Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:40, шпаргалка

Описание работы

3 . Основные формы философии: научная, религиозная, литературно-художественная.
Существует 3 главных форм философского знания:
1.Научная2.Религиозная3.Литературно - художественная
Научная – изучается в государственных, светских учебных заведениях.

Файлы: 1 файл

философия шпоры.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

 

9. Философия Платона. Его учение о «мире идей» и «мире вещей», об «идеальном государстве». Первоосновой мира Платон считал идеи. Все материальные предметы – копии идей. Предметы меняются и гибнут, идеи неизменны и вечны. Идеи существуют объективно, в своем собственном мире. Человек познает их с помощи души. Тело человека смертно, душа бессмертна. До вселения в тело душа обитает в мире идей и знает их. Во время переселения в тело душа забывает их и всю человеческую жизни пытается их вспомнить. Поэтому теория познания Платона называется теорией воспоминания душой своего до телесного состояния. Душа состоит из 3 частей: разума, воли, чувств. У человека преобладает какая-то одна из этих частей. На основе теории души Платон создал учение «идеального государства». Оно справедливо, потому что в нем действует принцип: от каждого по способностям к каждому по потребностям. Люди разделены на 3 сословия, в зависимости от степени развития души и каждое сословие выполняет свою общественную функцию: 1. Ученые и философы у которых преобладает разум образуют сословие правителей. 2. Люди у которых развита воля, становятся воинами. 3. Преобладают чувства – производители. Средства производства принадлежат только  3-му сословию. Оно производит все необходимое для жизни первых двух сословий. Распределения осуществляются по принципу потребностей. Женщины во всем равны мужчинам, они имеют те же права и свободы. Женщина свободна от домашнего хозяйства, а детей воспитывает государство. Все люди от рождения наделены разными добродетелями. Добродетель – положительное, нормальное качество личности. Добродетелю первого сословия является мудрость. Второго – храбрость, третьего – умеренность. Общий добродетель – стремление к справедливости. Ни каких добродетелей   нет у рабов, они не люди, они говорящие орудие.

 

7.Учение античных философов  об атомах, как первооснове мира. Роль этого учения в истории  философии и науки. Демокрит – учение атомизм. Первоначало атом. Атом – это крохотное, невидимое и неощущаемая частица вещества. Он существует объективно. Атомы имеют разную форму, поэтому соединение атомов образуют разную вещь. Все атомы постоянно движутся в пустоте. Атомы вечны и неизменны, не сотворимы и неуничтожимы. Они безконечны, поэтому безконечно и множество миров, которые они образуют. Наш мир один из многих. Они не делимы. Атомизм стал основой материалистического направления в философии. Материализм иначе называют линией Демокрита. Противоположное направление – идеализм называется линией Платона.

 

 

43.  Роль религии в духовной жизни человека о общества. Религия – это фантастическое отражение в сознании людей тех внешних сил, которые над ними господствуют и которым люди предают сверхъестественные формы. Основой любой религии является вера в сверхъестественное, которое реализуется в культе. Культ – это поклонение сверхъестественным силам с помощью специальных обрядов. С помощью культа человек пытается воздействовать на природные и социальные силы и заставить помогать ему. Религия возникает на 3 основах: 1. гносеологическая – ограниченность человеческих знаний и порождаемое ею бессилие перед внешним миром. 2. социальная – это общественная не свобода человека и попытка найти выход из этой не свободы после смерти. При жизни свободу получить нельзя. 3. Психологическая – это различная, личная потребность, которую сам человек удовлетворить не может, и отрицательные эмоции (страх). Религия возникает только при наличии всех трех основ. Функции: 1. утешительная(иллюзорно-компенсаторная) 2. мировоззренческая – религия создает религиозную картину мира. 3. регулирующая. С помощью норм и запретов религия регулирует поведение людей в обществе. В современном демократическом государстве церковь отделена от государства и конституция содержит права на свободу совести. Школа отделена от церкви. Образование светское. Религия личное дело каждого человека.

1 .Что изучает философия? Проблематика философского знания, его структура: онтология, гносеология и т.д.

