Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:36, шпаргалка

Описание работы

56. Проблема социума (общества) в истории философии. Формационная, цивилизацнонная и культурологическая теории общества и его истории.
Единственно научной парадигмой исследования явл. единство формации, цивилизац. и культуролог. подходов, т.к. только опираясь на эту триаду можно дать целостную картину общ-ва как саморазв-ся с-мы. Отсюда след., что нельзя их этой парадигмы вырвать к-т один подход и возвести его в абсолют, впадая в мета физику

Файлы: 1 файл

Sporki_po_filosofii.doc

— 412.50 Кб (Скачать файл)

 

 

42. Категории  «деятельность - практика - творчество», их методологическое значение

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфическая человеч. форма активного  отношения к окружающему миру, содержание к-рой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Д. человека предполагает противопоставление субъекта и объекта Д.: человек противопоставляет себе объект Д. как материал, к-рый должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт Д.

Всякая Д. включает в  себя цель, средство, результат и  сам процесс Д., и, следовательно, неотъемлемой характеристикой Д. является её осознанность. Д. является реальной движущей силой обществ, прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры доказывает, что Д. как таковая не является исчерпывающим основанием человеч. существования. Если основанием Д. является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне Д., в сфере человеч. мотивов, идеалов и ценностей. Совр. науч.-технич. развитие всё более демонстрирует, что не только Д. в сфере иск-ва или нравственности, но и науч., познават. Д. получает свой смысл в зависимости от её нравств. ориентированности, от её влияния на человеч. существование. С др. стороны, зависимость самой Д. от др. социальных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла человеч. бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни.

ПРАКТИКА - материальная, чувственно-предметная, целепола-гающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая движущую силу развития человеч. общества и познания.

П. многогранна и имеет  различные уровни. В широком смысле под П. подразумевают все виды чувственно-предметной деятельности человека (производственную, педагогич., художеств., административную и т. д.). Осн. формы практич. деятельности людей — производство материальных благ (труд), а также социально-преобразующая деятельность масс, направленная на изменение социальных отношений. Под П. прежде всего разумеется совокупная деятельность человечества, опыт всего человечества в его историч. развитии. Как по своему содержанию, так и по способу осуществления практич. деятельность носит обществ, характер.

Совр. П. есть результат всемирной истории, выражающий многообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного произ-ва. Будучи осн. способод/ обществ бытия человека П. выступает как целостная система действий.

ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Т. может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском:

-Психология Т. исследует  процесс, психологич. «механизм»  протекания акта Т.

-Философия рассматривает вопрос о сущности Т.

 

41. Монистическое  понимание истории как методологический принцип

МОНИЗМ - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего и построения теории в форме логически последоват. развития исходного положения.

Противоположность М.—  дуализм, признающий два независимых  начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал. М. первоначально имел форму наивного представления о «первове-ществе», из которого возникли все вещи, например вода (у Фалеса), огонь (у Гераклита).

Главную проблему философии  М. составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии в духе материализма или идеализма. Материалистич. М. выводит идеальное из материального. Материа-листич. М. рассматривает идеальное как свойство и функцию материи. Однако метафизич. материализм, пытаясь связать идеальное непосредственно с природой, не может объяснить как возникновение идеального из материального, так и превращение идеального в материальную силу, довести принцип материалистич. М. до понимания обществ, жизни.

Высшей и единственно  последоват. формой М. является диалектич. материализм, соединивший принцип  материального единства мира с принципом  развития и доказавший, что всё разнообразие явлений природы, общества и человеч. сознания представляет собой продукт развивающейся материи. Монистическое понимание истории первопричину функционирования системы связывало с изменением производительных сил, обусловливающих смену производственных отношений.

40. Проблема  источников и движущих сил  социальной динамики. Природа социальных противоречий, конфликтов, революций и реформ

Выделяют различные  концепции движущих сил развития истории.

-Крупнейшие французские  историки О.Тьери, Ф.Минье, Ф.Гизо пришли к концепции классов и классовой борьбы как движущей силы истории. Борьба классов происходит из-за противоположных интересов.

-Концепция марксистского  материалистического понимания  истории Движущая сила истории  по Марксу - производство. В чем заключается источник развития самого производства?

