Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofiya.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

В своих ф-их воззрениях Ломоносов стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира.

Воззрениям Ломоносова, как многих мыслителей его времени, был присущ деизм, согласно к-му Бог — главный «архитектор» мироздания. Относительно проблем соц. жизни Ломоносов придерживался просветительских взглядов.

"Странствующим университетом"  называли Г.С.Сковороду (1722-1794), пропагандировавшего  свое религиозно-ф-ое учение в Харьковской, Белгородской и Курской губерниях. В центре его ф-ии – чел-к как микрокосмос. Сковорода выделяет 3 мира: макрокосмос, микрокосмос (человек) и мир символов (Библия), связывающий большой и малый мир, идеально выражающий их в себе. Веря в безграничную возможность познания мира, он убежден в том, что источником мысли является сердце. Учение Сковороды характеризуют как "мистический символизм", оно предваряет ф-ию славянофилов XIXв.

Проблема чел-ка - в  центре внимания писателя и общественно-политического деятеля А.Н. Радищева (1749-1802). Основываясь на идеях франц.просветителей: теории об-ого договора, естественного права, приоритета закона, Радищев критикует самодержавие и крепостное право. В сибирской ссылке он пишет трактат "О человеке, его смертности и бессмертии" (1792). Позиция Радищева в трактате неоднозначна. С одной стороны, он исследует проблему природного происхождения чел-ка, его смертности, опираясь на современные ему ф-ие и научные представления, с другой, признает бессмертие души, не сумев материалистически объяснить происхождение "мыслительной способности". В связи с этим Радищев дополняет материалистическое учение традиционным религиозно-ф-им.

К концу жизни Радищеву пришлось пережить разочарование в  результатах Французской революции. От идеи революционного просветительства народа он пришел к идее круговорота «вольности» и «рабства», видя в диктатуре Робеспьера пример вырождения свободы в самовластье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28Основные  черты русской философии XIX века

К началу XIXв усваиваются  основные идеи западной ф-ии, оформляется  ряд областей ф-ого знания. В то же время процесс становления  оригинальной русской ф-ии еще не завершился. Решающую роль здесь сыграла  нем.класс. ф-ия, прежде всего учение Шеллинга, позднее - Гегеля, проникавшие в Россию в 1ые десятилетия XIXв. Именно философия Шеллинга явилась одной из составных частей творческого синтеза, в результате к-ого начинается новый период в истории отеч/ ф-ии.

Этот период связан с  оформлением 1ых ф-их течений в России: западников и славянофилов.

Непосредственным поводом  к полемике и оформлению направлений  стали "Ф-ие письма" П.Я. Чаадаева (1793-1856), в к-ых поставлен ? о месте России в истории. Чаадаев - религиозный мыслитель, считавший, что история направляется Божественным провидением. Руководящая роль католической церкви соответствует провидению, Зап.Европа достигла больших успехов в осуществлении христианских начал.

Проблема места России в истории находится также  в центре внимания славянофилов (И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина).

И.В. Киреевский (1806 - 1856) Особое внимание он уделяет ?у об отличии дух. культуры ("просвещения") России от Запада. Киреевский отмечает следующие различия: культура Запада унаследовала от Рима индивидуализм и рационализм, отсюда преобладание там эгоизма и рассудочного познания.

Односторонний хар-р западной культуры критиковал также А.С. Хомяков (1804 - 1860). Соединяя православие и ф-ию, Хомяков пришел к мысли, что истинное познание недоступно отдельному рассудку, оторвавшемуся от веры и церкви. Такое знание ущербно и неполно.

Крупнейший ф-ф революционно-демократического направления -А.И. Герцен (1812 - 1870). В "Письмах  об изучении природы" он 1ым в отеч.ф-ии применил диал-ку Гегеля к толкованию природы. Позднее он отошел от учения Гегеля. Постепенно нарастает его скептицизм. Разочаровавшись в цивилизации Запада после революции 1848г, Герцен начал сомневаться в разумности истории, подчеркивал алогизм истор-ого процесса, роль случайности и личности в истории. Одновременно усилился его интерес к специфике национального пути развития России, к роли общины в переходе к социализму.

Н.Г. Чернышевский (1828 - 1889) стремился сформировать целостное  материалистическое понимание природы  и об-ва. Основываясь на учении Фейербаха, Чернышевский разрабатывал антропологический принцип в ф-ии, соединял его с материализмом в естествознании.

