Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 13:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 66 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

fs_ekzame.doc

— 949.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом идея целесообразности и идея блага пронизывают все построения Платона.

Учение Платона  о бытии (проблема статуса идей-эйдосов), душе и познании.

До конца 5 в до Р.Х. основным типом древнегреческой  философии был материализм.

Платон (427-347 до Р.Х., Афины, настоящее имя Аристокл) был противником афинской демократии. Философское развитие началось в школе Сократа. В городах южной Италии и Сицилии он продолжил знакомство с философией элейцев и пифагорейцев. В 387г он вернулся в Афины и основал школу (академия).

По-видимому, свою литературную деятельность начал с небольших диалогов по вопросам этики. В зрелый период им был написан трактат Государство, затем диалоги Пир, Теэтет, Федон. К поздним работам относится диалог «Законы»

Философской учение Платона  охватывает широкий круг вопросов - о бытии, мире и его происхождении, душе и познании, обществе, раздел труда, воспитании искусстве.

Мир чувств вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные  вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлинной сущностью вещей их причинами являются бестелесные нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. По отношению к чувствам вещам идеи и причины и образцы и цели, кот стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса.

Так как чувственные вещи преходящи, то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя и пространство (область непрекращающегося движения, возникновения и изменения). Материя принимает на себя идеи и превращая их во множество частных вещей, разделенных пространством. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага. Она обуславливает познаваемость, сущность предметов, от нее они получают свою сущность. Идея блага является не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности).

Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зависят от условий  пространства и времени. Мир вещей - мир вечного возникновения и  гибели, движения и изменчивости, в  нем все свойства относительны, ограничены условиями пространства и времени.

Материю сотворил демиург - творец, чистый разум.

В центре космологии учение о мировой душе. Душа заключена  в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия материальных предметов напоминают душе позабытые ей знания. Вид познания зависит от различия познаваемых вещей. Достоверное познание (воспоминание) - только об истинно сущих видах - идеях. О чувственных вещах и явлениях возможно лишь вероятное мнение. Тут не понятно, что есть истина. Между идеями и чувственными вещами - математические понятия, доступные рассудочному познанию.

Метод познания - диалектика. Два пути - восхождение по обобщению  понятий вплоть до высших родов и  нисхождение от общего к частному, это касается только идей, но не чувственных  единичных вещей. Идеи познаются  путем интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувственные вещи отражаются лишь во мнениях, которые не дают подлинного знания.

Бытие, когда оно рассматривается  само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же при  рассмотрении по отношению к иному  содержит в себе различия, изменчиво, подвижно. Поэтому бытие содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво.

Противоречия есть необходимое  условие для побуждения души к  мышлению. Искусство побуждать к  размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть, по Платона, искусство диалектики.

В космогоническом учении Платон утверждает, что последними элементами всех вещей являются неделимые  треугольники или геометрические бестелесные атомы. Космология - в центре земля, вокруг планеты и звезды, которые движутся благодаря их собственным душам.

Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит  из 3 частей: разумной, которая создается  самим творцом, аффективной (страсть) и вожделеющей, которые создаются низшими богами.

Победа разумной части  над страстями и вожделениями возможна при соответствующем воспитании. Так как люди не могут личными  усилиями приблизится к совершенству, то необходимо государство и законы. Государство основано на разделении труда между разрядами свободных граждан.

Разумной части должен соответствовать разряд правителей-философов, эффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Каждый разряд должен быть ограничен  выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства в дела других.

Правители - философы, необходимо специальное воспитание. Правят с 50-60 лет. Воины - общежитие для искоренения  чувства зависти. Ремесленники - воспитание умеренности и самоограничения. Первая в истории человечества теория идеального государства. Три формы - монархия, аристократия и демократия, причем любая в двух видах - законная или незаконная (насильственная). Первый вид предпочтительнее.

Частная собственность  и семья - подрывают условия общества. Поэтому Платон разработал план общежития, основанного на устранении для правителей и воинов личной собственности, а также учение об общности жен и государственного воспитании детей.

11. Аристотель: критика Платона, учение о форме  и материи, учение о причинах.

Аристотель родился в семье лекаря, обучался в платоновской академии. Был воспитателем македонского царя–Александра, воспитывался им до 15 лет. Стремление Александром Македонским завоевать весь мир–заложил Аристотель. Аристотель–основатель психологии, систематизировал знания о природе, в первую очередь–проблемы философии как таковой. В 335 году основал школу–лицей.

Философия Аристотеля

Аристотель Перенял у Платона идею о том, что подлинное знание содержится в понятиях, так как это знание логическое. Но по Аристотелю но находится не только в сверхчувственном мире, но и в мире чувственном. Таким образом, Аристотель Признаёт необходимость явлений чувственного мира для знания→ реализм.

Понятие не противопоставлено  действительности, а идеи вещам, так  как идеи осуществляются в мире действительности. Аристотель эмпирик, он сначала исследует частные явления, а затем переходит к общему.

