Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 06:35, шпаргалка

Описание работы

Антропологический поворот в античной философии: софисты и Сократ
Софистический образ жизни и учения софистов. Одновременно это было и требованием времени. Расцвет полисов сделал философию элементом общественной жизни. Быть мудрым и обладать знанием стало как престижным, так и необходимым. Рабовладельческая демократия давала возможность широкому кругу свободных граждан участвовать в делах полиса

Файлы: 1 файл

Filosofia_OTVETY.docx

— 105.68 Кб (Скачать файл)

Однако, Кант озабочен случайным характером человеческих действий на всем протяжении истории. Цель Канта – истолковать исторический процесс, сделать его понятным и вразумительным. Для философа это означало найти закономерности мировой истории в пучине случайных исторических фактов. Вклад Канта в историческую науку можно назвать революционным подходом к дихотомии наблюдатель-объект. Во-первых, он объясняет активное участие наблюдателя в опыте за счет спонтанной активности разума, и, во-вторых, показывает, что порой одно и то же событие может рассматриваться и как результат необходимых причин, и как рационально свободное действие.

По схеме Канта, история представляется драмой, для которой мы должны отыскать концепцию, принцип, делающий эту драму понятной. В то же время, важно иметь в виду, что, занимая позицию наблюдателя, Кант стремится лишь к пониманию процесса, а не к наставлению актеров.

Тем не менее, остается следующее противоречие: при том, что у человечества как общности есть историческая цель, отдельные индивидуумы действуют под влиянием своего частного плана или выгоды, но нет намерения или плана, общего для них всех.

Кант разрешает это противоречие следующим образом: такой план должен быть у природы. В "Начале..." мы читаем: природа создала саму историю. Первоначально, утверждает Кант, человек был полностью продуктом природы, "подчиняясь ее гласу", и разум еще не начал влиять, хотя отсчет истории уже начался. Естественно поэтому ожидать, что и вся последующая история проходит в согласии с "природным секретным планом", который имеет дело не с отдельным индивидом, но с человеческим родом в целом.

Кант утверждает, что человечество обязано пытаться постичь план природы, поскольку разумные создания не могут быть не обеспокоены конечной целью своего существования, а если эта цель останется нереализованной в конце истории, "творение будет выглядеть бессмысленным", "без всякого рационального плана", и мировое бытие потеряет какое-либо значение. Чтобы этого не случилось, Кант видит свой долг в отыскании "конца всех вещей". По мысли философа, до сегодняшнего момента цивилизации было присуще прогрессивное становление, чего нельзя сказать о морали. Тем не менее, однажды случится так, что "моральная установка" человечества, лежащая в основе продвижения цивилизации, возьмет верх над последней, что и явится концом истории.

По Канту, глобальная цель – образование всеобщего правового гражданского общества. И только в таком обществе может быть достигнута цель природы. При этом природа желает, чтоб человечество сами осуществило это цель. Образование гражданского общества не возможно без регулирования межгосударственных отношений. Необходимо создание такого межгосударственного института, создать объединенную власть для придания закону силы. Государство для Канта – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам, причем законы эти необходимы как априорные. Само государство подчинено идее права и благо государства не в благополучии и счастье граждан, а в торжестве идеи права. 
15) Идеи развития и закономерности истории в философии Г. Гегеля. «Разум в мире» и «разумность истории»

Общая идея Гегеля:

главная идея учения о бытии Гегеля - отождествление бытия и мышления.Формы мышления содержат в себе все то, что может быть: все универсальные законы и принципы, все общее и конкретное возможного бытия, всякое содержание и всякую истину. Но чистое мышление имеет и недостаток: оно не знает что оно такое, не знает себя. Чистая мысль "свободно", т.е. не принуждаемая ни чем, отпускает себя в свое иное, порождая предметный мир, мир природы. Затем, в ходе трудоемкой работы по созиданию культурного мира, мышление (идея) в лице человеческого сознания познает во внешних и по видимости чуждых себе объектах и явлениях свою собственную сущность, т.е. духовную сущность, снимая тем самым противоположность между собой и миром. Таким образом, мышление возвращается к самому себе, обогатив себя самопознанием, т.е. став абсолютным духом. Теперь дух знает, что все сущее в мире есть только мышление и продукты его деятельности. Противоположность мышления и мира снимается в социальной жизни, в различных сферах духа, т.к. социальная жизнь – это только форма все того же духовного.

