Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 13:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на все вопросы экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Экзамен по философии.doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.)

В процессе жизни человек  выполняет два вида действий по познанию:

• познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

   В философии  существуют две основные точки зрения на процесс познания:

• гностицизм;

• агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

• идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

• материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.

   Познающим  субъектом является человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое  за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры — носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное  отражение познающим субъектом  окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.

Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

  1. Проблема истины в философии.

В процессе познания человек  не только формирует знание, но и  оценивает его. Знание может оцениваться  с позиции его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Но центральным  среди разных видов оценки является оценка знания с точки зрения истинности или ложности. Отправной точкой гносеологии был и остается вопрос: "Что такое истина?". Слово "истина" может употребляться не только для оценки знания, но и для характеристики вещей и явлений: истинная дружба, красота, гений. Здесь "истинное" – значит "настоящее, подлинное".

 

 Но в гносеологическом  смысле истинными могут быть  не вещи и явления, а лишь  знания о них. Гносеологическое  понятие истины характеризует  отношение знания к некоторому предмету познания, к фрагменту реальности. Знание истинно, если оно соответствует своему предмету.

 Истина – знание, соответствующее своему предмету.

 Истина – соответствие  знаний действительности, неискаженное  отражение каких-либо объектов  в нашем уме, противоположность лжи, верность, подлинность.

 Правда – истинность  на деле, справедливость.

Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправдивых представлений  в истину.

Дезинформация – передача объективно ложного знания как истинного.

Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений и понятий объекту, ложное знание, принимаемое за истинное.

 Людям свойственно  заблуждаться и ошибаться. В  их знаниях всегда имеется  некоторый элемент субъективности, который обуславливается: 

 – особенностями  восприятия действительности органами чувств;

 – свойственными  человеку стереотипами;

 – индивидуальными  интересами, симпатиями, настроением. 

 Люди часто склонны  принимать желаемое за действительное; эмоции, влечения, побуждения могут  ослепить человека настолько, что он утрачивает способность объективно судить о вещах.

  1. Практика и познание.

Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.

Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

• материальное производство;

• управленческая деятельность;

• научный эксперимент.

Функции практики — то, что она является:

• критерием истины;

• основой познания;

• целью познания;

• результатом познания.

  1. Творчество и познание.

Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

Вид творчества Функция Объект (результат)

Художественное  творчество Создание новых эмоций Произведения (искусства)

Научное творчество Создание новых знаний Теории, Открытия, изобретения

Техническое творчество Создание новых средств труда Процессы, Механизмы

Спортивное  творчество Создание[достижение] новых результатов Сила, Скорость, Выносливость

Творческое воображение, фантазия — необходимые средства развития способности человека изменять, преобразовывать мир. С их помощью человек осуществляет и вымыслы, и замыслы, столь высоко поднявшие его над животным.

Фантазия имеет свои собственные законы, отличные от законов обычной логики мышления. Творческое воображение позволяет по едва заметным или совсем незаметным для простого глаза деталям, единичным фактам улавливать общий смысл новой конструкции и пути, ведущие к ней. Творческое воображение воспитывается всем ходом жизни человека, усвоением накопленных человечеством сокровищ духовной культуры.

Интуиция — это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверхсознание. Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

В интуиции тесно смыкаются  мышление, чувство и ощущение. Она  сближает научное познание с художественным творчеством и наоборот.

На крыльях интуиции, а не только по лестнице логики осуществляются интеллектуальные скачок от старого знания к новому, открытия в науке, изобретения в технике и созидание в области искусства. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

  1. Научное познание.

Научное познание, в отличие  от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного  на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Принципы:

   1. Причинность.  Первое и достаточно емкое  определение причинности содержится  в высказывании Демокрита:

   Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком- нибудь основании и в силу необходимости.

   В современном  понимании причинность означает  связь между отдельными состояниями  видов и форм материи в процессе  ее движения и развития. Возникновение  любых объектов и систем, а  также изменение их свойств  во времени имеют свои основания  в предшествующих состояниях материи; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями.

   2. Критерий истины. Естественно-научная истина проверяется  (доказывается) только практикой:  наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью. Если научная теория подтверждена практикой, то она истинна. Естественно-научные теории проверяются экспериментом, связанным с наблюдениями, измерениями и математической обработкой получаемых результатов. Подчеркивая важность измерений, выдающийся ученый Д. И. Менделеев (1834- 1907) писал:

   Наука началась тогда, когда люди научились мерить; точная наука немыслима без меры.

   3. Относительность  научного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т.  п.) всегда относительно и ограничено.

Научным исследованием  широко используются общенаучные методы исследования:

анализ и синтез; абстрагирование; обобщение; индукция и дедукция; аналогия и моделирование; идеализация; классификация; системный подход.

  1. Понятие «общество» в философии.

Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Общество — объективная  реальность, форма существования  бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

Общественное бытие  имеет две стороны:

• объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;

• субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

Основными сферами  жизни общества являются: экономическая; социальная; политическая; духовная.

  1. Общество как развивающаяся система.

Человеческое общество - это самая сложная по своей  сущности и структуре живая система. Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т. е. всё человечество в его истории и перспективе. Жизнь общества во всей его полноте есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованна система, подчиняющаяся законам функционирования и развития. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли (объективный фактор). Однако новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предками, а реализует свои собственные потребности и интересы. Разнообразная деятельность людей, их живой труд неизменно и непрерывно вносят новые черты в характер общества (субъективный фактор). Развитие общества представляетс как результат сложного взаимодействия этих двух факторов. Процесс их взаимодействи характеризуется тенденцией и направленностью. В целом человеческое общество прошло несколько стадий развития, от первобытного, каменного, до современного, информационного постиндустриального. Исторически общество никогда не бывает одинаковым.

   Движущей силой  общества в широком смысле  является интерес, стремление  людей находить лучшие формы жизни. В узком смысле пружиной развития общества является противоречия, борьба противоборствующих сил в обществе. На современном этапе люди осознают глобальные проблемы, стоящие перед обществом.

  1. Политическая система общества.

Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"