При рассмотрении капиталистического общества источник развития производительных сил совершенно ясен - это стремление капиталиста к получению все большей прибыли. Более сложный вопрос о движущей силе в обществах иного типа.

Например, докапиталистическое  общество. Экономические отношения, будучи столь же объективными, материальными, как и капиталистические, определяли волю людей, а тем самым их поведение не прямо, а через посредство морали, обычного права, политики и других неэкономических общественных явлений.

Марксистское  материалистическое понимание истории, единственное из всех других концепций дает непротиворечивое и соответствующее действительности объяснение динамике развития производительных сил общества, вначале медленной - на заре первобытной истории - ввиду существования острых противоречий лишь между людьми и природной средой, и далее все ускоряющейся - по мере появления эксплуатации человека человеком и обострения противоречий внутри производственных отношений.


 

 

 

38. Социальная  философия и социально-гуманитарные  науки в познании общества

Общество - в широком смысле - совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их зависимость друг от друга;

в узком смысле - структурно или генетически определенный тип общения, предстающий как исторически определенная целостность. Исторически первым способом рационального осмысления общества была социальная философия. От нее в дальнейшем обособилась теоретическая социология, из которой в свою очередь затем выделилась эмпирическая социология.

Социология - это наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.

Однако есть основания  не считать социологию подобием естественных наук. Во-первых, нельзя изучать людей наподобие объектов природного мира, поскольку люди способны мыслить и придавать смысл себе и тому, что их окружает. В отличие от естествознания социологическое знание не может быть отделено от оценочных суждений о социальном поведении. Во-вторых, чисто объективное исследование общества невозможно потому, что социологи сами являются частью того, что они изучают, общества; невозможно строгое отделение объекта от субъекта.

Специфика предметов  и методов социально-гуманитарных наук.

Дильтей - видел задачу «наук о духе» в том, чтобы понять жизнь из нее самой, т.е. из ее временности и историчности. Для этого он разработал метод «понимания», при котором одна «жизнь» интуитивно проникает в другую и постигает ее не в абстракциях, а в целостном переживании. Способность к эмпатии, т.е. сопереживанию, вчувствованию, вживанию в чужой мир он считал условием возможности понимания культурно-исторической реальности. Он разрабатывал метод герменевтики как важнейший метод социально-гуманитарного познания.

Еще один подход к обоснованию специфики  социально-гуманитарных наук разрабатывали  В. Виндельбанд и Г. Риккерт. Основой человеческой культуры они считали сферу идеальных ценностей.

Виндельбанд рассматривал ценности как ориентиры культурной деятельности Ценности - это не реальные вещи, а идеальные значимости. В качестве ценностей у В. выступают истина, добро и красота. Стремление к ним задает направление человеческой деятельности. Всякая ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради только корысти или удовольствия Ценность не имеет реального существования. Она - идеал. Риккерт проводил различие между ценностями и нормами. Ценность становится нормой только в том случае, если с ней сообразуется некоторый субъект. Вместе с нормой появляется и долженствование.

Теорию ценностей Виндельбанд  и Риккерт положили в основу учения о специфике гуманитарного познания. Естествознание и гуманитарные науки различаются не по предмету, а по методу. Иначе говоря, - различаются науки о законах(м-ды, устанавливающие законы и обобщающие) и науки о событиях м-ды. описывающие своеобразие, индивидуализирующие). В соц.-гуманит. науке нужно выделить главное. Критерием для выделения главного является «отнесение к ценностям». Т.е. удерживаются те моменты, которые имеют значение с точки зрения определенной ценности.

39. Основные  стратегии исследования социальной реальности в современной философии

Сегодня исследования социальной реальности ведутся в ситуации теоретико-методологического  кризиса социального знания: пока не удается создать теорию, адекватно  отражающую ту степень взаимозависимости социальных явлений, которая реально существует в постоянно меняющемся мире.

Таким образом, рассмотрение проблемы социальной реальности направлено на поиски методологических оснований будущих социальных теорий, на становление новых исследовательских подходов в осмыслении социальной реальности. Рефлексия над основаниями социального начинается в середине XIX веке с работ Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма. Сущность общества объясняется из некой структуры или отношения, которые считаются первичными. Все остальные процессы считаются зависимыми и детерминируемыми. На рубеже XIX-XX веков поиск оснований социальной реальности постепенно переносится в сферу субъективного. В теориях Г. Зиммеля, М. Вебера общество понимается, прежде всего, как мыслимая реальность. Анализ социального производится как рефлексия над этой «мыслимостью».