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

1. субъективный  дух — душа, сознание отдельного  человека (так называемый "дух  для себя");

2. объективный  дух - следующая ступень духа, "дух  общества в целом". Выражением  объектов нового духа является  право — данный свыше, изначально  существующий как идея (поскольку  свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между  людьми. Право — реализованная  идея свободы. Другим наряду с  правом выражением объективного  духа являются нравственность, гражданское  общество, государство;

3. абсолютный  дух - высшее проявление духа, вечно  действительная истина. Выражением  Абсолютного духа являются искусство, религия, философия.

Логическая структура "Философии истории", представленной Гегелем, включает в себя три основных компонента:

1. общую теорию  всемирной истории (или собственно  философию истории);

2. спецификацию  движения духа во времени (этапы  всемирной истории);

3. характеристику  современного Гегелю этапа развития  человечества и оценку исторических  перспектив.

 Заслуга  Гегеля состояла в том, что  он сумел ввести в историю  развитие, законосообразность и  смысл. Гегель писал, что "единственной  мыслью, которую привносит с собой  философия, является та простая  мысль разума, что разум господствует  в мире и всемирно-исторический  процесс совершается разумно".Однако здесь разум нельзя трактовать по аналогии с человеком и его сознанием. Это не идеал, существующий в его голове, а творческое начало и сила. Кроме того, этот разум бесконечен и содержит в себе всю силу и суть, а его деятельность, в конечном счете, поправлена на самого себя, ибо в мире нет ничего, кроме разума и его продуктов.

 

16)Основные характеристики социальной  философии Нового времени: социальный  атомизм, субстанциализм, механицизм, юридическое мировоззрение.

Для философии Нового времени особую важность приобретает вопрос о достоверности знания и путях его достижения, что было обусловлено, прежде всего, развитием науки и географическими открытиями.

В центре естествознания Нового времени оказывается механика небесных и земных тел. Первенство здесь, по праву, принадлежит Николаю Копернику (1473-1543) с его книгой "об обращении небесных сфер". Открытие Коперника явилось толчком в разработке теории познания. Затем Галилео Галилей (1564-1642) подтвердил правильность выводов Коперника. Иоган Кеплер (1571-1630) сформулировал законы обращения планет вокруг солнца. Исаак Ньютон (1642-1727) сформулировал законы механического движения.

Наука медленно, но верно начинает выдвигаться на передний план и постепенно становится источником веры в будущее. С прогрессом науки начинает связываться не только материальное благоденствие человека, но и преодоление всех пороков и пагубных заблуждений.

В политической философии Нового времени, которая рассматривала человека в качестве единственного источника, устанавливающего законы и нормы возникает идея социального атомизма - представление, согласно которому общество состоит из изолированных индивидов («атомов»), вступающих в социальные взаимодействия для реализации собственных интересов и целей.

Субстанциализм это наука или учение о природе, в основу которого сознательно положены принципиально новое понятие субстанции явления и разработанное с её помощью понятие власти природы – учения о всеобщей субстанции явлений.  Субстанция явления есть то, без чего данное явление не может существовать.

Субстанциализм это синоним науки, а не одна из дисциплин науки. Термин субстанциализм в отличие от термина наука включает в себя научное основание и критерий истины науки. Эта особенность позволяет легко отличить научную теорию от ненаучной теории, применяя субстанциальные критерии истины вместо критериев, которые претендуют на научность, вопреки власти природы. По отношению к знанию субстанциализм, как и наука, является частью знания, имеющей своей сознательной субстанцией власть природы. Власть природы с момента её теоретического рождения позволяет науке перейти от метода проб и ошибок к управляемому поиску решений любых проблем науки и общества. Она становится нитью Ариадны и критерием истины в поиске всех решений. По существу наука только и начинается с этого момента. Ибо только на основе власти природы наука получает своё единственное основание, позволяющее ей отличить науку от псевдонауки, научную теорию от ненаучной, и кратчайшим путем находить объективные ответы на любые проблемы жизни людей.

Приписывая природе исключительно количественные, математические характеристики, Декарт становится основателем механицизма - позиции, рассматривающей природу как неодушевленный механизм. Механицизм противостоит органическому пониманию природы, характерному для античности, средневековья и Возрождения. Идеи механицизма, сформировавшиеся в работах Галилея и Декарта, получили свое развитие в творчестве Ньютона.

