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН ФИЛОСОФИЯ.docx

— 225.36 Кб (Скачать файл)

По своим убеждениям Руссо - представитель демократического крыла идеологов Просвещения; он - философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области  философии искусства (особенно музыки) и педагогики. Веря в существование  Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя  и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах теории познания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденности нравственных идей. Руссо подвергал  резкой критике феодально-сословные  отношения и деспотический политический режим. Столь же резко он относился  к частной собственности, вида в  ней источник всех социальных зол  Тот человек, - писал Руссо, - который  окопав и огородив данный участок  земли, сказал “это мое” и нашел  людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был настоящим  основателем гражданского общества”.

“Человек рожден свободным, а между тем везде  он в оковах!” Развивая идеи общественного  договора, Руссо в отличие от Т. Гоббса утверждал, что в “естественном  состоянии” не только не было “войны всех против всех” но в отношениях между людьми господствовали дружба и гармония. Он смело восставал  против современной цивилизации  как цивилизации неравенства. Его  негодование было направлено против такой культуры, которая оторвана от народа и которая освящает общественное неравенство. Руссо различал два  вида неравенства: физическое, проистекающее  из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п., и политическое, выражающееся в различных привилегиях. Этому Руссо противопоставлял простоту и “невинность” первобытных людей. Руссо - сторонник естественного  права. Его идеалом было далекое  прошлое, когда все люди были равны: да и какие раздоры могли быть у людей, которые ничем не владеют! Между Руссо и Вольтером происходили  острые споры. Вольтер был в корне  не согласен с идеей Руссо о  том, что идеалы пребывают в далеком  прошлом. В своей поэме “Светский  человек” Вольтер писал: “Наши предки жили в неведении понятий “мое”  и “твое”. А Откуда им было знать  это? Они были наги. А когда ничего нет, то нечего и делить. Но хорошо ли это?” Обращаясь к Руссо он говорит: “Отец мой, не прикидывайтесь простачком, не называйте нищету добродетелью”. И далее Вольтер продолжает: “Когда читаешь Вашу книгу, так и хочется  стать на четвереньки и бежать в лес!”.

Д. Дидро

Дени Дидро (1713—1784) — знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист. Характерная черта его политического  мировоззрения — остро выраженный демократизм. Это удивительно одаренная, всесторонне развитая личность —  философ, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и художественный критик. Дидро посвятил, свою творческую деятельность науке и философии, в значительной мере вопросам познания природы, а его произведения “Мысли об объяснении природы”, “Физиологические очерки”, “Письма о слепых в назидание  зрячим” и другие сочинения являют собой шедевр философской литературы яркого публицистического характера. Он оказал огромное влияние на многие умы: Г. Лессинг и И.Г. Гердер во многом следуют Дидро, И.В. Гете и Ф. Шиллер преклоняются перед его исключительным талантом, Г. Гегель в своей “Феноменологии духа” комментирует блестящие образцы  диалектики “Племянника Рамо”.

Дидро отличался  искрящимся остроумием, выдающимся литературным даром, глубиной и тонкостью мысли, страстностью неутомимого борца, а  также общительностью, бескорыстием и отзывчивостью. Дидро сначала  был верующим христианином, потом  скептиком, но от веры в Бога как  творца мироздания не отошел. В последние  годы жизни он склонялся к воззрениям, близким к воззрениям Г. Лейбница.

Дидро высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих  от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума. На вопрос, можно ли предположить, что и камень чувствует, Дидро  ответил: “Почему бы и нет?” И  действительно, прикоснитесь ладонью  к камню и информация о вашем  прикосновении останется надолго  на камне. Дидро, конечно, не знал и не мог знать информатики, но он силой  интуиции прозревал нечто подобное. Специфическими особенностями жизни  являются раздражимость и чувствительность, говорил Дидро, уделявший большое  внимание биологическим проблемам. Образованность и прозорливость  позволили Дидро высказать идею, ставшую предвестием эволюционной теории в мире живого.

Дидро утверждал, что  душа — продукт единства организма, его целостности. Человек “есть  некое целое, оно едино, и, может  быть, это единство — в соединении с памятью — составляет душу, Я, сознание”. В своих “Элементах физиологии” Дидро высказал глубокую мысль: “Я не могу отделить даже в абстракции пространства я времени от существования. Значит оба эти свойства существенно  характерны для него”.