Целостное представление  об обществе предложено Сорокиным. Он изучает социум с точки зрения сосуществования множества социокультурных систем, которые пребывают в состоянии сложного движения.

Интерес представляют работы Парсонса, который акцентирует внимание на процессах интеграции и дезинтеграции  соц. систем..

В концепциях А. Шютца, Д. Сильвермена, Д. Уолша, М. Филипсона  внимание концентрируется на смысловой  природе социальной реальности. Они рассматривают способность людей вырабатывать в процессе повседневных взаимодействий типичные представления об объектах социального мира. Важную роль играет понимание языка как способа объективации соц. опыта.

Современное социальное знание существенно расширяет поле теории, привлекая идеи постмодернистских философов ( Гваттари,. Вёлша,. Лиотара).

Постмодернистский принцип  децентрации позволяет представить  реальность как незавершенную, неопределенную, дезорганизованную.

Именно эти состояния  начинают изучаться в социальной теории как сущностные и неотъемлемые характеристики социального мира.

Следует отметить теорию социальной относительности Керимова, идеи языковой репрезентации социальной реальности Вершинина Особый интерес  исследователей вызывает временная и пространственная структура социума (Качанов, Филиппов, Азаренко).

Таким образом, можно  говорить о разнообразии подходов к  исследованию социальной реальности, отражающих ее сложность и многогранность. Вместе с тем, недостаточно систематизированы разрозненные и зачастую конфликтующие «точки зрения». Требует осмысления ситуация теоретико-методологического кризиса, необходим содержательный анализ объяснительных возможностей и эвристического потенциала современных теорий в изучении социальной реальности.

37. Место социальной  философии в системе философского  знания

Философия- сложная  динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, теория философского знания.

Социальная  философия является фундаментальным типом философского знания, требующим для полноты своего функционального проявления (в том числе и для своего развития) тесной связи с философскими проблемами общественных, гуманитарных и естественных наук и вообще с многообразием природной, социальной и духовной действительности.

Основная задача социальной философии - раскрыть сущность общества в широком понимании этого слова, охарактеризовать его как часть мира, отличную от иных его частей и связанную с ними в единый мировой универсум.

Философское осмысление человека связано с определенными  трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское толкование человека Поэтому современная социальная философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека, но и проблемами окружающей действительности.


 

36. Философское  осмысление проблемы искусственного  интеллекта

Основной проблемой  в создании и функционировании искусственного интеллекта наряду с его техническим усовершенствованием явл. использование категорий, специфических семиотических систем, логических структур, ранее накопленных знаний

1. В наибольшей мере  системы искусственного интеллекта  используют формально-логические структуры, это обусловлено их неспецифичностью для мышления и в сущности алгоритмическим характером. Легко 
технически реализуются. В системах искусственного интеллекта еще слабо используются модальная, вопросная и иные логики, которые функционируют в человеческом интеллекте и необходимы для успешных познавательных процессов.

2. Семиотическая (знаковая) система. Языки, используемые  в ЭВМ, еще далеки от семиотических  структур, которыми оперирует мышление. Со временные системы искусственного интеллекта способны осуществлять 
перевод с одномерных языков на многомерные. В частности, они могут строить диаграммы, схемы, чертежи, и т. д. ЭВМ производят и обратный 
перевод (описывают графики и тому подобное с помощью символов). Но современные системы искусственного интеллекта пока не способны к не 
посредственному (без перевода на символический язык) использованию изображений или воспринимаемых сцен для «интеллектуальных» действий.

3.Некоторые категории  (например, «целое», «часть», «общее»,  «единичное», «причина», «следствие») используются в ряде систем представления знаний. Однако ряд категорий (например, «сущность», «явление») в языках систем представления знаний отсутствует.

4. Современные системы  искусственного интеллекта почти  не имитируют сложную иерархическую структуру образа, это не позволяет им перестраивать проблемные ситуации, комбинировать знания в блоки.

