Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:28, реферат
Проблема соотношения науки и морали возникла достаточно давно и по праву называется одной из “вечных проблем” человечества. Соотношение этих двух составляющих человеческого сознания волновало ещё философов античности. В ходе истории отношение к данной проблеме менялось кардинально. Но именно научно - технический прогресс вывел данную проблему на совершенно новый уровень.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Постановка проблемы соотношения науки и морали…………………..
1.1 Научно- технический прогресс как одна из причин постановки вопроса о соотношении науки и морали…………………………………………
1.2 История проблемы взаимоотношения науки и морали………………..
Глава 2. Особенности соотношения науки и морали……………………………
2.1 Независимость науки и морали
2.2 Влияние науки на мораль
2.3 Влияние морали на науку
2.3.1 Свобода и ответственность ученого
2.3.2 Возможность этического измерения науки
Заключение
Список использованной литературы
Если сциентисты абсолютизируют роль науки и техники, преувеличивают их возможности в решении человеческих проблем и вместе с тем принижают мораль, выражают неверие в силу её общественного воздействия и практическую ценность, то антисциентисты, наоборот, преувеличивают значение морали и стремятся с её помощью искусственно затормозить научно – технический прогресс, налагая вето на некоторые научные исследования и эксперименты. Помимо этих позиций существует также точка зрения, согласно которой вместо противопоставления науки и морали или их отождествления необходимо найти средства их объединения, своеобразного синтеза [3, с.50].
Многие исследователи делают прогноз о существовании науки и морали в будущем. Так, М. И. Беляев пишет о том, что новое человечество в своем поведении будет руководствоваться единым законом [1]. Поэтому у людей 6-й расы не будет морали как принципа регулирования поведения отдельных индивидуумов и их взаимоотношений. Жизнь ноосферного сообщества будет строиться по-другому. На начальном этапе, нарабатывая новые основы морали, человек изменяет свое поведение и изменяет диапазон производимых им энергий или в высокую сторону (позитивная энергия), или в низкую (негативная энергетика). Меняя мораль, внося какие-то новые понятия в неё, вносится, прежде всего, новое отношение к чему-либо, точнее, к формам его поведения. А на основе морали создаются уже законы, управляющие человеческим обществом, потому что то или иное новое поведение индивидуумов требует или подтверждения в законодательной форме законности их действий, или его запрета. Единый закон позволяет прогнозировать эволюцию морали и готовить соответствующие законы заранее. И, наконец, наступает такой миг, когда надобность в таких законах отпадает и вступит в действие закон высшего порядка – единый закон, отражающий единое знание, отражающие уже не мораль, а высший тип сознания, высший тип мышления.
В любых ситуациях люди 6-й расы будут поступать не сообразно личным интересам, а в соответствии с чувством долга и пониманием того, что им требуется сделать в ситуации, чтобы получить результат, удовлетворяющий их сообщество.
В ходе истории философы по-разному рассматривали проблему соотношения науки и морали, провозглашая первенство то морали, то науки, а порой и пытались найти точки соприкосновения двух духовных сторон общественной жизни.
Глава 2. Особенности соотношения науки и морали
Не существует единого мнения философов о том, как же соотносятся наука и мораль. Одни провозглашают независимость этих сторон общественной жизни человека, другие пытаются показать взаимовлияние науки и морали друг на друга. Необходимо более подробно рассмотреть эти формы соотношения науки и морали.
2. 1 Независимость науки и морали
Сторонники первой точки зрения полагают , что науки и этика – два отдельных, независимых феномена человеческой культуры, не нуждающихся каждый в своей области ни во взаимопомощи, ни во взаимовлиянии. И оба этих культурных элемента, во взаимодействии друг с другом, и с остальными элементами культуры, определяют основу единого общечеловеческого сознания [8]. Свою точку зрения Б. Путько пытается доказать, рассматривая проблему снаружи и изнутри.
Если решать данную проблему снаружи, то науки и этика представляют собой составляющие общественного сознания, отличия которых определяются в результате их взаимодействия. исследователи считают, что сложность рассмотрения взаимоотношений науки и этики заключается в том, что эти элементы сознания ещё не реализовали своих исторических потенций и никогда не выступали в роли доминанты культуры. Во всех исторически реализованных архетипах человеческого сознания они существуют в “подавленном”, “подчиненном” состоянии. так, наука направлена на удовлетворение потребностей человека, а этика до сих пор является неотъемлемой частью религии.