П. Гольбах

Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723—1789), барон — французский  философ-материалист. Главное его  сочинение “Система природы” —  “эта библия материализма”. Здесь  Гольбах сводит все душевные качества к деятельности тела; это приводит к отрицанию свободы воли и  идеи совершенствования. Добродетель, по Гольбаху, есть деятельность, направленная на пользу людей как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье заключается в удовольствии. Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она — своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. Именно Гольбах дал “классическое” определение материи: материя есть все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения. Подобно тому как удары пальцев музыканта по клавишам клавесина рождают музыкальные звуки, так и воздействия предметов на наши органы чувств рождают ощущения всевозможных свойств.

У французских просветителей  имелись значительные расхождения  во взглядах, вплоть до противоположных  позиций. Но все-таки в целом все  они были полярно противоположны миру официальной практики и идеологии, едины в той мере, в какой  противостояли господствующим сословиям. Все они исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят  от окружающей среды, то и его пороки также являются результатом влияния  этой среды. Чтобы переделать человека, освободить его от недостатков, развить  в нем положительные стороны, необходимо преобразовать окружающую и прежде всего общественную среду. Они занимали одну позицию в том, что живут в переломное время, время приближающегося торжества  разума, победы просветительских идей, в “век триумфа философии” (Вольтер).

XVIII век в истории  мысли не случайно называют  эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого  круга ученых, теперь распространяется  вширь, выходя за пределы университетов  и лабораторий, в светские салоны  Парижа и Лондона, становясь  предметом обсуждения среди литераторов,  популярно излагающих последние  достижения науки и философии. 

Эти умонастроения  формировались еще в XVII в.: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс были предтечами Просвещения.

В XVIII в. сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. Критика, которую в эпоху  Возрождения и в XVII в. философы и  ученые направляли главным образом  против схоластики, теперь обращена против метафизики. Согласно убеждению просветителей, нужно уничтожить метафизику, пришедшую  в XVI—XVII вв. на смену средневековой  схоластике.

На знамени просветителей  написаны два главных лозунга  — наука и прогресс. При этом просветители апеллируют к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных «гипотез».

В Англии философия  Просвещения нашла свое выражение  в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Коллинза, А. Э. Шефтсбери; завершают  английское Просвещение философы шотландской  школы, возглавляемой Т. Ридом, затем  А. Смит и Д. Юм. Во Франции плеяда просветителей была представлена Вольтером, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Л. Д'Аламбером, Э. Кондильяком, П. Гольбахом, Ж. О. Ламетри. В Германии носителями идей Просвещения  стали Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, молодой  И. Кант.

В работах Локка  содержалась не только критика метафизики с точки зрения сенсуализма (от латинского sensus — чувство, ощущение), подчеркивавшего  важнейшую роль чувственных восприятий в познании, не только эмпирическая теория познания: он разработал также  принципы естественного права, предложил  тот естественно-правовой идеал, в  котором выразились потребности  набирающего силу буржуазного класса.

К неотчуждаемым  правам человека, согласно Локку, принадлежат  три основных права: на жизнь, свободу  и собственность. Право на собственность  у Локка, в сущности, тесно связано  с высокой оценкой человеческого  труда. Воззрения Локка близки к  трудовой теории стоимости А. Смита. Локк убежден в том, что собственность  каждого человека есть результат  его труда. Правовое равенство индивидов  является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Как и  большинство просветителей, Локк исходит  из изолированных индивидов и  их частных интересов; правопорядок должен обеспечить возможность получения  выгоды каждым, с тем чтобы при  этом соблюдались также свобода  и частный интерес всех остальных.

Человек в философии XVIII в. предстает, с одной стороны, как отдельный, изолированный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны, отменяя прежние, добуржуазные формы  общности, философы XVIII в. предлагают вместо них новую — юридическую всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности  просветители требуют освобождения от конфессиональных, национальных и  сословных границ. В этом отношении  характерно творчество немецких просветителей, в частности Лессинга.

Любая из религий  — будь то христианство, мусульманство  или иудаизм, не высветленная разумом  и не прошедшая его критики, есть, согласно Лессингу, не более чем  суеверие. И в то же время в  каждой из религий заключена истина в меру того, как их содержание проникнуто духом нравственности, разума и любви  к ближнему.