Предмет -  направление её интересов. Например: физика- изучает природу; химия-  вещество и взаимопревращения; биология о жизни. Термин философия впервые прозвучал 2500 тыс. лет назад - его ввел греч. Ученый Пифагор (6 в. до н. э). Наблюдая в городе, Олимпия за происходящим, что все люди, собравшиеся здесь условно поделились на 3 группы: I группа – это те которые прибыли ради славы; II группа – торговцы; III группа - собралась там для того чтобы наблюдать за людьми и размышлять о людях, их поведении, их нравах. Третья группа и есть философы – люди, которые любят мудрость. Философия – занятие некоторых людей, состоящие в размышлениях о самом себе, о других людях, о мире  в целом, о том всеобщем, что есть в этом мире. Философия – это особая область знаний основу которых составляют размышления человека о самом себе, о своих возможностях, о своих взаимоотношениях с другими людьми, с природой ….о боге. Основные виды или формы философского знания: Существует   3 главных форм философского знания:1.Научная2.Религиозная3.Литературно - художественнаяНаучная – изучается в государственных, светских учебных заведениях.Особенности: Состоит в том, что главным объектом её изучения является понятие – философские термины.; Состоит в том, что такая философия, опирающаяся на систему понятий терминов, требует, чтобы ею занимались ученые, преподаватели, профессионально посвятившие этой философии всю свою жизнь.; Что научная философия – есть дело разума. В ней большое место отводится доказательству и конечным рассуждениям.Религиозная и литературно-художественная:Особенности: Меньшая роль понятий, терминов - более легкий характер их усвоения и большая их популярность.; В составе этих философских направлений - мало громоздких систем; Главным методом является не логика, а художественные образы адресованные к каким чувствам, а не к какому разуму.

Философия во всех её формах сложилась не сразу. Её возникновение есть длительный процесс.Структура философии:Онтология – учение о бытии, его устройстве, свойствах, изменении развития. Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное экзистенциальное), пространство, время движении;Антропология – наука о человеке (Сократ); Гносеология – общая теория познания, духовного освоения мира человеком, исследующая сущность познания как одного из способов освоения мира человеком, существующего наряду с другой важнейшей формой такого отношения в виде предметно-практической деятельности. Термины: субъект, объект, познание, ощущение, восприятие, представления, понятия, суждение, умозаключение, логика, методы познания;Социология – учение о происхождении человеческого общества, его структуре, изменении и развитии;Теология – о боге; Аксиология – исследует сравнительную значимость, роль, ценность для человека различных сторон бытия и таким образом обосновывает то или иное к ним отношение: позитивное или негативное;Этика – учение о моральных ценностях, способностях человека различать в окружающем мире добро и зло и сроить поведение, а так же жизнь общества путем настраивания  царства сущего царством должного, с помощью сознания того или иного нравственного идеала; Эстетика - учение о прекрасном в природе и человеке, законах, нормах, формах и типах прекрасного, его проявлениях в искусстве.

Замечание: - Философия соответственно взаимодействует с другими науками;-Опираясь на другие науки, философия сохраняет свой особый целостный подход к осмыслению всех проблем.

 

 

33. Абсолютная и относительная  истина.

Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении. Поэтому первый и исходный признак (свойство) истины - объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.

Истина - это не свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.

Будучи объективной по своему материальному  содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.).

Истина - это процесс, а не какой-то одноразовый акт изучения объекта  сразу, целиком и в полном объеме. К характеристике объективной истины как процессу применяются категории  абсолютного (выражающие устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающие изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина - это два необходимых момента одной объективной истины.

Они выражают разные ступени и стороны  познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени  точности и полноты его отражения. Между ними нет границы. Это не отдельные виды знания, а один, хотя каждый из них имеет свою специфику.

 

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему, во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.

Существует две позиции в  отношении абсолютного и относительного моментов истины. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм - изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Г.В.Ф. Гегель справедливо  подчеркивал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем  содержании и применении условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в антипод - в заблуждение.

 

51. Глобальные проблемы  современности и основные пути  их решения.

