Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:40, шпаргалка

Описание работы

3 . Основные формы философии: научная, религиозная, литературно-художественная.
Существует 3 главных форм философского знания:
1.Научная2.Религиозная3.Литературно - художественная
Научная – изучается в государственных, светских учебных заведениях.

Файлы: 1 файл

философия шпоры.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Абсолютная идея:

1.Она есть нечто идеальное,  а не материальное;

2.Не неподвижное, а наоборот постоянно развивается и обретает новый облик, форму бытия виде природы.

3.Абсолютная идея существования  вечного.

 

8. Жизнь и философия Сократа. Начало философской антропологии.Наиболее продолжительным стал так называемый «Сократический этап» в развитии философии. Этот этап совпадает со временем наиболее военно-политическим развитием, расцвета демократических греческих городов, крупнейшим из которого было афинское государство. Основным содержанием стал переход от предфилософии к подлинному философскому значению.

Особенности этого этапа:

1. Философия окончательно отделилась  от единого универсального, не  расчлененного знания – от  конкретных наук. Это произошло  в связи с тем, что определилась  основная философская проблематика.

2.  Сформировались основные философские понятия, категории, которые сегодня образуют «каркас» философского знания.

3. Возникли в тоже время основные  философские течения, которые  сохраняются и продолжают вести  борьбу между собой.Идеалистическую  философию представлял Сократ 470-399 г. до н.э. – был первым мыслителем афинской школы, к которой относятся Платон и Аристотель. После себя он не оставил ни каких письменных трудов. Источник «Труды Платона». Философские взгляды формировались в процессе критики им софистов так называемых учителей мудрости. Наиболее известным софистом был Протагор. Достоинства софистов: Они впервые обосновали необходимость перемещения философского исследования с проблем природы на проблему человека, его способностей, возможностей. Обосновали переход с антологической, на антропологическую проблему.  В человеке их интересовали его познавательные способности. Недостатки: Было то, что они впервые стали критиковать возможность человеческого познания. Стали доказывать относительный характер всех знаний человека.  Протагор говорил: « О всякой вещи есть два мнения противоположных друг другу». «Человек есть мера всех вещей». « О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет».

Сократ обосновал два положения:

1. У людей существуют ценности  и нормы, являющиеся всеобщим достоянием, высшим добром и справедливости.

2. Он первым поставил вопрос  о качественном принципиальным  отличии человека от природы.  В связи с этим он обосновал  мысль: именно человека, а не  природу надо поставить в центр  философского мышления.

Для их обоснования выстроил цепь рассуждений:

1. Весь окружающий мир является  результатом деятельности каких-то  высших сил, результатом божественного  творения.

2. Природа неподвижна, пассивна, а  человек более подвижен, более  активен.

3. Человек возвышается над природой и еще потому, что в высшую  силу  человека вложены особые способности и, прежде всего особый божественный голос.

4. Божественный голос изначально  звучит в каждом из людей  с разной степенью силы, поэтому  смыслом человеческой жизни является познание самого себя и высвобождение. «Познай самого себя».

5. Задачу философского знания  можно сравнить с ролью «акушерки  при рождении человека». Роль  философии состоит в том, чтобы  помочь человеку раскрыть все  сокровища своей души, в том  числе и общественные законы. «Подобно тому, как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой о заботе, о своем коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем, становлюсь лучше». Сократ и на деле высоко ставил эти принципы. Это видно из того, что в конце жизни перед ним встал вопрос о выборе чести и бесчестии. Он выбрал честь и достоинство. Жизнь его закончилась трагически. Он отравился ядом, после приговора. Великое значение в его творчестве состоит в том, что его философия рассматривает в качестве основы всего существующего – идеальное, духовное, что заключено в душе человека. Обосновал уникальность человека – в его духовности.  Цицерон: «Заслуга Сократа в том, что он спустил философию с небес и привел в наши города и наши дома». Сократ - отец философии.

 

18 Философия И.Канта. Теория познания. Априорные категории. Понятие «вещь в себе».

Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант 1724 – 1804 г. В его творчестве ярко проявились все указанные особенности немецкой философии. Родился в Кенигсберге – Калининграде (моя родина). В этом городе провел всю свою жизнь. Вел размеренный образ жизни. Был не женат.  Философия представляет собой всеохватывающую систему. Однако были некоторые проблемы, которым он уделял особое внимание – проблемы онтологии, гносеологии, этике. Первый трактат – докритический, второй – критический. На первом раннем докритическом этапе до 70 – го года внимание концентрировалось на проблеме онтологии. Заслуга Канта в том, что он признавал материальность мира, что мир космос, космос не есть, а представляет собой бесконечный процесс становления и развития.  Пример: Солнечная система образовалась из первоначала – туманности, из огромного количества частиц. Переход к другим проблемам у Канта связанно с началом нового периода о пределах, границах человеческого познания – критический этап после 1770 г. Содержание этих идей изложено философом в трех работах, которые называются так, что первым словом является слово критика.

I – критика чистого разума

II – критика практического разума

III – критика способности суждения.

№ 3 Историческое значение теории познания Канта

Главная идея этой теории формулировалась  так: «Прежде чем познать мир, нужно выяснить можем ли мы это  сделать».  «Философия должна, прежде всего, исследовать познавательные особенности человеческого разума» - причем философ должен стремиться к тому, чтобы эта оценка была не хвалебной, а критической, т.е. у нашего разума есть сильные стороны и слабые – это был каперинканский переворот в теории познания.

5 положений теории познания Канта:

1.Не разум согласуется с вещами, а наоборот вещи согласуются  с разумом – «Роль разума  не похожа на роль зеркала». Разум более сложный механизм, чем зеркало. Разум активный, действующий.

2.Роль разума состоит в том,  чтобы приспосабливать окружающий мир, вещи под изначальные, врожденные формы разума.

3.Процесс познания разумом мира  и есть пассивное отношение  этого мира таким, каков он  есть в реальности, а процесс  познания, есть формовка мира  схем, матриц. И эти формы он  их назвал доопытные формы.

4.Человек видит мир не таким,  каков он есть на самом деле, а лишь таким, каким он может  его видеть через туман» особых  очков» особого разума. Что касается  реального мира, он для нас  недоступен. Наши знания о реальном  мире всегда остаются ограниченными.

5.Тем не менее эти формы,  которыми мы постоянно пользуемся, делают все же окружающий нас  мир делают нам понятным. Он  становится более близким, т.е.  с помощью этих «очков» мы  добиваемся, в какой – то мере  является «вещью  для нас». Однако  располагаем только сведениями о «вещи для нас», проникнуть  в суть этого мира,  нам не дано. «Кант поднял роль знания» - сознание не только пассивно  отражает мир, но оно активно преображает мир на основе априорных категорий. Он задал пределы определенного познания. Все же эти предупреждения Канта не были по достоинству оценены.

 

17. Философия эпохи  Просвещения: критика религии,  механический материализм, обоснование  «естественных прав человека». Эпоха просвещения - 18 век. Просвещение – это культурное движение, целью которого была критика феодализма и создание идеала нового справедливого общества. Оно названо так потому, что деятели культуры были убеждены в том, что распространение света знаний разгонит тьму невежества, поэтому людям достаточно показать образец идеального общества и они такое общество создадут. Просветители были уверены, что историю творит не Бог, а люди все поступки людей вызваны их желаниями. Поэтому история – результат целенаправленной и сознательной деятельности отдельных людей. Это люди авторитетные, имеющие власть, поэтому историю творят цари и герои. Люди живут плохо потому что не знают как надо жить хорошо. Для того что бы исправить общество, надо научить их жить хорошо, нужно просветить их сознание. Поэтому главное средство для борьбы – это просвещение. Просвещать надо правителей. Им нужно внушить мысль о необходимости поделиться властью с народом. Народу должна принадлежать законодательная роль, а правителю исполнительная. Если государь пойдет против народа, его можно свергнуть. Народ, получив власть, будет издавать справедливые законы. Они будут обязательны для всех и все будут равны перед законом. Исполнять законы должен правитель, а контролировать исполнение должна законодательная власть. Суд должен быть отделен от законодательной и исполнительной власти. Он должен регулировать отношения между частным лицом. Таков принцип разделения властей. Д.Дидро. Просветители оптимисты пытались на практике реализовать свои взгляды. Дидро пытался просветить Екатерину II, а еще один философ Ж.Л. Монтескье пытался заняться просвещением дворян. Они были уверены что люди по своей природе добры, ими управляет разум и если пополнить разум людей добрыми идеями, то жизнь людей станет счастливой и справедливой. Философы пессимисты не верили в быстрое преобразование общества. Ж.Ж Руссо считал что человек удаляясь от природы, портит мир и самого себя, его потребности возрастают, что порождает не равенство и эксплуатацию. В начале истории все люди были равны и свободны, их потребности были минимальными. Затем они стали усовершенствовать орудия труда. Получили излишек, те кто стали присваивать излишек, стали первыми собственниками. С возникновением частной собственности возникло и неравенство. Люди стали враждовать друг с другом. Что бы восстановит в обществе мир они заключили договор между собой об образование государства. По этому общественному договору они отдали государству  свои права. А оно пообещало восстановить мир и справедливость. Так как оно обещание не выполнило народ имеет право отказаться от договора и создать новое демократическое государство.