Стержневой категорией науки является истина, а для этики важна правда, а не истина. И роль правды в этических построениях никак несравнима с ролью истины в структуре науки. В свою очередь основной категорией этики является свобода. Если с точки зрения науки, человек – существо необходимо обусловленное, то с точки зрения этики, человек есть существо, безусловно, свободное. Свобода реализуется лишь там, где есть выбор, т.е. в общем случае свобода обусловлена необходимостью выбора. Но в этике перед необходимостью выбора человек ставит себя сам. Он абсолютно свободно признает или не признает необходимость нравственного выбора. При этом абсолютная свобода предполагает и абсолютную ответственность. Субъект сам несет ответственность за все последствия собственной деятельности, ответственность перед собой, перед своей совестью.
Если посмотреть на проблему изнутри, то можно выявить различия между этими двумя культурными феноменами по трем предметам: объект, область определения и правила поведения на области определения.
1. Объект. Объектом науки является мир в его реальности. Наука желает знать, что есть “на самом деле” и насколько истинно её знание реальности. Наука объективна и в смысле своей направленности, и в смысле результатов своей деятельности. Стремление к объективности обусловлено её подчиненностью истине, один из критериев которой есть достоверность, т.е. соответствие реальности.
В отличии от науки этика – субъективна. Этика есть взаимоотношение (взаимодействие и взаимооценка) двух субъектов. Этика стремится “субъективировать”, наделить самостью, индивидуальностью все свои объекты. Как только объект попадает в область этических отношений, он автоматически превращается в субъект, “одушевляется”, так как пока не произойдет это “одушевление”, не произойдет “субъективизация объекта ”, он никогда и никак не станет предметом этических отношений.
2.Область определения. Область
определения науки кажется
3. Правила поведения на области
определения. основные методы или
инструменты поиска
Что касается этики, то она не ищет закономерностей, так как этический поступок всегда уникален и ситуативен. В области этики некогда наблюдать и анализировать. По словам исследователя, “эксперимент” в этике с точки зрения самой этики безнравственен, так как с точки зрения науки проведение эксперимента – это попытка лишь субъекта присущей ему свободы, вытолкнуть его за пределы области определения этики. Кроме того, бессмысленность экспериментирования в этике определяется и безразличием этики к тому, что “есть на самом деле”. Вопрос о сходстве и различии в этике отличается от аналогичного вопроса в науке, так как различие признается только как отсутствие сходства. Это отсутствие сходства, а точнее неспособность его увидеть – нравственная слепота – и определяет границу этики.
Различия в соотношении науки и морали видят и другие исследователи, например О. Г. Дробницкий, который считает, что “и наука и мораль определяют цели и правила практического действия, но делают это различными способами” [2, с. 298]. Наука определяет планомерные действия человека, предсказывая их результаты, а мораль иногда требует от человека необъяснимого, выходящего за границы его рационального понимания. В то же время, исследователь не отрицает значимости этих двух форм общественного сознания.
Несмотря на наличие ряда расхождений науки и морали, нельзя сказать, что наука этически нейтральна или этика научно нейтральна, все же существует взаимовлияние науки и морали. Можно согласиться с Я. С. Яскевич, который полагает, что проблему соотношения науки и морали можно решить, если учесть “многомерность бытия” науки. Так “если подходить к науке лишь как к системе знаний. то в этом смысле она, действительно, нейтральна в этическом плане: научное знание как таковое не может быть не нравственным, ни безнравственным, оно ни “доброе” и ни “злое”. Но когда мы рассматриваем науку как человеческую деятельность и как определенную систему организаций и отношений в обществе, то неизбежно приходим к выводу, что в этом смысле она удовлетворяет общим условиям всякой деятельности, а именно – подвержена влиянию на нее ценностных (в том числе и нравственных) факторов, принимаемых субъектами научного творчества и общества в целом” [13].
2. 2 Влияние науки на мораль
Говоря о взаимовлиянии науки и морали, чаще упоминают влияние этики на науку и реже влияние науки на мораль. Но существует ряд ученых, которые допускают влияние науки на мораль.
В одной из своих книг посвященных науке философ 19 века А. Пуанкаре рассуждает о морали и науке. “Не может быть научной морали и тем более не может быть безнравственной науки. И причина этого очень проста: эта причина, как бы сказать, чисто грамматическая” [7]. Тем не менее, он не отрицает косвенного влияния науки на мораль. В то же время автор книги не абсолютизирует науку. Так, наука по его словам, может не только породить новые чувства не потому, что чувства могут быть объектом доказательства, а потому, что всякая форма человеческой деятельности влияет на самого человека и создает ему “новую душу” (существует профессиональная психология для всякой профессии), но и раскрыть уже существующие в душе человека чувства.