Вот эти проблемы: предотвращение угрозы новой мировой войны, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами "третьего мира", стабилизация демографической ситуации на планете, охрана здоровья людей и предотвращение распространения СПИДа, наркомании. И во взаимосвязи со всем этим-экология.

Сегодня важно сознавать неразрывную связь природы и общества, которое носит взаимный характер.Здесь уместно вспомнить слова А.И.Герцена о том, что"природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам". С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Эти факторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять на общественное развитие труда.

С другой стороны общество влияет на естественную среду обитания человека.

История человечества свидетельствует  как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных её последствиях.

Главный фундамент жизни-почвы  повсюду на Земле деградируют.

Мировой океан постоянно загрязняется из-за расширения добычи нефти на морских промыслах.

Самой уязвимой частью природы стала  пресная вода. Сточные воды, пестициды, удобрения, ртуть, мышьяк, свинец и многое другое в огромных количествах попадают в реки и озёра.

Загрязнение атмосферного воздуха  превзошло все допустимые пределы.

Концентрация вредных для здоровья веществ в воздухе превышает  медицинские нормы во многих городах  в десятки раз.

Подлинная перспектива выхода из экологического кризиса - в изменении производственной деятельности человека, его образа жизни, его сознания. Научно-технический прогресс создаёт не только "перегрузки" для природы; в наиболее прогрессивных технологиях он даёт средства предотвращния негативных воздействий, создаёт возможности экологически чистого производства.

Возникла не только острая необходимость, но и возможность изменить суть технологической цивилизации, придать ей природоохранительный характер.

Одно из направлений такого развития - создание безопасных производств. Используя  достижения науки, технологический  прогресс может быть организован таким образом, чтобы отходы производства не загрязняли окружающую среду, а вновь поступали в производственный цикл как вторичное сырьё. Пример даёт сама природа: углекислый газ, выделяемый животными, поглощается растениями, которые выделяют кислород, необходимый для дыхания животных.

Безотходным является такое производство, в котором всё исходное сырьё  в конечном счёте превращается в  ту или иную продукцию.

Экологически чистыми являются и некоторые альтернативные (по отношению  к тепловым, атомным и гидроэлектростанциям) источники энергии. Необходим быстрейший поиск способов практического использования энергии солнца, ветра, приливов, геотермальных источников.

Экологическая ситуация вызывает необходимость  оценивать последствия любой  деятельности, связанной вмешательством в природную среду. Необходима экологическая экспертиза всех технических проектов.

Ещё Ф. Жолио-Кюри предупреждал:"Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы,которые они сумели открыть и покорить".

Наша задача всеми доступными методами стимулировать всякую инициативу и  предприимчивость, направленную на создание и внедрение новейших технологий, способствующих решению любых экологических  проблем. Способствовать созданию большого числа контрольных органов, состоящих из высококвалифицированных специалистов, на основе чётко разработанного законодательства согласно международным соглашениям по экологическим проблемам. Постоянно доносить информацию до всех государств и народов по экологии посредством радио, телевидения и прессы, тем самым поднимать экологическое сознание людей и способствовать их духовнонравственному возрождению согласно требованиям эпохи.

 

53. Специфика социального  познания

Когда о нем идет речь, то следует  иметь в виду два его аспекта:

• любое познание в каждой из своих  форм всегда социально, поскольку есть общественный продукт и детерминировано  культурно-историческими причинами;

• это один из видов научного познания, который имеет своим предметом  социальные (общественные) явления и процессы - общество в целом или его отдельные стороны - экономику, образование, политику, духовную сферу и т. п.

При исследовании социальных явлений  недопустимо как сведение к природному - в частности, попытки объяснить  общественные процессы только законами естествознания, так и противопоставление природного и социального, вплоть до их полного разрыва. В одном случае происходит отождествление социально-гуманитарного знания с естественнонаучным. Это натурализм, выступающий в формах механицизма, физикализма, биологизма и др. В другом случае налицо противопоставление естествознания и наук о культуре и, как следствие, абсолютизация специфики последних и их методов, сопровождаемое нередко дискредитацией "точных" наук ("гуманитаристика").

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"