 

 15. Философия и наука Нового времени Ф. Бэкон, Р. Декарт.

Буржуазные революции в Нидерландах  и Англии в 17 веке способствовали быстрому развитию промышленности, торговли и  мореплавания. Это стимулировало  развитие наук (математики, механики). Большой вклад внес И. Ньютон (1643-1727 г.). Развивается экспериментально-математическое естествознание. Наука развилась в особую отрасль человеческой деятельности. Это была революция в науке. 17й век называют эпохой научной революции. Она предшествовала промышленной революции в 18м веке, означавшей переход от ручного труда к машинному (паровую машину избрели И.И. Ползунов в 1763 г. и Дж. Уайт в 1774-1784 гг.). Всё это дало сильный импульс развитию науки и философии.

Новое время, начавшееся в 17 веке стало  эпохой утверждения и постепенной  победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и  техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник.  
Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.

Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона.  
Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную.

Наряду с позитивной оценкой  возможностей познания, в 17 веке возрождается и философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он проявил себя в творчестве Беркли и Юма, полагавших, что человек познает всего лищь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы.

Пантеистическую направленность имели взгляды Спинозы, утверждавшего, что природа - есть причина самой себя и всех протекающих в ней процессов. Бог не стоит над природой, а является ее внутренней причиной. Знание достигаются разумом и оно является первейшим условием свободной деятельности человека.  
Немецкий философ Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Основой мироздания являются монады, как единицы бытия, придающие миру разнообразие и гармонию.

В 17 веке широкое распространение  получило "юридическое" мировоззрение. В его рамках развивалась теория "общественного договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Это мировоззрения исповедовало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Юридическое мировоззрение выражало настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время.

В развитие социальных учений Нового времени в 18 веке особый вклад внесло французское Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо), которые идейно подготовили французскую революцию 1789 - 1794 гг. Они воспринимали церковь, как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества, поэтому девиз Вольтера: "Раздавите гадину!", стал лозунгом эпохи, предопределив требования отделения церкви от государства. По убеждению Просветителей общественный прогресс возможен только при помощи разума, права, науки и образования. Человек - природно-социальное существо и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Но частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика, как форма народовластия.

Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, путях его воспитания, внесли французские  Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек - продукт окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо изменить обстоятельства их жизни. Эта идея Просветителей явилась источником возникновения марксистской философии.

 

 

11. Учение Аристотеля  о материи, форме, причинах  и движении, человеке и государстве.  Первооснова мира – это первоматерия, которая проявляется четырьмя элементами: огонь, воздух, земля, вода. Первоматерию изучает физика, т.е. естественные науки. Первоматерия – эта первая причина возникновение вещей, вторая причина – форма, т.к. без нее вещь не существует. Третья причина – действующий человек и его действия. Четвертая причина – цель. Процесс создания вещи – это движение или развитие. Существует 6 видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемещение в пространстве, изменение качества. Движение происходит только с материей, но у всей живой природы есть еще и душа. Душа и тело друг без друга не существует. Аристотель создал теорию познания в которой  материальный мир объявил первичным по отношению к человеческому разуму. Познание начинается с ощущений, на их основе возникает представления. Они проверяются опытом и закрепляются в памяти. Аристотель создал теорию идеального общества. Люди разделены на 3 социальные группы: 1. очень богатые. 2 крайне не имущие. 3.средние слои. Если власть в обществе принадлежит беднякам или богачам в обществе идет гражданская война Поэтому власть должна принадлежать среднему классу. С помощью законов и морали средний класс будет бороться с чрезмерным обогащением и обнищанием. В этом  обществе будут господствовать всеобщие добродетели: самоограничение, умеренность.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"