Так:
1. Наука ищет общий закон и требует все более широкого обобщения. У человека появляется интеллектуальная привычка, которая имеет моральный отголосок. При этом склоняются к подчинению частных интересов интересам общим, и в этом снова есть мораль.
2. Наука является коллективным
творчеством, поэтому дает нам
чувство необходимой
3. Наука рождает и чувство
дисциплины, которое формирует военное
сознание и которое так
Но кроме положительного влияния существует и опасность отрицательного, которое заключается в том, что истина является целью любой науки и может породить пренебрежение ценностями. Но вопреки тому, что наука может влиять и положительно и отрицательно на мораль, ее не следует бояться. А. Пуанкаре пытается предостеречь человека лишь от неполной науки, которая “нас приманивает пустыми видимостями и заставляет нас, таким образом, разрушить то, что мы затем пожелали бы восстановить, когда мы будем лучше осведомлены и когда будет слишком поздно” [7]. Лучшим “лекарством” против половинного знания является наибольшее знание. Истинная наука избегает поспешных обобщений и теоретических выводов. Морали нечего бояться науки, воодушевленной истинным духом опыта.
Согласно А. Пуанкаре, никогда не будет научной морали в собственном смысле слова, но косвенным путем наука может оказаться помощницей морали. Наука, широко понимаемая, может только ей служить; опасна лишь полунаука.
В. А. Яковлев так же подтверждает положительное влияние науки: “История показывает, что через научное сообщество наиболее полно выражаются ценности солидарности, коммуникативности, сплоченности, общности человеческого рода. В других человеческих сообществах эти ценности носят гораздо более ограниченный характер, поскольку базируются не на понятии объективной истины, а принципах крови, нации, класса, веры”[12, с. 79]. Но в то же время он говорит о том, что рациональность внутри науки оборачивается глобальными иррациональными последствиями в других сферах общества.
Вместе с тем многие ученые полагают, что сама наука, цель которой – отыскание истины, содержит принцип “честности”, руководствуясь которым необходимо воздерживаться от исследований, могущих иметь вредные последствия для людей. Как пишет американский биолог, лауреат Нобелевской премии А. Сент – Дьери, “сама наука, в основе которой лежит поиск истины, - высший моральный принцип”. Подобной точки зрения придерживается известный американский физиолог, лауреат Нобелевской премии М. Дельбрюк, который пишет, что “сама по себе научная деятельность воспитывает одно высокое моральное качество: ученый должен быть по возможности честен” [3, с. 54].
Сегодня мало говорят о влиянии науки на мораль, тем более о положительном влиянии. Прогресс науки постоянно порождает новые и незнакомые ситуации, когда традиционные концепции (например, понятия истины, реальности, пространства и времени, разума, человеческой природы и морали) подвергаются сомнению. Быстрое развитие науки, похоже, обгоняет человеческую чувствительность к морали и способность суждения. Биотехнология, например, ставит под вопрос понятие человеческой индивидуальности и личности, науке о мозге – понятие человеческого “я”, информационные технологии грозят кибернетическими войнами. Все больше и больше ученых и философов соглашаются в том, что науку надо дополнить “неким иным способом человеческого разумения, в том числе и моралью, которая должна подсказать, как и для чего прилагать открытия науки” [2, с. 283].
2. 3 Влияние морали на науку
Многие философы выход из сложившейся ситуации научно – технического кризиса видят в корректировании научно – технической деятельности на основе глубокого синтеза знаний о природе и обществе. Так Р. О. Курбанов и Н. М. Мамедов пишут , что “синтез естествознания не только раскрывает объективную определенность в картине взаимосвязей природы, но и является, на наш взгляд, прелюдией союза ценностных факторов эпохи и научного познания” [4, с. 320].
И действительно, для улучшения современной ситуации в науке, необходимо, чтобы ученые руководствовались не только истиной, но и нравственными мотивами. Нравственные мотивы играют существенную, иногда решающую роль в научном творчестве, корректируя направление научного поиска. Именно по этому поводу А. Эйнштейн в статье “Памяти Марии Кюри” писал следующее: “Моральные качества выдающейся личности имеют. возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения. Последние зависят от величия характера в значительно большей степени, чем это обычно принято считать” [3, с. 54].
2. 3. 1 Свобода и ответственность ученого