Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

шпаргалка по философии.docx

— 251.97 Кб (Скачать файл)

— Каковы особенности исторического развития России и Западной Европы?

— Что такое русское национальное самосознание? Философская политика Чаадаева дала толчок расколу в русской философской мысли XIX в. и возникновению в ней двух противоположных течений — славянофильства и западничества.

Славянофилы связывали  судьбу России с развитием русского национального сознания и расцветом  русской православной религии.

В истории русской  философии, которая всегда уделяла  большое внимание религиозной теме, особое место принадлежит Н.Ф. Федорову (1828–1903), поставившему в основу всей своей системы идею «всеобщего спасения». Отличительной особенностью мысли Федорова является его непримиримое отношение к смерти, необходимости ее активного преодоления. В его известной работе «Философия общего дела» звучит призыв к «действию», а не пассивному созерцанию мира и выражена вера в то, что разум и сознание человека могут сами по себе осуществить эту задачу.

Николай Александрович Бердяев (1874–1948) — один из ярчайших представителей русской религиозной философии. Для социального переустройства общества, согласно Бердяеву, нужно прежде всего не техническое переустройство, а духовное возрождение. Для России это связано с утверждением «русской идеи». По мнению Бердяева, главной отличительной чертой русской идеи является религиозный мессианизм, который пронизывает все общество, его культуру, сознание. Суть национальной русской идеи — осуществление царства Божия на земле. Бердяев с критикой относится к крайностям и славянофилов, и западников в их выводах о месте России в мировой истории. Россия, по его мнению, может осознать себя и свое призвание в мире лишь в свете проблемы Востока и Запада. Она находится в центре этих миров и должна сознавать себя «Востоко-Западом», соединителем, а не разделителем их.

Владимир  Сергеевич Соловьев (1853–1900) — русский философ-идеалист, поэт, публицист, литературный критик. Он стал основоположником русской христианской философии как самобытного целостного сознания.

Главной идеей Соловьева  является идея «всееди-ного сущего». Предельно  высшее единство сущего, согласно Соловьеву, — это Бог. Абсолютная глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Только Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неизмеримое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мирового сознания, т. е. смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства.

44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

С точки зрения философии  познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами  бытия является выражением высших устремлений  творческой активности разума, который  составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую  в виде социальной памяти, богатства  ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма  социальной наследственности, культуры.

Теория  познания — специальное исследование познания, которое делится:

— на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;

— на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания:

— природа познания;

— возможности и границы познания;

— отношение знания и реальности;

— соотношение субъекта и объекта познания;

— предпосылки познавательного процесса;

— условия достоверности знания;

— критерии истинности знания;

— формы и уровни познания и др.

Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:

— одни ученые изучают объективную реальность, а другие — саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;

— одни находят знания, а другие — знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка:

— gnosis — познавание, узнавание (познание, знание);

— episteme — знание, умение, наука.

В русском языке  термин «познание» имеет два основных значения:

— знание как данность, добытый факт;

— процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.

Поскольку истина является объективной стороной знания, которая  состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология  в своем развитии определяет предмет  психологии знания.

Теория познания должна:

— обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;

— объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:

— исследует природу человеческого познания;

— исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания);

— рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях;

— исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное  знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.

45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Виды познания:

Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.

Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного  познания; оно тесно связано с  культурой.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Сущность научного знания заключается:

— в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

— в достоверном обобщении фактов;

— в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно  более или менее убедительно  доказать, строго обобщить, ввести в  рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное  познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:

— ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

— восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

— представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:

— понятие;

— суждение;

— умозаключение.

Понятие — это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.

Суждение — мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.

Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как  высказывание, в отличие от понятия  как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение —  это связь понятий.

Умозаключение — это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.

Понятие, суждение и  умозаключение образуют некую целостность  в своем единстве, эта целостность  называется умом или мышлением.

Интуитивное познание. Интуитивное познание — это неосознанно полученное непосредственное знание.

Интуитивное познание делится:

— на чувствительное (интуиция — мгновенное чувство);

— рациональное (интеллектуальная интуиция);

— эйдетическое (зрительная интуиция).

46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Познание — это  процесс получения, хранения, переработки  и систематизации осознанных конкретно-чувственных  и понятийных образов действительности.

Познание делит  мир на две части:

— на объект (в переводе с латинского — противопоставлять себе);

— на субъект (в переводе с латинского — лежащий в основе).

Субъект познания — глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности.

Субъект является сложной  иерархией, фундамент для которой  — все социальное целое.

Настоящий субъект  познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это  живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или  бездарности, сильной воли или безволия.

Когда субъектом  познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные  отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п.

Но чаще всего  под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.

Научное познание исследует  не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности.

Объект  познания — это любая существующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта.

Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение.

Объект в его  отношении к субъекту — это  в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих  познавательных устремлениях социально  детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума.

Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект — без  субъекта.

В современной гносеологии  различается объект и предмет  познания:

— объект познания — это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию;

— предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек — это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован.

В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой  как практически действующим  существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и  его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.

Объективизм — направление в гносеологии, которое приписывает познанию постижение реальных предметов и объективных идей.

Субъективизм — учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также эстетических и моральных ценностей, отрицание их абсолютной значимости.

47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ

Наука логики — диалектика. Диалектика — это искусство вести беседу, умение правильно аргументировать свои мысли. Идея логики раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики.

В диалектической философии  нет абсолютно ничего раз и  навсегда установленного, безусловного, святого. Диалектика на всем и во всем видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед  ней, кроме непрерывного процесса возникновения  и уничтожения, бесконечного восхождения  от низшего к высшему.

Объективной диалектикой называется диалектика природы и материальных общественных отношений.

Субъективной  диалектикой называется диалектика процесса познания и мышления людей. Но субъективна она только по форме.

Система диалектической философии:

Главные законы диалектики:

— закон перехода количества в качество и обратно;

— закон взаимного проникновения противоположностей;

— закон отрицания отрицания. Принципы диалектики:

— принцип развития через противоречия;

— принцип всеобщей взаимной связи. Категории (неосновные законы) диалектики:

— сущность и явление;

— единичное, особенное, всеобщее;

— форма и содержание;

— причина и следствие;

— необходимость и случайность;

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"