Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:36, шпаргалка

Описание работы

56. Проблема социума (общества) в истории философии. Формационная, цивилизацнонная и культурологическая теории общества и его истории.
Единственно научной парадигмой исследования явл. единство формации, цивилизац. и культуролог. подходов, т.к. только опираясь на эту триаду можно дать целостную картину общ-ва как саморазв-ся с-мы. Отсюда след., что нельзя их этой парадигмы вырвать к-т один подход и возвести его в абсолют, впадая в мета физику

Файлы: 1 файл

Sporki_po_filosofii.doc

— 412.50 Кб (Скачать файл)

 

 

13. Методологическое  значение закона единства и  борьбы противоположностей

Основным понятием закона явл. противоречие (это стороны, моменты, тенденции единого, которые допускают и взаимоисключают друг друга). Отношение противоречий есть только там, где продолжается развитие и самодвижение. Отсюда диалектическое противоречие -это взаимодействие противоположных взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, это выступает источником самодвижения и развития.

В развитии противоречия можно выделить след. этапы:

1. тождественность - понятие которое выражает случай равенства объектов, когда не только все родовидовые, но и все индивидуальные их качества совпадают;

2 различие - более высокая степень развития противоречий в отношении к тождественности, это отношение вещи к самой себе и к другим, когда стороны, моменты и тенденции не совпадают;

3. этап выявленных противоречий - в ходе развития различия возрастают, усиливаются, становятся ярко выражены особенно в процессе познания;

4. конфликт - наибольшее обострение отношений противоположностей, за которым наступает этап решения противоречия;

5. решение противоречия.

Методологическое  значение проявляется в использовании закона для разработки альтернативной ему теории равновесия. Внутренние главные противоречия явл. причиной и источником развития (сущность закона).

Закон имеет важное методолог, значение для научного познания и  соц. практики, он раскрывает внутр. источник движения и развития , принцип самодвижения. Всеобщность единства и борьбы противоположности указывает на то, что противоречивая реальность должна отражаться в противоречивых формах мышления, иначе возникнет проблема адекватности знаний самой объективной реальности.

12. Материализм как всеобщий метод научного познания.

МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных филос. направлений, к-рое решает осн. вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материй в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т.п. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство, время и движение — объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Материалистич. решение второй стороны осн. вопроса философии— о познаваемости мира—означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действительности в человеч. сознании, в познаваемости мира и его закономерностей.

Бытие - философская категория, обозначающая реальность .существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. Философское понимание бытия и его соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики, одни из которых рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид), другие как непрерывно-становящееся (Гераклит).

Кант  и Гегель выделяют бытие как объективно-идеальное, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. С этим связан историзм в понимании бытия, характерный для немецко-классического идеализма.

В марксистской философии выделяется многоуровневый характер бытия (органическая и неорганическая природа, биосфера), несводимость одного уровня к другому. Марксизм отстаивает историческую концепцию бытия. Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Материя-это бесконечное множество существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственные наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем. В материалистической философии материя определяется как субстанция, основа всех вещей и явлений в мире; этот взгляд противостоит религиозно-идеалистическому пониманию мира. В домарксистской философии и естествознании материя часто понималась как философская категория, отождествлялась с веществом, атомами химических элементов, либо с такими свойствами материи как масса. Всеобщими формами бытия материи являются пространство и время, которые не существуют вне материи, как не может быть и материальных объектов вне пространственно-временного континуума.

 

11. Основные этапы становления и развития диалектического мышления

Диалектика -  наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, пифагорийцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин "Д."

 Первоначально этим термином обозначалось искусство диалога и спора:1. способность вести спор посредством вопросов и ответов;2. искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. 
Аристотель, считает изобретателем ее Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытки мыслить. Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречия есть необходимое условие для побуждения души к размышлению.

В философии феодального  общества Д-кой. стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике.

В эпоху Возрождения  диалектические идеи о "совпадении противоположностей" выдвигают Николай Кузанский и Бруно.

 В Новое время,  несмотря на господство метафизики, Декарт(в космогонии) и Спиноза(в учении о субстанции как самопричине) дают образцы диалектического мышления.

В 18 в. Кант указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел - впервые после Декарта - идею развития в познании природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об "антиномиях". Однако Д. разума, по Канту, - иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений.

Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистическая Д. Гегеля. Гегель "впервые представил мир в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал связь этого движения и развития" В учении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к своему отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало, в силу которого передовые мыслители видели в Д. Гегеля "алгебру революции".

Истинно научное понимание  Д. было создано только Марксом и Энгельсом. Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они по строили Д. на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. Главной категорией материалистической Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического, развития: развитие путем перехода количественных изменений в качественные, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания

Материалистическая  Д. представляет собой философский метод исследования природы и общества. Только с позиции Д. можно понять сложный, полный противоречивый путь становления объективной истины, связь элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого


 

 

10. Понимание  диалектики в истории философии:  онтологический, гносеологический и логические аспекты диалектики

ДИАЛЕКТИКА -учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления Д. есть филос. теория, метод и методология науч познания и творчеств вообще. Теоретич. принципы Д. состав. существ, содержание мировоззрения. Т.о., Д. выполняет теоретич., мировоззренч и методологич функции.

 Осн. принципы Д.. составляющие её стержень, - всеобщая  связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.

Само слово «Д.»  впервые применил Сократ: Д. - метод нахождения истины в диалоге путем столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий в мышлении.

В философии  древних мыслителей (Фалес, Гераклит, Зенон) обсуждались важнейшие идеи диалектики: о текучести всего сущего, его противоречивости, соотношения единого и многого, случайного и необходимого, бытия и небытия. Если обращение древних фил-фов к подобным идеям имело характер стихийных диалектических догадок, то немецкие фил-фы 18-19вв. свои размышления приводили в логическую систему. Основная заслуга в разработке Д. как с-мы пр-пов, з-нов и категорий принадлежит Гегелю. Он не отрицал полностью диалектическое развитие природы, однако дух. процесс общ. жизни представлялись ему первоступенчатым. заслуга его в том, что привел в одну с-му понятийный аппарат Д.

Марксистская Д. В марксизме, к-рый обобщил всё ценное в истории развития диалектич. мысли и поднял филос. мысль на новый уровень, Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в системе филос. категорий и законов.

В наст, время мы можем  говорить о единстве трех разделов философии: онтологии (объективной  диалектики), теории познания и логики (мировоззренческой, философской или «диалектической»)- в этом заключается своеобразие марксистской философии. Между тем в прежней философии имелся разрыв между ними. Даже у Гегеля, провозгласившего принцип единства диалектики, логики и теории познания, «диалектика» замыкалась на абсолютной идее и ее элементах и отсутствовала в области явлений неорганической и органической природы. Единство трех важнейших частей философии стало возможным благодаря признанию основных законов диалектики как пронизывающих одновременно и онтологию, и гносеологию, и всеобщую методологию (систему философских принципов и практических действий).

9. Философия  как методология научного познания

Каждая наука вырабатывает свои методы исследования. Среди разнообразия методов можно выделить такие которые используются только одной наукой характеризуя ее спец. область исследования -частнонаучные методы. Общенаучные методы - используются целым рядом наук. Философия явл. собой всеобщий метод, ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Каждый метод имеет приделы своих познавательных возможностей. Филос. методы будучи универсальными явл необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой спец., частнонаучных методов, а конкретизируются ими. Необходимость выбора и обоснования методов породило спец. область филос и научно теоретического знания - методологию (система исходных принципов или начал, обобщенных способов, методов организации и построения теор. и практич. Деятельности, а также учение об этой системе).

Т.о. филос. теория выступает и в качестве содержательного теоретического знания и в качестве общей методологии. Философская теория есть одновременно метод, в силу этого филос. выполняет общую методолог, функцию для всего научного познания.

Фнл-я играет важную роль в науке, но главное значение фил-и -выдвижение тех идей, ценностей, концепций, которые могут определять научное познание.

Особенности научного познания: 1 Ориентация науки на изуч-е объектов, которые подчиняются объективным законам развития. 2 Hayка способна прогнозировать. Этим отличается от обыденного сознания. 3 создание особого языка науки. Создает свой особый язык, который доступен профессионалам. 4. Спец. формы обоснования научного познания - эксперимент, индукция, дедукция. 5. Научное познание формирует объект своего познания, а в обыденном познании объект дан непосредственно. 6. В науке существуют особые уникальные ценности, которые вырабатывают внутренние научные сообщества: объективная истина как идеал научного познания; концепция нового знания - ученый должен ориентироваться на новые достижения; непротиворечивость теории.