5. Современные системы  искусственного интеллекта не  способны актив но воздействовать на внешнюю среду.

ЭВМ оперирует информацией, которая не имеет для нее значения, смысла. Поэтому необходим перебор огромного числа вариантов. Телесная организация человека, позволяет ограничивать пространство возможного поиска. Это происходит уже на уровне анализаторной системы. Системы, обладающие психикой, отличаются от ЭВМ прежде всего тем, что им присущи биологические потребности, обусловленные их материальным, биохимическим субстратом. Отражение внешнего мира происходит

сквозь призму этих потребностей, в чем выражается активность психической  системы

ЭВМ может быть запрограммирована на любую цель. Животное в принципе не может быть перепрограммировано, хотя для некоторых целей оно может быть запрограммировано вновь посредством дрессировки Потенциальные интеллектуальные возможности машины шире таких возможностей животных. Развитие информационной техники позволило компенсировать человеку психофизиологическую ограниченность своего организма в ряде направлений.

35. Проблема  истины в cоциогуманитарном познании. Истина и ценность, истина и правда

Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.

В социально-гуманитарных науках объективистская  трактовка истины оказалась недостаточной потому, что «объекты» этих наук представляют собой или включают в себя субъекты. Чтобы составить себе адекватное представление о действиях людей и сообществ и о результатах этих действий, требуется не только знание законов природы, но и понимание человеческих мотивов, настроений, целей, ценностей, идеалов и т.п., которые сами по себе не являются предметами объективного познания. Для познания мотивов человеческих действий исследователю нужно вжиться, вчуствоваться в переживания других людей, проникнуться ими, понять их. Это значит: исследователь должен отождествить, идентифицировать себя с ними. В социально-гуманитарном познании субъект познания не полностью обособляет себя от «объекта», хотя и должен соблюдать так называемую «вненаходимость» (М.М. Бахтин). Напротив, в естественнонаучном познании идентификация субъекта с объектом не только не требуется, но должна быть исключена.

Таким образом, понятие истины в  социально-гуманитарном познании не только не исключает субъективизма, но даже требует, чтобы наряду с объективными методами применялись также субъективные методы знания. Хотя важно соблюдать меру, чтобы субъективное понимание все-таки соотносилось с объективными данными и не превращалось в неограниченную фантазию. Таким образом, в социально-гуманитарном познании требуется не только объективное знание об объектах, но и соотнесение объектов и событий с ценностями. Теорию ценностей в связи с задачами социально-гуманитарного познания разработали неокантианцы баденской школы В. Виндельбанд и Г. Риккерт. В контексте социально-гуманитарного познания наряду с понятием истины актуализируется и понятие правды. В событиях человеческого существования кроме внешнего, объективного плана, который может быть зафиксирован безучастным, беспристрастным наблюдателем, имеются также внутренние, субъективные аспекты: переживания, эмоции, цели, тревоги, надежды участников событий. Без этого внутреннего плана события имели бы необъяснимый, немотивированный характер. Для выявления внутреннего, субъективного плана событий требуется, во-первых, «вчуствование», «вживание» исследователя в ситуацию и в душевные состояния ее участников. Метод «вчуствования» разрабатывал В. Дильтей. Однако одного лишь «вчуствования» недостаточно, как показал М.М. Бахтин. Необходим диалог, в котором участники события способны сами высказать свою внутреннюю правду о себе, о своих переживаниях и мотивах поступков. Речь здесь именно о «правде» как о внутреннем, субъективном и «участном» понимании и выражении своих переживаний и побуждений, а не о «истине» как объективной, беспристрастной, безучастной констатации фактов. Нет иного способа познать собственную «правду» участника события, кроме диалога с ним. Диалог - один из важнейших методов социально-гуманитарного познания.

 

34. Основные  парадигмы в развитии естественнонаучного знания

Естествознание -система наук о природе, наряду с науками об обществе и о самом познании (мышлении).

1. Широкое распростракние идей и.методов синергетики—теории само организации и развитая сложных систем любой природы В синергетике 
показано, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации, связь между которыми 
осуществляется через хаос. Каждая такая система предстает как «эволюционное целое».

2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.

«Принятие диалектики целостности, включенности человека в систему — одно из величайших научных достижений современного естествознания и цивилизации в  целом». Одно из проявлений целостности состоит в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его. Естественные науки объединяются, и усиливается сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства.

3. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или 
частей внутри целого.

Коэволюции охватывает сегодня обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов —  это и есть глобальный эволюционизм. Коэволюция — это отношения между развивающимися системами, с корреляцией эволюционных изменений, отношения между которыми сопряжены, взаимоадаптированы. Полярные уровни коэволюции — молекулярно-генетический и биосферный. Коэволюция совершается в единстве природных и социальных процессов.

4. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении в настоящее время вни 
мание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей 
организации.

5. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех естественных науках В посгнеклассическом естествознании еше более актив 
но, чем на предыдущих этапах, «задействованы» все функции философии онтологическая,    гносеологическая методологическая, мировоззренческая, аксиологическая и др.

6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии В современной науке нельзя ограничиваться лишь логикой, диалектикой и эпистемологией (хотя их значение очень велико), а еще более чем раньше нужны интуиция, фантазия, воображение и другие подобные факторы, средства постижения действительности.

7. Постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса — логического, понятийного компонента и усиление роли «нерационального компонента, но не за счет принижения, а тем более игнорирования роли разума.

8. Самое широкое включение в поле зрения естествознания человеческой деятельности, соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.

9. Внедрение времени во все естественные науки, все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» естествознания).

10. Усиливающаяся математизация естественнонаучных (особенно физических) теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности.


 

33. Наука и  социальные технологии в современном  обществе (власть, политика и идеология)

Политика -греч. искусство управления государством, это особого рода деятельность, регулирующая отношения членов общ-ва, объединенных в различные соц. группы и классы с целью сохранения определенной общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и государства в целом. Также политика есть участие в делах гос-ва, направление гос-ва, определение форм, задач, содержание деятельности гос-ва. Политика всегда в качестве своей цели преследует сохранение или создание наиболее выгодных условий осуществления власти. Поэтому одна из самых главных целей в политике - устройство гос.власти.

Система полит власти -  это совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. Сюда входят: гос. аппарат, полит, партии, профсоюзы, общественные организации (церковь).

Идеология - уровень сознания, в котором с позиции определенного класса и партии, дается систематизированная оценка соц. действительности. В идеологии аккумулируется соц. опыт общественных групп, классов, формулируются их соц.-полит, задачи и цели, выстраивается система авторитетных идеалов.

32. Методы теоретического  исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный  метод, метод математической гипотезы

Уровни научного знания: эмпирический и теоретический. Теоретический уровень хар-ся  1) рациональным моментом и его формами(понятия. теории и законы), 2)чувственное познание становится подчинённым; 3) отражает явления и процессы со стороны внутренних связей и закономерностей через обработку данных эмпирического опыта.

Теоретические методы:

• мысленный эксперимент - способ познания, при кот. исследователь производит операции с воображаемыми объектами. Модель оказывается воображаемым объектом, преобразуемым в соответствии с правилами, пригодными для данной ситуации. Недоступные практическому эксперименту состояния раскрываются с помощью мысленного эксперимента.

- идеализация - мысленное конструирование ситуации, кот. приписываются свойства или отношения, возможные в «предельном» случае. Результатами такого конструирования явл. идеализированные объекты. Благодаря идеализации процессы рассматриваются в их наиболее чистом виде, что позволяет выявить законы, по кот. эти процессы протекают.

- формализация - с пом. этого метода аксиоматизированные системы знаний достигают наиб. совершенства. Под формализованным языком понимают язык, представляющий собой множество интерпретированных выражений, а также включающий способы преобразования одних выражений в другие по правилам дедукции.

 - аксиоматический - метод систематизации знаний в рамках науки. При построении системы с пом. этого метода вначале в эту систему включ. сов-ть первичных терминов, содержание кот. явл. ясным. Все остальные термины вводятся в систему определениями через первичные или ранее определенные термины. Первой такой системой явл. геометрия Евклида.