Просветительская  трактовка человека

Французские материалисты утверждали, что человек по своей  природе добр. Поскольку нет ничего дурного в стремлении человека к  самосохранению, полагали они, то нельзя осуждать и все те чувственные  склонности, которые суть выражения  этого стремления: любить удовольствие и избегать страдания — такова природная сущность человека, а все  природное по определению — хорошо. Такова мировоззренческая подоплека  сенсуализма просветителей. Не случайно Гельвеций и Кондильяк, в сущности, отождествляли чувство и разум; а Дидро, не соглашаясь с полным их отождествлением, тем не менее считал разум «общим чувством». В защиту человеческой природы выступил также  Руссо: только искажение и ущемление  цивилизацией природного начала в человеке приводит к злу и несправедливости — таково убеждение французского философа. Руссо защищал тезис, что  люди, в отличие от стадных животных, в «естественном состоянии» живут  поодиночке; руссоистские робин-зоны отличаются кротким нравом, доброжелательностью  и справедливостью.

В XVIII в., таким образом, вновь возрождается та тенденция  в решении проблемы индивидуального  и всеобщего, природного и социального, которая была характерна еще для  античных софистов. Последние различали  то, что существует «по природе», от того, что обязано своим бытием человеческим «установлениям». Не случайно софистов называют античными просветителями: так же как и французские материалисты, они исходили из того, что человек  есть существо природное, а потому именно чувственные склонности рассматриваются  как основное определение человеческого  существа. Отсюда сенсуализм в теории познания и гедонизм в этике материалистов-просветителей XVIII в. Особенностью французского материализма была ориентация на естествознание, прежде всего — на механику. Именно механистическая  картина мира легла в основу представлений  Гольбаха, Гельвеция, Ламетри о мире, человеке и познании. Так, согласно Гольбаху, реально не существует ничего, кроме материи и ее движения, которое  есть способ существования материи. Движение французский философ сводит к механическому перемещению. Отсюда и упрощенные представления о  детерминизме в природе, о понятии  закономерности, а также о сущности человеческого познания, которое  сводилось к пассивному отражению  внешнего мира.

По мере того как  идеи просветителей начали мало-помалу осуществляться в дейсгвительности — как в индивидуальном, так  и в общественном плане, — все  чаще возникала потребность в  их корректировке. Так, Дидро в «Племяннике  Рамо» вскрыл диалектику просветительского  сознания, поставив под вопрос излюбленный  тезис XVIII в. о доброте человеческой природы самой по себе, в ее индивидуально-чувственном  проявлении. Самокритику просветительского  сознания мы находим также у Дж. Свифта, Руссо и, наконец, у Канта, который в такой же мере является носителем идей Просвещения, как  и их критиком.

18. Марксистское  понимание истории и общества.

Классический философский  марксизм

Марксистская философия  — это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла  Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895), а также взгляды их последователей. Применительно к ней употребляются  термины «диалектический материализм» и «исторический материализм», введенные  в обиход в 90-х гг. XIX в. Позже они  оказались привязаны к партийно-идеологическим трактовкам философских составляющих марксизма как теории, идеологии  и практики социалистического преобразования общества. Существуют классическая и  неклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философские  идеи самих Маркса и Энгельса, во втором — различные интерпретации  этих идей. Классический философский  марксизм не есть завершенная философская  система, так как в нем отчетливо  прослеживается эволюция, выделяются этапы творчества «молодого» и «зрелого»  Маркса, «позднего» Энгельса, налицо трансформация  многих категорий. При общности исходных установок, мысль Маркса и Энгельса часто шла различными путями, различен их интеллектуальный вклад в философские построения марксизма.

Философские понятия  и построения марксистской классики во многом продолжают традиции классической немецкой философии, прежде всего объективного идеализма Гегеля и антропологизма Фейербаха. Объективный идеализм Гегеля превращается в новую форму материализма, в его учении молодые' Маркс и  Энгельс увидели способ преодоления  разрыва между идеалом и действительностью (идеал присущ самой действительности, развиваясь в ней диалектически-противоречиво). Антропологическая философия Фейербаха  с ее акцентом на отдельного человека трансформируется в социально-философскую  и философско-историческую концепцию, которую Маркс и Энгельс разрабатывали  совместно. В ней они обосновывали необходимость человеческой свободы  и эмансипации, саморазвития и совершенствования.

Социалистические  идеалы французских и английских утопистов тоже подкрепляются философскими аргументами диалектико-гуманистического характера. Основоположники марксизма, критикуя современную им действительность, стремились найти новый мир.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"