8. Природа как  предмет философского и научного  познания

ПРИРОДА: в широком смысле — всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной. 2) в узком смысле — объект науки, а точнее — совокупный объект естествознания («наук о П.»). П. в целом выступает как общее понятие об объекте, задающее принципиальную схему понимания и объяснения того или иного конкретного предмета изучения (напр., представления о пространстве и времени, движении, причинности и др.). Такое общее понятие П. разрабатывается в рамках философии и методологии науки, к-рые выявляют его осн. характеристики, опираясь при этом на результаты естеств. наук. Понятие П -предельная абстракция, осн. характеристиками к-рой являются универсальность, законосообразность и самодостаточность. 3)Наиболее употребительно толкование понятия П. как совокупности естеств. условий существования человеч. общества. В этом смысле понятие П. характеризует место и роль П. в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. В совр. обществе инструментом такого регулирования выступает наука — гл. орудие интенсивности произ-ва и рационализации, осмысленного переустройства материальных отношений человека с П. На науку всё более последовательно ориентируется и человеч. деятельность. В итоге начинает складываться новый тип отношения общества к П.— отношение глобального управления, к-рое охватывает как процессы в П., так и деятельность общества в целом и предполагает разработку рациональных программ этой деятельности, учитывающих характер и границы допустимого воздействия на П. и необходимость её сохранения и воспроизводства.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Субстанциальная  и реляционная концепция пространства и времени

Пространство и время  имеют спец. св-ва: пространство - трехмерность и обратимость, время - одномерность и необратимость. Сложились две концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.

Субстанциальная берет свое начало у Демокрита, который бытию атомов противопоставил пространство как место где еще нет атомов. Продолжил Ньютон - пр. и вр. рассматриваются как сущности (субстанции) существующие вне материи, рядом с ней. Такого взгляда могут придерживаться как материалисты (признают пр. и вр. существующими объективно) так и идеалисты (пр. и вр. отдельная субстанция порожденная сознанием). Реляционная (берет начало от Аристотеля, развитие у Лейбница) считал, что пр. и вр. характеризуют порядок размещения тел пространства и последовательность их изменения. Т.о. пр. и вр. являются объективными, не зависимыми ни от чел., ни от человечества формами бытия движущейся материи.

Диалектико-материалистический подход: пространство и время явл. атрибутами материи, формами ее бытия, характеризует материю в единстве. Пространство - филос. категория, которая выражает протяженность, взаимное расположение материальных объектов и их элементов (частей).

Время - филос. категория, которая выражает продолжительность существования бытия вещей и процессов, последовательность смены их качественного существования.

Сосуществование пр. и  вр. обусловлено сущ-ем движущейся материи. Абсолютность простр. и врем, заключ. в том, что они всеобщие и необходимые формы сущ. материи. Науке не известно бытие материальных систем вне пространства и времени.

Простр. и вр. присущ и  противополож. характер - характер относительности, кот. указывает на связь пространственных стр-р и ритмов времени с состоянием движения материи, характером взаимодействия матер. обьектов (систем). Пространство и время хар-зует бытие материи как пространственно-временное отношение, т.е. здесь прослеживается не просто единство пространства и движущейся материи, а зависимость пространства и времени от движущейся материи и друг от друга.

6. Пространственно-временная  организация материального мира

В отдельных направлениях философии и в классич. физике пространство и время отделялись от материи и рассматривались как самостоятельные сущности или внеш. условия существования движения вещей. Диалектико-материалистический подход: пространство и время явл. атрибутами материи, формами ее бытия, характеризует материю в единстве.

Пространство - филос. категория, которая выражает протяженность, взаимное расположение материальных объектов и их элементов (частей).

Время - филос. категория, которая выражает продолжительность существования бытия вещей и процессов, последовательность смены их качественного существования.

Сосуществование пространства и времени обусловлено существованием движущейся материи. Абсолютность простр. и врем, заключ. в том, что они всеобщие и необходимые формы сущ. материи. Науке не известно бытие материальных систем вне пространства и времени.

Простр. и врем, присущ и противополож. характер - характер относительности, который указывает на связь пространственных структур и ритмов времени с состоянием движения материи, характером взаимодействия матер. объектов (систем). Пространство и время характеризует бытие материи как пространственно-временное отношение, т.е. здесь прослеживается не просто единство пространства и движущейся материи, а зависимость пространства и времени от движущейся материи и друг от друга.

5. Эволюция  представлений о материй современная  наука о строении материи

МАТЕРИЯ -«... философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И.)