В центре размышлений  Ф.М. Достоевского (1821 -1881) находится  чел-к, его противоречивая сущность. Бытие чел-ка - это, прежде всего, нравственное бытие личности, бытие выбора между добром и злом. Подлинная свобода связана с Богом, со слиянием с ним через любовь ("Будешь любить всякую вещь и тайну постигнешь в вещах"). Отказ от свободы в пользу "хлеба" порождает рабство и пустоту.

Л.Н. Толстой (1828 -1910) выступает  как критик культуры, призывает к "опрощению". В своей "Исповеди" он описывает духовный кризис, охватившее его чувство бессмысленности жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29Философия  «всеединства» Вл. Соловьева

философская мысль достигает во 2ой половине XIX - нач. XX в., когда появились предпосылки для образования философских систем. Одна из первых и наиболее значительных систем представлена ф-ей B.C. Соловьева.

Владимир Сергеевич  Соловьев (1853 - 1900) - крупнейший русский философ, систематизировавший в своем учении результаты предшествующего развития отечественной ф-ии.

Соловьев возрождает ф-ию всеединства, к-рая уходит своими корнями в ф-ю досократиков, в древнегреческие культы. Это особый вид религиозной ф-и, в центре к-рой учение об Абсолюте как "всеединстве". Абсолют, в отличие от христианского Бога-Творца, является основой становления мира, связан с миром. Он порождает "другое" - мир, чтобы проявить себя в нем. Но мир - это несовершенное бытие. Реальный мир возникает в результате утраты каждым отдельным существом непосредственной связи с Богом. Изначальное единство нарушается. Оно проявляется только через чел-во, в к-ром сохраняется "вечная душа мира". Чел-во, таким образом, это богочеловечество.

Учение о богочеловечестве, об особой роли чел-ка - важная составная часть ф-и "всеединства". В ф-и Соловьева важную роль играет понятие "душа мира", берущее начало в философии Платона и неоплатонизме. Мир, отпав от Бога, распался на множество враждующих элементов. Его спасает от разрушения "мировая душа", она "сущий субъект тварного бытия". Эта "душа", в силу своей связи с Богом, стремится восстановить утраченное единство. Вся эволюция мира - это стремление "души" преодолеть хаос и воссоединить мир, несовершенный и совершенный. Философ в ряде работ отождествляет "мировую душу" и "Софию", которая у него то "небесное существо", то " душа мира". Торжество Софии (Божественной премудрости) означает восстановление всеединства. Но понимание Софии у Соловьева мистично. Вместе с тем его учение о Софии открывает традицию софиологии в русской религиозной ф-и.Идея "всеединства" имеет свой гносеологический аспект. Соловьев развивает предложенную славянофилами концепцию "цельного знания", предполагающую единство знания и веры.

Возрожденная Соловьевым философия всеединства имеет  длительную историческую традицию. Ее создавали некоторые средневековые философы, Н. Кузанский. Для отечественной философии всеединства характерны: сближение Бога и Мира и тяготение к пантеизму, стремление соединить религию, науку и мораль в учении о Софии (софиология).

30Проблемы  экзистенциальной философии в  России: Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов.

В начале XX века в духовной культуре России происходит мировоззренческий поворот- "религиозно-философское возрождение" (В. Зеньковский). От материализма к религиозному поиску обращаются такие крупные философы, как Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк. Возникают религиозно-философские об-ва. Этот поворот в сознании части интеллигенции оформился в сборнике "Вехи".

Символом этой эпохи  считается выдающийся русский философ  Николай Александрович Бердяев (1874-1948), Он критически воспринял революцию и в 1922 году был выслан из России. Отправной точкой его учения является чел-к. Н. Бердяев отчасти обожествляет чел-ка, рассматривая его как богоподобное существо. Основные темы его ф-и: свобода, творчество, личность. Свобода, согласно ф-и Бердяева, - основа бытия. Учение о вездеприсутствии несогворенной свободы - одна из оригинальных особенностей философии Бердяева.

Свобода является основой творчества, подлинное творчество свободно. Творчество - важнейшая религиозная задача чел-ка, его долг.

Важное место в творчестве Н. Бердяева занимают проблемы социальной ф-и, ф-и истории. Смысл истории  философ видит в конечном торжестве "царства Божьего", но реальная история рассматривается им как история объективации, как " неудача духа", так как " в ней не образуется Царство Божие". Основа истории - это свобода зла.