Применение механицизма не ограничивалось неживой природой. Многие философы полагали, что механика также объясняет процессы, совершающиеся в теле человека, если они не обусловлены воздействием души, а животные так просто автоматы, созданные природой. Механицизм, несмотря на все его недостатки, представляет собой не только исторически, но и логически первую гносеологическую модель научного исследования. Ограниченность, а при известных условиях и несостоятельность механистической методологии заключалась в абсолютизации законов механики.

Юридическое мировоззрение - система твердых взглядов и установок, основанных на абсолютной роли права в жизни общества, непреложности главных устоев правового государства - общедозволительного порядка, приоритетной значимости правовых ценностей и культуры права.  
17)Сущность материалистического понимания истории. Материальное производство-основа развития общества у К. Маркса.

Материалистическое понимание истории составляет простую истину: люди должны, прежде всего, есть, пить, одеваться и т.п Поэтому люди должны производить материальные блага, которые необходимы для поддержания и воспроизведения жизни. Следовательно, материальное производство составляет основу жизни и развития общества.

Отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства являются первичными, определяющими все другие отношения (государственные, юридические, политические и т.п.). Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их бытие, общественное бытие определяет их сознание и это сознание всегда есть общественное сознание.

Признание законов развития общества независимыми от сознания людей, позволило Марксу понять развитие общества, его историю как естественно-исторический процесс. Естественно-исторический процесс – это направленный, необходимый, объективный процесс, как любой естественный природный процесс. Но в то же время в отличие от природных естественных процессов естественно-исторический процесс есть результат деятельности людей.

Мы уже отметили, что материальное производство есть основа существования и развития общества, основа исторического процесса вообще. В процессе производства люди взаимодействуют с природой и друг другом. Эти два ряда отношений и составляют неразрывно связанные стороны любого способа производства – производительные силы и производственные отношения. Итак, способ производства – это единство производственных отношений и производительных сил. Следовательно, анализ способа производства сводится к выявлению того, что такое производительные силы, производственные отношения и какова их взаимосвязь.

Совокупность предметов и средств труда составляют средства производства. Таким образом, общественные производительные силы – это созданные обществом средства производства, и прежде всего орудия труда и люди, которые приводят их в действие.

Следовательно, в процессе производства люди вступают в определенные отношения между собой, т.е. производственные отношения. В данном случае процесс производства рассматривается не как технологический процесс, а как процесс социальный. Производительные силы и производственные отношения – это две стороны общественного производства, которые не существуют отдельно друг от друга, как не существуют отдельно содержание и форма. (ПС – это содержание, а ПО – форма). Единство производительных сил и производственных отношений составляет общественный способ производства.

 

 

18)Общественно-экономическая формация  и ее структура у К. Маркса.

Общество представляет собой высший этап в развитии материального мира, высшую форму движения материи, оно есть составная часть материального мира, которая выделилась из природы и представляет форму деятельности, отношений людей в процессе их исторического развития. Общество – это совокупность людей и взаимоотношений между ними.

В течение своей жизни и деятельности люди вступают в различные общественные отношения (материальные и идеологические), которые составляют важнейший элемент общества. Наконец, другой важный компонент общественной жизни – это материальные и духовные ценности, созданные на протяжении истории: искусство, техника и т.п.

В анализе общества как системы выделяются основные сферы общественной жизни, которые представляют относительно независимые элементы социальной структуры: экономический, общественный, политический, духовный.

В истории развития общества можно выделить большие исторические периоды, которые характеризуются по содержанию качественно определенными экономическими, общественно-политическими отношениями и определенными специфическими законами. Маркс дал им название "общественно-экономические формации". Если категория "общество" выражает качественную определенность общественной жизни, когда она сравнивается с природой, то категория "общественно-экономическая формация" выражает качественную определенность различных фаз общественного развития.

Первоначально в основе исторической периодизации далекие от исторической реальности основания: библейские мифы и легенды, начиная от сотворения мира. Затем историю делили на четыре периода, которые были связаны с существованием "четырех великих империй" – ассиро-вавилонской, медяно-персидской, греко-мекедонской и римской. Позже исторический процесс дифференцировали по эпохам – эпоха древности, эпоха средневековья, эпоха нового и новейшего времени. В таком подходе к периодизации история, с точки зрения марксизма, еще нет представления о качественно своеобразных этапах общественного развития, поэтому рубежи между ними установлены достаточно произвольно и произвольно переносятся.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"