Этапы в развитии взглядов на материю:

1. Античность: характерная особенность - какой-то элемент природы считался самым элементарным входящим в каждую вещь природы (всего мира). Это позволяло проще объяснить качественное разнообразие мира: вещи возникают в результате соединения и разъединения указных элементов

2. Возрождение и Новое Вр: материя отождествлялась с веществом, атомами. Менделеев утверждал вещество (материя) имеет вес, массу. 
В 18в происходит развитие матем. механики: материи приписывались свойства которые изучались. На основе механики Ньютона (протяженность, непроницаемость, инерция, вес, масса и т.д.).

3. Марксистская филос. (сер. 19 в.) По Энгельсу материя бесконечна в количественных и качественных отношениях, ей присущи противоречивость и само движение; м. активное начало мира; м. первична по отношению к сознанию, которое явл. результатом развития материи. Мир- это материальный мир со множеством вещей и явлений, которые остаются и исчезают, отражаются в сознании чел, но сущ. не зависимо от него, объективно.

Материя (по Энгельсу) - филос. категория отражает своим содержанием то общее, что характерно всем вещам и явлениям окруж. среды - объективность их существования. Новое понимание позволило сформулировать принцип понимания истории, понять диалектику материи сознания, показать эти категории как очень широкие, которые позвол. понять не только сущность отношений человека к миру но и самого чел. Мир есть материя, которая закономерно развивается, а сознание - закономерный результат этого развития.

4. Нач. 20 в. - более детальные исследования строения материи (атомы и элемент, частицы) - создана квантовая теория. Современная наука выявила закономерность: через познание тайн микромира появляется возможность познать тайны Вселенной, особенно найти ответ на вопрос о его происхождении.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Философское  осмысление проблем бытия. Основные  формы бытия и их взаимосвязь

Бытие - филос. категория, которая обозначает единство всего существующего (природа, общество, чел. с его духовным миром).

В содерж. этого понятия  вход, матер, мир (веществ, и предмет.) соц. процессы (обществ, бытие, обществ, сознание) и творческий акт (память, чувство, воля, идеальное моделирование).

Бытие - единство объективной  и субъективной реальности.

Объективная реальность - все что сущ. вне зависимости от сознания, вне сознания и познается им (природа, все что создано в результате матер, деятельности чел.).

Субъективн. реальность - все, что создано сознанием (суждения, умозаключения, понятие и др.).

Основные формы бытия: бытие вещей «первой природы» и «второй природы» есть общество чел. и всего духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное и неиндивидуализированное. Под вещами поним. отдельн. предметы мтериал. действительности которые имеют устойчивость существования. Природа выступ, как совокупность вещей всего мира в разнообразии его форм. Естествен, природа и сознанная чел. («вторая природа») - система сост. из машин, механизмов, фабрик и др. Духовн. мир чел. включен в структуру бытия.

Созданная Вернадским концепция  ноосферы рассчитано на гармо-нич. единство перв и втор, природы, идею регулирующей деятельности чел. в природе; противоречивость и сложи, отношений чел. к природе связывают с единством в чел. биол. и соц., материального и идеального.

Материал, бытие людей  непосред. связано с их чувств-духов, миром (эмоции, воля, психика, мысль). Духовное освоение чел. мира передается будущ. поколением, биол. может только в некоторой степени «отозваться» в детях. Обычно духовное подразделяют на индивидуализированное (сознание индивида) и внеинднвидуал.( все формы общественного сознания).

Учение о бытии дает представление о богатстве мира, но рассматр. разные формы бытия  как находящиеся рядом, сосуществующие. Единство мира при этом признается, но не выделяется основа, сущность этого существования.

3. Философия  и образование: методология современного  образовательного процесса

Проблема взаимоотношения  философии и образования имеет  два теоретических аспекта. Один из них тематизируется по преимуществу самими философами и может быть понят как вопрос об отношении философии к образовательному процессу и уже — непосредственно к образовательным институтам. Второй аспект — это привлечение некоторых философских аргументов и концепций, которые призваны обосновать определенные элементы образовательных стратегий или же структуру таковых в целом. Именно философия формирует ряд предельных понятий (таких, например, как «человек», «общество», «образование»). Исходя из  этих понятий строится представление о сущности и целях образования, что, в свою очередь, позволяет педагогике, психологии образования и т.д. вырабатывать способы и методы достижения этих целей. При этом указанное представление не обязательно должно выражаться философом, но  всякая система образования или трансформация таковой явно или неявно  производится на основании определенного рода «философских» допущений.

