Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofiya.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

- объективность

- безграничность

- бесконечность

- единство прерывности  и непрерывности

Особенные свойства пространства:

- трех мерность и  симметричность

Особенные свойства времени:

- одномерность

- одно направленность

- необратимость

В истории философии существовали две основные концепции пространства и времени:

1) Субстанционная. Пространство  и время понимается как субстанции, т.е. самостоятельное существование  независимо от материальных тел.  Пространство - это пустое вместилище  тел, а время как вместилище событий. Естественнонаучное обоснование этой концепции - механическая картина мира.

2) Реляционная. Пространство  и время понимается как особые  отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Естественнонаучное обоснование - это теория относительности Эйнштейна. Общая и специфическая теории относительности Эйнштейна подтверждают связь пространства и времени между собой и с материальными носителями.Пространство и время абсолютны как всеобщие, бесконечные вечные формы бытия материи. Они относительны, т.к. их свойства зависят от отдельных материальных систем. Пространство обладает количественной бесконечностью. Это не имеющая ни начала ни конца связь существующих материальных предметов, процессов. Качественная бесконечность пространства - это бесконечное многообразие различных уровней организации материи и их пространственных свойств. Бесконечность времени связана с вечностью материи

39Проблема  происхождения и сущности сознания  в философии, многообразие концептуальных  подходов.

Сознание является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории культуры, ф-и и науки свидетельствует не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования.

 Традиционно считается,  что заслуга целостной постановки  проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы не существовало. Носителем мыслей и чувств чел-ка считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в чел-кое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей.

1. Объективно-идеалистическая  интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля) лежащей в основе всех форм земного бытия. Чел-кое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

2. Субъективно-идеалистические  системы рассматривают сознание  чел-ка как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя  и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли).

3.  Гилозоизм (овеществленная  жизнь) утверждает, что вся материя  мыслит, сознание является атрибутивным св-вом всего материального мира.

4. Вульгарный материализм  как редукционистское отождествление  сознания с вещественными образованиями в мозгу чел-ка. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга.

5. Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную  зависимость от внешней, в том  числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII в., считающие, что чел-к рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги.

6. Диалектический материализм  подходит к изучению сознания  как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального.

• Сознание - идеальное  явление, функция, особое св-во, продукт  высокоорганизованного материального субстрата — чел-кого мозга, мыслящей материи.

• Сознание - идеальный  образ, снимок, копия, отражение в  мозгу субъекта материального объекта.

•  Сознание обладает творческой активностью, проявляющейся  в относительной самостоятельности его функционирования и развития и обратном воздействии на материальный мир.

• Сознание — продукт  общественно-исторического развития, вне об-ва оно не возникает и  не может существовать.

•  Сознание как идеальное  отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения.

Все 6 рассмотренных концепций  содержат в себе долю истины в понимании природы сознания, имеют своих сторонников, достоинства и ограниченности, отвечают на одни вопросы, но не дают ответов на другие и потому имеют равные права на существование в рамках ф-ого знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40Сознание  в контексте теории отражения.  Проблема идеальности сознания.

Сознание - итог длительного  развития материальной действительности. Развитие такого св-ва материи как  отражение. Отражение - всеобщее св- во материи, способность матер. явлений, процессов воспроизводить в своих св-вах особенности  др. явл. в процессе взаимодействии с ними. Отражение в своем развити проходит ряд этапов:

1) Отражение в неживой  природе

2) В живой

3) На соц. уровне.

Отражение в неживой природе - мех., физ., хим. изменения; это простое запечатление. Бывает до психологическое и психологическое.  До психологическое - это раздражимость и чувствительность. Психологическое - ощущение восприятие и представления. Ощущение - это элементарная исходная клеточка психоотражения  на основе которой возникают представления и восприятия. Ощущение - это отражение одного св-ва предмета с помощью одного органа чувств. В процессе эволюции у животных формируется нервная сис-ма и способность к инстинктивному поведению.  В процессе дальнейшей эволюции появляется индивидуальное изменчивое поведение у высших животных, появл. навыки и индивид. опыт, появл. и восприятие. - это отражение совокупности св-в предмета с помощью всех органов чувств, возникновение целостного образа предмета. По мере увеличения головного мозга и усложнения его строения у животных появл. представление. - это отражение целостного образа предмета без непосредственного воздействия этого предмета на субъект отражения в данный момент времени. Представление наз. интеллектом животных или конкретно элементарным мышлением животных. Высшие животные проявляют ориентировочную реальной ситуации. Представление это предпосылка возникновения познания, как высшей формы отражения. Третья форма отражения - социальное отличие сознания от психики животных:

1) абстрактное мышление

2) целепологание

3) предвидение (предчувствие)

4) ценностные отношения

5) самосознание

6) практически-преобразовательная  деятельность

Сознание - осмысленное  знание. Важнейшим свойством индивидуального, да и общественного, сознания является идеальность. Идеальное — характерная  черта, главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Сложность существа и состава идеального, разнообразие его детерминирующих факторов, проявлений, функций в жизни и деятельности человека — все это (как и многое другое) обусловило трудности его познания, широкое разнообразие представлений философов о сущности идеального и его предназначении от различных точек зрения внутри той или иной философской школы до глубоко дивергированных направлений в рамках всей философии — материализма и идеализма (сам термин "идеализм" в своем генезисе восходит к "идее" и "идеальному").