Платон  и Аристотель

Главным разделом их философии  является онтология, основной вопрос которой  «Что существует и что есть сущее?». Оба философа говорят о совершенном знании, определённом совершенным бытием.

 

Платон

Аристотель

Опыт знания связан с  необходимостью совершенствования  души

Познание доступно не избранным, а многим, так как оно  основано на общих логических законах

Методу Платона научиться нельзя

Методу Аристотеля можно  научится

Философ может рассуждать о многих вещах, но с одной точки  зрения, так как его задача –  научить умному гос. руководству. Философии  самой по себе не существует.

Аристотель делит философию  на теоретическую и практическую. Эта классификация связана со структурой бытия: неподвижное (математика), самодвижное (физика) и движимое (сфера человеческого приложения).

К нашему движимому миру применяет недвижимую идею блага

А. устанавливает философию  здравого смысла: в нашем движимом мире не применимы точные науки

Идея воспоминания, мысль  о внечувственной истине.

 Платон→ Августин→  Декарт

Космогоническая аргументация, идея перводвигателя

Аристотель→ Фома Аквинский

Проблема отношения  общего и частей

Путь внутрь, важен  род, а не родовые признаки→ идеализм

Путь вовне, важно частное (в каждом частном – свойства общего) → реализм


Учение Аристотеля - объективный идеализм. Оно сложилось в резкой критики учения Платона об идеях. Эта теория (об идеях) несостоятельна по ряду причин:

1. Идеи Платона суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию.

2.Так как Платон отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей. И хотя Платон утверждает, будто вещи причастны к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение Платона не может объяснить отношение идей к вещам еще и потому, что Платон отрицает способность идей быть сущностями вещей.

3. Утверждая, будто  идеи относятся к др. идеям,  как общее к частному Платон впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более общей идее, которая и будет ее сущностью.

4. Платон в учение о существовании идей, независимых по отношению к вещам чувств мира, приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как по Платону, для всего сходного должна существовать идея, то кроме идеи, например чел. И кроме соответствующей ей вещей, должна существовать идея того сходного, что существует между ними. Далее для этой новой идеи чел и для находящейся под нею первой идеи и ее вещей должна существовать еще одна- третья- идея...

5. Обособив идеи в  мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувственного мира, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения.

У Аристотеля идея–это эйдос–вид, форма. Он признавал значимость этого вида, говорил, что форма–активное начало. Идея определяет данную вещь. Форма и понятие идеи у Аристотеля сливаются. Аристотель снимает разрыв между вещью и ее идеей. Форма–активное начало, определяет бытие любой вещи(имело еще божественную значимость).

Материя: первая–то, что есть истинная потенциальность(не дает ей определение); вторая- «субстрат», из чего сделана данная вещь. Четыре причины существования вещи:

1) материя, или пассивная  возможность становления(из чего  сделана вещь)- Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта- бесконечно разнообразная.

2) форма- сущность бытия,  действительность того, что материи  дано- Эйдос вещи не есть её  материя, а материя вещи не  есть её эйдос. Материя есть  только возможность осуществления  эйдоса. Эйдос(идея) вещи является  такой её сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь.

3) начало движения; если вещи движутся, а для движения  должна существовать какая-нибудь  определенная причина движения, то это значит, что необходимо  признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так или иначе отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи.

4) цель(цель  существования вещей–бог) Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель движения- специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина.

Общая формулировка четырехпринципной структуры- вещь есть материя, форма, действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.

Учение о форме  и четырех причинах. Аристотель–великий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огромный потенциал, Аристотель развил собственное философское учение. Выше мы видели, что Платон встретился с большими трудностями при осмыслении природы идей. Аристотель стремился разъяснить сложившуюся проблемную ситуацию. Он перенес акцент с идеи на форму.

Аристотель рассматривает  отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в  вещи материю(субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя–это бронза, а форма–очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя–это кости и мясо, а форма–душа. Для животного формой является животная душа, для растения–растительная душа. Что важнее–материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Аристотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная–сущность вещи; материальная–субстрат вещи; действующая–то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая–во имя чего совершается действие.

Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя–это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, акт. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Понятие принадлежит уму человека. Выходит, что форма–это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

А различает 3 хороших  и 3 плохих формы управления государством. Хорошими он считает формы, при которых  исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основанная на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя демократия.

Государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен управлять людьми такими, какие они есть. Заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи.

12. Христианство  как религия и мировоззрение.  Философские идеи библии.

Христианство. Вопрос о примирении веры и разума

Для схоластики характерен напряжённый поиск путей, которые  помогали бы рационально постигнуть веру. Проблема связи двух реальностей: человек не может одновременно находиться либо в рациональном мире, либо в  мире веры. Возникает вопрос: возможно ли рациональное постижение догматов веры?à три направления:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"