Обостренное внимание Бердяева к проблеме личности, свободы и  нравственного выбора позволяет рассматривать его как одного из первых представителей экзистенциальной ф-и как в России, так и на Западе.С традицией экзистенциальной ф-и связано творчество Л.И. Шестова (1866-1938), обратившего особое внимание на трагизм человеческого бытия. Отмечая недостаточность рациональных, научных средств для познания бытия чел-ка, он склоняется к иррационализму. Пожалуй, как никакой другой отечественный философ, Шестов выразил сомнение в возможностях рационального познания в разрешении этических проблем, называя себя "ненавистником разума". Не отрицая значения науки, он подчеркивал ее ограниченный характер, резко разделял разум и веру. Познание подлинного бытия возможно лишь сверхъестественным способом, через Откровение. Шестов — религиозный философ-мистик, но в силу своего скептицизма и экзистенциализма занимает особое место в отечественной ф-и.

31Философия  космизма и ее основные направления:  Н.Ф. Федоров, К.Д.

С ф-ей всеединства связана  и значимая для отечественной  ф-и и науки традиция русского космизма. Русский космизм - особое мировоззрение, получившее развитие в XIX - XX в. Его признаками считаются : 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, чел-ка - в неразрывной связи с космосом  2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность чел-ка, в связи с чем предполагается преображение человека? 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса? 4) признание необходимости соединения усилий людей, единства ("соборности") чел-ва. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский).

Один из наиболее ярких  представителей религиозного течения  в космизме Н.Ф. Федоров (1829-1903). В работе "Ф-я общего дела " он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что " чел-во призвано быть орудием Божьим в спасении мира ". В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Федоров в основу всей своей системы поставил идею "всеобщего спасения". Своеобразие мысли Федорова заключается в его непримиримом отношении к смерти, необходимости ее активного преодоления. В его известном труде "Философия общего дела" звучит призыв к "действию", а не пассивному созерцанию мира и выражена вера в то, что разум и сознание человека могут сами по себе осуществить эту задачу.Учение К.Э. Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному направлению, несмотря на его фантастические эл-ты. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое ("панпсихизм"), населенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум чел-ка - орудие развития. Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В 1903 году он представил теорию полета ракеты.Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме - В.И Вернадский (1863-1945). Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление ("всюдность" жизни). Чел-к рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность.Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него.

32Философия  в советской и постсоветской  России.

С середины 90-х г. XIX в. определяющую роль в развитии отеч. марксизма играет В.И Ленин (1870-1924). Он занимался в основном проблемами социальной теории и практики: разработал теорию империализма как высшей стадии капитализма, теорию соц. революции. Нек-ые философы-марксисты стремились к реформированию марксизма, соединению его с нек-ыми новейшими ф-ими учениями ("эмпириомонизм" А. Богданова, богоискательство и богостроительство А. Луначарского). В своей работе Ленин подвергает критике попытки реформ марксизма, критикует эмпириокритицизм как субъективно-идеалистическую ф-ю, дает новое определение материи: "Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении". В "Философских тетрадях " (1916) Ленин обращается к материалистическому исследованию проблем диал-ки. Философские работы Ленина надолго определили основные черты советской ф-ии.Новый этап в истории отечественной философии начинается после революции 1917 года. Философия марксизма стала составной частью официальной идеологии. Представители других направлений либо эмигрировали (С.Л. Франк, И. Лосский и др.), либо были репрессированы и погибли (П.А. Флоренский, Г. Шпет). В 1922 году из России был отправлен "философский пароход", на котором были высланы десятки ведущих философов и деятелей культуры: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, И.И. Лапшин, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский. Немалое число философов погибло в тюрьмах и ссылке. Среди них русский "Леонардо да Винчи" - Павел Флоренский. Оригинальная отечественная философия эмигрировала. В Советском Союзе в 20-30-е годы формировались официальные стандарты интерпретации философии диалектического и исторического материализма, процесс контролировался партией и государством. Некоторое оживление философской мысли начинается с середины 50-х годов. В то же время в истории советской философии достойное место занимают яркие исследователи: А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмус, Э.В. Ильенков и др. С конца 80-х годов начинается процесс возвращения эмигрантской части отечественной философии XX века, открывается возможность восстановления утраченного единства национальной культуры. Появились предпосылки для дальнейшего развития философии, которая есть творческий поиск свободной личности

33Понятие «картина  мира». Виды картин мира, их  взаимосвязь.

"Картиной мира" (КМ) называется сложившаяся на  конкретном этапе развития чел-ва  совокупность представлений о  структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Картина мира формируется  как в сознании отдельного чел-ка, так и в общ-ном сознании, что  объясняет различные проекции мира в существующих картинах.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"