 - гинотетико-дедуктивный - метод, опирающийся на выведение следствий из посылок, истинное значение кот. неизвестно. Его использование делится на 3 этапа: 1) выдвижение гипотезы; 2) выдвижение следствий из этой гипотезы; 3) проверка полученных следствий с точки зрения их истинности или ложности. Если следствия

ложные - гипотеза либо отбрасывается, либо корректируется. Самым ценным этапом явл этап выдвижения гипотезы Ориентиром здесь выступает решаемая проблема, а также весь ход научного знания

- типологизация, •  конкретизация, • восхождение  от абстрактного к конкретному,  • математическая гипотеза, •  исторический логический (доступность  непосредственного изучения прошлого  отсутствует)

31. Методы эмпирического  исследования: наблюдение, описание, измерение,  эксперимент

Уровни научного знания: эмпирический и теоретический На эмпирическом уровне преобладает: 1) живое созерцание 2)чувственное познание; 3)рациональность имеет подчинённое значение; 4)объект отражается со стороны своих внешних связей и проявлений; 5) форма выражения знания - научный факт.

Эмпирические  методы:

1 Наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятие обьек-па. Требования: однозначность замысла, наличие строго определенных методов и средств, объективность результатов (обеспечивается либо путем повторного наблюдения, либо применением других методов) В обществ, науках разновидностью наблюдения - опрос - сбор информации со слов опрашиваемых. Средства опроса - анкетирование и интервьюирование. Различают также прямое, косвенное, непосредственное, опосредованное наблюдение;

2. Описание - фиксация сведений об объектах наблюдения посредством языка количественное и качественное;

3. Измерение - метод, при кот. устанавливается отношение одной величины к другой, служащей стандартам, эталоном. Цель измерений - получение числовых данных, позволяющих судить не о качестве, а о кол-ве измеряемых состояний. При измерении - погрешности 2 видов: систематические (несовершенство инструментов измерений) и случайные (воздействие непредвиденных внешних обстоятельств) Различают прямое и косвенное (измерение объектов и процессов, кот. удалены от нас) измерения.

4. Эксперимент - метод, при пом. кот. явления действительности изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Это высшая форма эмпирического исследования. Предполагает выделение объекта исследования (вещи, явления, процесса), создание необходимых условий. Важнейшее требование к эксперименту - чистота его проведения, для чего объект д. б. максим, изолирован от внешних влияний. Затем на него воздействуют контролируемыми факторами. Различают: практический (простейшей его разновидностью хвл. качественный, цель кот. - установить наличие или отсутствие предполагаемого явления) и мысленный эксперименты. Для обработки результатов - дисперсионный анализ - метод, позволяющий анализировать влияние различных факторов на исследуемую зависимую переменную.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.Наука как  деятельность, социальный институт  н система знаний

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Наука -  это одновременно и система знаний, и их духовное производство и деятельность.

На практическую природу науки неоднократно обращали внимание многие мыслители. Энгельс писал: «Сперва астрономия, которая уже из-за времен года абсолютно необходима для пастушеских и земледельческих народов. Астрономия может развиваться только при помощи математики. С развитием ремесла развилась и механика. Вскоре она становится необходимой также для судоходства и военного дела Она тоже нуждается в помощи математики и таким образом способствует ее развитию. Развитие производства невозможно без достижений науки.

Под институализацией науки понимается процесс, связанный с организацией исследований и воспроизводства субъекта научной деятельности. Этот процесс сопровождается возникновением ученых сообществ, научно-исследовательских и специальных учебных заведений, научных журналов и пр.

Первые признаки институциализации  науки намечаются в глубокой древности, когда знания засекречиваются от непосвященных и становятся достоянием особого социального слоя — жрецов, шаманов и т.д.В Древнем Египте уже существовало своеобразное высшее научное учреждение — «дом жизни», где накапливались и хранились наиболее ценные достижения производства и интеллектуального труда.

В Др.Греции институциализация  науки проявилась в деятельности софистов. Они провозгласили идеал  всеобщего образования, которое охватывало не только риторику, но и право, философию, историю, естествен, науки.

В Шв. До н.э. изменились условия  развития науки. Значительная часть  философов и ученых жила теперь при  дворах правителей на их содержании или  пользовались их милостями. В Александрии были основаны знаменитые библиотека и Мусейон (от греч. - храм муз) совокупность научных и учеб. заведений, он имел астрономическую лабораторию, зоологический и ботанический сады и др. службы для

проведения экспериментальных  исследований Сотрудники получали от государства содержание и не платили податей.