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41Сознание  и язык. Самосознание и личность.

САМОСОЗНАНИЕ—выделение  человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения  к миру, себя как личности, своих  поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. У человека в процессе развития деятельности и сознания формулируется совокупность взглядов на себя как на индивидуального и социального субъекта.

Человек отдает себе отчет  в том, что делает, думает, чувствует (поэтому он за все в ответе). Кроме того, в структуру самосознания можно включить:

1) самочувствие - это элементарное  осознание своего тела и его  вписанности в мир вещей и  людей; 

2) осознание себя в  качестве члена сообщества, своей  принадлежности к социальной группе и культуре;

3) самопознание, самооценку, самоконтроль. Самым высоким уровнем  самосознания является понимание своего "Я" как индивидуального явления, своей неповторимости, уникальности. На этом уровне осознается возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки.

ЛИЧНОСТЬ — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

Основу Л. образуют ее биологические особенности, все  же определяющими факторами развития являются не ее природные качества, а качества социально значимые —  взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения (Мораль) и т. д. Л.— это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Л. представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.) и отдельного (индивидуального). Для Л. характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных неповторимых качеств и действий, характерных для дайной Л., выражается в понятии ндивидуальность.Сознание чел-ка органически связано с языком как способом своего существования. У животных существует первая сигнальная система, на основе которой у них формируются условные рефлексы. У чел-ка в дополнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная система - речь, язык, специфически чел-кая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков  не наследуется, а приобретается в процессе социализации чел-ка. Как способ существования сознания речь находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. Язык влияет на стиль мышления, его манеру, приемы и способы.Язык более консервативен, чем сознание: одна и та же языковая оболочка, слово, понятие могут выражать разное содержание мысли. Совершенствуя свой язык, чел-к совершенствует и свое сознание, и, наоборот, пренебрежительно относясь к оперированию языковыми символами, используя ограниченный словарный запас, мы консервируем мышление, ограничиваем его наличным интеллектом.Именно язык как способ существования сознания, как "непосредственная действительность мысли" характеризует особое качество сознания как высшей формы отражения действительности, несводимой к досознательным ее формам.

Фун-ий языка:

1.  Обозначающая. Своим содержанием  слово всегда связано с предметом.

2. Куммулятивная. Язык дает возможность  "сокращенного", "уплотненного" идеального воспроизведения действительности, а также хранения, передачи и практического использования заключенной в ней информации.

3. Коммуникативная. В этой фун-и  язык выступает как средство  общения людей.

4. Экспрессивная. Все, отражаемое  в сознании чел-ка средствами  языка, в той или иной степени связано с его интересами и потребностями.

5.  Интерактивная.. Эта фун-я связана  с тем, что при помощи языка  чел-к всегда обращается к себе  или к другому чел-ку, и явно  или неявно в его речи заключен  вопрос, предложение, просьба, жалоба, распоряжение, угроза и т.п.

Важнейшие функции сознания. Все  они взаимосвязаны и взаимно  переплетаются.

1. фун-я познания - верного, адекватного отражения действительности. Сознание позволяет чел-ку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить нужную информацию о них.

2. фун-я оценки получаемой информации. Чел-к не только получат данные о внешнем мире, но и оценивает степень их адекватности и полноты, оценивает саму действительность с точки зрения своих потребностей и интересов.

3. фун-я накопления знаний (аккумулятивную функцию). В сознании индивида накапливаются знания, полученные из непосредственного, личного опыта, а также добытые его современниками или предшествующими поколениями людей.

4. фун-я постановки цели. Опережая  ход событий, человек строит модель "желаемого будущего" и определяет пути его достижения, то есть ставит цель и планирует свои действия.

5. конструктивно-творческая фун-я, заключающейся в мысленном конструировании направлений и форм деятельности чел-ка в целях создания принципиально нового.

6. функция управления.

7. Т.к деятельность индивида  как общественного существа требует  общения личности с другими  людьми, взаимного обмена мыслями  и знаниями, то сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет функцию связи (коммуникативную функцию).

 

42Индивидуальное  и общественное сознание. Их структура  и взаимосвязь.