Ф. выполняет прикладную и организацией Функции по отнош-ю  к образоват. Учреждениям и программам. А ее теор. аспекты оказывают влияние  на прикладные проблемы, однако последние определяются и рядом других факторов.

К числу этих факторов относится в особенности фактор культурной самоидентификации и  та роль, которую играет философия  в списке ценностей нашего культурного  достояния.

История взаимоотношения  философии и образовательных институтов не является однородной. В ней известны как эпохи расцвета, когда философии удавалось гармонично встроиться в образовательные учреждения (таковы, например, ХШ век, когда средневековые «интеллектуалы», такие, как Фома Аквинский, действовали в образующихся по всей Европе университетах), так и эпохи упадка, когда философское мышление ветречалось лишь в узких элитарных кружках. В XX веке известны примеры  использования философии государством с прямо-таки индустриальным размахом (Советский Союз). Также Ф. в соединении с др. дисциплинами  может выполнять след. функции: передача определенной культурной! традиции, выработка элементов критического рационального мышления, выработка рациональных и публичных коммуникативных навыков. Расхождения же начинаются там, где заканчиваются эти «общеобразовательные» функции философии и где начинается' собственно философская деятельность.

2. Философия  как методология формирования  ценностных ориентации личности  и принципов гуманистической  педагогики

Методологическим фундаментом образования становится философия образования. Поиск новой парадигмы возможен лишь на прочной основе концептуальной разработки философии образования, адекватной изменяющемуся миру и перспективам его развития. Сегодня очень многие педагоги понимают, что разработка проблем феноменологии образования возможна лишь в рамках развития его философии. В связи с этим резко возрастает роль методологии науки.

Понятие Философия образования  определяется как размышления о ) приоритетах и сущности образования  как института развития культуры, пытающегося в меру своих сил повлиять на стратегию образования в современной цивилизации (А.Г. Асмолов). Это понятие неоднозначно. Фактически современная философия образования выполняет прикладную I функцию, и ее следует считать педагогической философией по аналогии  с педагогической психологией (ВВ. Краевский). Аксиологическая парадигматика образования как иерархия ценностей (социальных, государственных, личных) в философии образования и методологии педагогики перетекают друг в друга. Философия образования становится важнейшей  при построении концепции образования.

Принципы  гуманистической педагогики: 

1. Принцип природосообразности.  Природосообразность воспитания предполагает определение возможного для данного возраста и пола ребенка уровня развития субъективных личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться; опору на мотивационно-потребностную сферу учащихся конкретного возраста; преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности; построение возрастно-психологической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов.            2. Принцип кулыпуросообразности означает организацию учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Учитель и воспитатель всегда должны принимать во внимание потребностям своего народа, очень большое значение преподавания отечественной истории и географии, родного языка и родной литературы. 3. Принцип самодеятельности -поддерживать активность и инициативу реб-ка.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Философия  как наука и форма мировоззрения

ФИЛОСОФИЯ - учение об общих  принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политич., нравств. и эстетич. отношение человека к миру.

Ф. как теоретич. форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологич. и религ форм мировоззрения, к-рые основываются на вере и отражают действительность в фантастич. форме. Ф. выступает в качестве науч.-теоретич. системы, выражающей мировоззрение.

По своим функциям Ф. есть последовательно науч. филос. мировоззрение, а также общая методология познания объективного мира. Т. е. не только отражает закономерности действительности, но и выражает отношение к ней людей и социальных групп.

Отправной теоретич пункт  всякого филос. учения — вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному, субъективного к объективному.

Изолировать частные  науки от Ф.— значит обрекать учёных на отказ от мировоззренч. и общеметодологич. принципов исследования. Ф. выявляется на уровне выдвижения и обоснования фундаментальных гипотез, построения теорий, выявления и разрешения их внутр. противоречий, раскрытия сущности исходных понятий науки, осмысления новых принципиальных фактов и выводов из них, разработки методов исследования и т. д. Ф. является мировоззренч. и ме-тодологич основой всего социального познания.

Соотношение философии  и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, и выражается через образ жизни человека и общества. Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философия - теоретическая основа мировоззрения.

Итоговое определение  соотношения философии и мировоззрения  можно сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.


 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"