Оживление научной жизни  в Византии в сер. 1Хв. В Константинополе возникает высшая школа, которой руководит Лев Математик. Несколько позже появились универы в Европе. Старейшими из них явл Болонский, Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Падуанский, Неаполитанский. Они были не только учебными, но и научными центрами В 1603г. В Риме создается первая академия наук, членом которой был Г.Галилей.

В 1771-1780г. под редакцией  Дидро публикуется «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», ставшая знаменем французского Просвещения.

В сер.Х1Хв. происходят изменения  в организации исследований. Возникают  научно-исследовательские лаборатории. В середине XX в. наука претерпевает глубокие количественные, качественные и структурные изменения, обусловленные новыми социально-экономическими требованиями. Она превращается в сферу массового производства знаний. Бурно развиваются биотехнологии, микроэлектроника, информатика, создается робототехника, происходит массовая компьютеризация.

Понятие «наука» ассоциируется с понятием «знание», поскольку одна из главных задач науки — получение и систематизация знаний. Вместе с тем научные знания — это знания особого рода. Их следует отличать от обыденных, или житейских знаний. Основные признаки научных знаний — их объективная истинность (отображение явлений и закономерностей действительности такими, какими они существуют вне и независимо от воли, мнений и логическая обоснованность (включенность в систему ранее добытых знаний и совместимость с ними на основе логических принципов). Содержание житейских знаний формировалось стихийно, под воздействием повседневного опыта людей. Научное знание обладает также другими характеристиками — системностью, опережением практики, общезначимостью.

Свойство системности сопутствует совершенствованию научного знания. Важнейшие формы систематизации — доказательство, классификация, аксиоматизация. Для каждой из этих форм характерна первичная связь «если х, то и у». Для классификации это связь между свойствами предметов различных классов (например, между свойствами видовыми и родовыми), для аксиоматизации — между аксиомами и теоремами и т.д. Осознание одной-единственной связи уже свидетельствует о появлении системы, хотя и простой, состоящей всего лишь из двух элементов Система научного знания представляет собой множество таких связей и отношений.

Некоторые ученые видят  в опережающем отражении действительности смысл существования науки. Наука — это искусство предвидения. Вся ее ценность в том, в какой мере и с какой достоверностью она может предвидеть будущие события.

Философия в той или  иной мере выполняет по отношению  к науке функции методологии  познания и мировоззренческой интерпретации  ее результатов.

Современная наука - это чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей, которые классифицируются по разным основаниям. В гносеологическом плане науки подразделяются на эмпирические и теоретические.

Эмпирические  науки имеют дело со знанием, полученным в результате практики Главные методы эмпирических наук - наблюдение, измерение, эксперимент. Теоретическое знание явл. Результатом обобщения эмпирических данных, введения идеализированных конструкций. На теоретическом уровне формулируются законы науки.

По отношению к практике науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Цель фундаментальных наук - познание базисных законов природы, а прикладных - практическая реализация результатов деятельности фундаментальных отраслей наук. Фундаментальные науки - математика, логика, физика, химия, биология; прикладные - экономические, медицинские, сельскохоз. и др. науки.

Говорят также о существование  наук точных и неточных. В зависимости от специфики изучаемого предмета науки делятся на естественные, социально-гуманитарные и технические.

28. Исторические  и логические методы, их взаимосвязь  роль в процессе познания

В основе исторического метода исследования лежит изучение реальной истории, разносторонности ее проявлений.

Логический  метод подает логику разв-я реальной истории, бытия.

Лог. и ист. методы выступают  как приемы построения теор. знаний о природе и соц. бытии, отражают одни и те же процессы, поэтому они совпадают по содержанию, но отличаются по форме.

Игнорирование или абсолютизирование  одного из методов может привести к схоластич. (противополжно реальному бытию) теоретизированию или к простому эмпиризму - поверхностному описанию фактов (природоведческих и социальных).

Единство ист. и лог. методов не исключает доминанту  одного из них в конкретных условиях познания. Когда развитие рассматривается на коротком отрезке времени, чаще всего применяется истор. м-д, когда отрезок времени более продолжительный - лоч. метод.

Единство ист. и лог. методов позволяет рассматривать  объект или процесс в единстве: прошлое, настоящее и будущее.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"