Наиболее общим основанием структурирования сознания является выделение в нем общественного и индивидуального сознания, возникающих как отражение разных типов бытия. Деятельность сознания порождает феномены сознания - мир ощущений человека, его восприятий, эмоций, идей и т.д., которые в свою очередь формируются под воздействием многих факторов. К ним относятся природные данные, условия социальной среды, личная жизнь человека, обстановка трудовой деятельности, возраст и др. Кроме того, в процессе деятельности люди постоянно обмениваются мнениями, суждениями, опытом. В результате этого вырабатываются общие для определенных социальных групп взгляды, понимание, оценки явлений, а также общие интересы и цели. Они влияют и на сознание отдельных людей.

Во-первых, индивидуальное сознание имеет "границы" жизни, обусловленные  жизнью конкретного человека. Общественное же сознание может "охватывать" жизнь множества поколений. Во-вторых, индивидуальное сознание находится под воздействием личных качеств индивида, уровня его развития, личного характера и т.д.   Субъекту, рассматриваемому на различных уровнях общности - человечество, государство, этнос, семья, индивид - соответствует свой тип сознания. Субъект-индивид, логически завершая иерархию структурной организации общества, всегда "укоренен" в тех или иных социальных общностях и несет в своем индивидуальном сознании отпечаток социально-групповых интересов и требований, представленных в индивидуальной форме. Индивидуальное сознание в ряде отношений богаче общественного, в нем всегда присутствует нечто индивидуально-личное, не объективируемое во внеличностных формах культуры, неотчуждаемое от живой личности.  При анализе сознания необх-одимо обратиться и к рассмотрению бессознательного, так как феномен бессознательного является объектом изучения рядом наук и участвует в функционировании психики человека в целом. Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

43Понятие и  смысл диалектики. Исторические  формы диалектики и ее современные  разновидности.Содержание диал-ки формировалось в течение длительного периода дух. развития чел-ва. В Др. мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диал-ки. После зарождения развитие диал-ки надолго превратилось в конкретизацию ее идей. Лишь в XIX веке в ф-ой системе Гегеля (в открытых мыслителем законах) диал-ка получила новую (теор.) базу для своего развития. В том же столетии вслед за гегелевской диал-кой создается система марксистской диал-ки. Т.о., можно выделить 3ее истор. формы - стихийную диал-ку древних, диал-ку Гегеля и марксистскую диал-ку. Каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая, иногда это происходило в "снятом" виде, как в случае создания марксистской диал-ки.Многие древнегреч.ф-фы были диал-ами. Сократ ввел в культурный оборот термин "диал-а" в значении искусства обнаружения истины в споре. Сам он в совершенстве владел этим искусством. Зенона Элейского Аристотель назвал "изобретателем диал-и", имея в виду ряд поставленных им диал-х проблем: противоречивость понятия движения (известные апории Зенона) и противоречивость отдельных форм бытия.В ф-й мысли Др.реции идея изменчивости наиболее ясно высказана Гераклитом("нельзя дважды вступить в ту же самую реку", "ничто не постоянно ... одно и то же: удовольствие - неудовольствие... все сменяется в игре Века... Все возникает через вражду и взаимообразно")В отличие от указанных ф-в Гераклит был занят обоснованием идеи диал-го развития мира в целом.  «Нет ни одного положения Гераклита, - пишет Гегель, - к-ого бы я не принял в свою «Логику».Описывая развитие мира, Гегель исходил из объективно-идеалистической идеи, согласно к-ой развитие мира есть результат творения духа (абсолютного разума, Бога). Поэтому открытые им диал-ие законы, по существу, явились законами развития духа. И созданная Гегелем диал-ка получила идеалистический характер.В материалистической диал-ке смысловые акценты расставлены по-иному. Во-1ых, смысл социальной диалектики К. Маркс и Ф. Энгельс увидели в противоречивом движении чел-ва в направлении об-ой .гармонии, к-ая предст-авлялась им в форме коммунизма. Во-2ых, показав земной источник возникновения духа, они не только развеяли гегелевский мистицизм в получении каждым народом своего духовного назначения, но и раскрыли то, как из объективных условий об-ой жизни рождается общечел-ий идеал коммунистической гармонии. В-3их, Маркс и Энгельс отказываются признать превосходство любой национальной формы капиталистического гос-ва при шествии к коммунизму, подчеркивая, что никакой из стран в отдель-ности не будет принадлежать слава уничтожения капитализма.Конкретно-исторический смысл диал-ки изменяется, но данные изменения целенаправленны. Они осуществляются в горизонте общего замысла диал-ки - раскрытия перспектив развития мира. Для реализации этого замысла диал-ими мыслителящими ф-ми сделано немало. Однако диал-ому осмыслению подлежит еще большое кол-во проблем мирового развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"