Этнопсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 11:29, контрольная работа

Описание работы

Проблемы межэтнических отношений долгое время находились вне поля внимания специалистов, а современное этнопсихологическое знание не отвечает реальному состоянию межнационального общения. На межэтнические отношения проецируются все сферы жизни общества: социально-экономические, культурно-идеологические и территориально-политические. Характерной чертой современной эпохи является дальнейшее усиление межэтнических контактов, межкультурного взаимодействия и в связи с этим актуализируется проблема оптимизации межэтнических отношений. Практическое решение этой проблемы предусматривает воспитание терпимости, этнической толерантности к культурам всех этнических групп.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….
Актуальность этнопсихологических знаний…………………..
Предмет, методология и задачи этнопсихологии…………………..
Сферы практического приложения этнопсихологии………………..
Связь этнопсихологии с другими науками ……………………………..
Использование данных этнопсихологических исследований в служебной деятельности…………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

этнопсихология.docx

— 38.37 Кб (Скачать файл)

План.

Введение……………………………………………………….

Актуальность этнопсихологических знаний…………………..

Предмет, методология и  задачи этнопсихологии…………………..

Сферы практического приложения этнопсихологии………………..

Связь этнопсихологии с другими  науками ……………………………..

Использование данных этнопсихологических исследований в служебной деятельности…………………………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………..

Список используемой литературы……………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемы межэтнических  отношений долгое время находились вне поля внимания специалистов, а  современное этнопсихологическое  знание не отвечает реальному состоянию  межнационального общения. На межэтнические  отношения проецируются все сферы  жизни общества: социально-экономические, культурно-идеологические и территориально-политические. Характерной чертой современной  эпохи является дальнейшее усиление межэтнических контактов, межкультурного взаимодействия и в связи с  этим актуализируется проблема оптимизации  межэтнических отношений. Практическое решение этой проблемы предусматривает  воспитание терпимости, этнической толерантности  к культурам всех этнических групп.

 В нашей стране развитие  национальных отношений выдвигает  необходимость этнопсихологических  исследований на отечественном  материале. Этническое самосознание  становится значимым системообразующим  фактором этноса. Динамизм общественно-политической  жизни требует безотлагательного  формирования кадров специалистов, профессионально занимающихся изучением  национальных культур и личностных  особенностей их представителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность  этнопсиологических знаний.

Этническая психология —  это самостоятельная, довольно молодая  и одновременно сложная отрасль  знаний, возникшая на стыке таких  наук, как психология, социология (философия), культурология и этнология (этнография), которые в той или иной мере изучают национальные особенности  психики человека и групп людей.

Вместе с тем сегодня  существует настоятельная необходимость  правильного понимания разницы  в подходе различных наук к объяснению сущности, содержания и специфики проявления и функционирования этнопсихологических феноменов.

 Отечественная этнография (как и зарубежная этнология), возникнув как наука, нацеленная  на анализ и объяснение ритуалов, обычаев и верований, образа  жизни и быта представителей  различных этносов, специфики  их культурных связей с другими  людьми, не могла обойти своим  вниманием и собственно психологические  их характеристики. Правда, ее больше  должны были интересовать не  столько психологическая, сколько  культурная специфика, исторический  опыт концентрации последней  в социальных и исторических  ценностях, формирующихся в ходе  жизни и деятельности определенных  народов.

Актуальность этнопсихологических  знаний определена тем, что в Российской Федерации 83 субъекта с полиэтническим составом. Этническая структура населения  очень сложна. В связи с получением бывшими субъектами СССР экономического и политического суверенитета, приобретения статуса отдельных республик, с  собственными конституциями, со своими органами законодательной и исполнительной власти, изменились отношения между  титульными и нетитульными национальностями. Межэтнические отношения стали значимой и порой неблагополучной частью социальной реальности.

 

 

 

Предмет, методология  и задачи этнопсихологии.

Предметом этнической психологии как самостоятельной отрасли  знаний является изучение своеобразия  проявления и функционирования психики  представителей различных этнических общностей. Однако эта наука формировалась  под влиянием различных взглядов на ее содержание и главные феномены, которые она должна исследовать. Кроме того, в ее обиход вошли  понятия, заимствованные из обыденной  жизни людей, очень часто не имеющие  четко выраженного смысла и не поддающиеся точному научно-психологическому описанию.

Этническая психология и  ученые, ее представляющие, занимаются прикладными исследованиями, которые  в зависимости от того, кто их осуществляет, могут быть двух видов.

 Во-первых, психологи  занимаются изучением собственно  национально-психологических особенностей  людей как представителей конкретных  этнических общностей независимо  от того, являются ли эти особенности  врожденными или приобретенными  в ходе социализации индивида, а также закономерностей их  проявления и функционирования. Общий перечень возможных направлений  исследований этнической психологии  должен отражать и традиционную  психологическую рубрикацию, включая  в себя как интеллектуально-познавательные  процессы, эмоционально-волевые явления,  психологическое своеобразие групповых  форм взаимодействия и поведения  людей, так и национально специфические  потребности, интересы, ценностные  ориентации.

 Во-вторых, социологи  и этнографы проводят главным  образом этнокультурные исследования. Их предметом является изучение  не собственно национально-психологических  особенностей, отличающих одних  людей от других, а национального  своеобразия культурных потребностей  и традиций, социальных стереотипов  поведения и жизни представителей  конкретных этнических общностей.

Методология этнической психологии — это наиболее общие представления  об идейных позициях этой науки, основных закономерностях познания и осмысления ею национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей. Методология этнической психологии определяется, с одной  стороны, своеобразием ее предмета: чтобы  успешно исследовать национально-психологические  особенности людей, нужно верно  представить себе их содержание, закономерности формирования и функционирования, соотношение  с другими элементами общественного  сознания. С другой стороны, лишь познание реальной специфики и закономерностей  развития национальной психики помогает определить те методы и использовать те методики, с помощью которых  она может эффективно изучаться.

Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления  о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии  и составляющих компонентах, а также  месте и роли в нем тех явлений, которые изучает этническая психология.

Специальная методология, или  методология самой этнической психологии, позволяет последней формулировать  свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Специальной методологией этнической психологии выступают методологические принципы психологической науки в целом, которыми она должна руководствоваться при анализе национально-психологических феноменов.

Можно говорить и о наличии  у этнической психологии своих собственных  методологических принципов, каким, например, выступает принцип гносеологического  подхода к анализу национально-психологических  особенностей людей, который ориентирует  на тщательное изучение и сопоставление  социально-исторического своеобразия  процессов развития одной нации  или народа с другими, учит видеть проявление специфического в психологии людей как результат закономерного сочетания воздействия известных экономических, политических, социальных, культурных и психологических факторов.

 Кроме того, необходимо  принимать во внимание и принцип  учета этнологических факторов. Последние производны от материальной жизни и материального бытия людей. При их осмыслении важно руководствоваться демографическими и статистическими закономерностями, которым они подчиняются в своем развитии, влияя тем самым и на психологию человека.

Частная методология этнической психологии представляет собой совокупность методов, способов, приемов, методик и техник исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.

Этническая психология как  отрасль научных исследований имеет  свои конкретные задачи:

  • всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей; выявление на этой основе специфики социально-политического, экономического, исторического и культурного развития наций и народов, определившей в итоге своеобразие зарождения, развития и функционирования их психологии;
  • изучение специфики мотивационно-фоновой сферы национальной психики людей с целью анализа и обобщения своеобразия проявления и соотношения мотивационных и других подобных качеств (например, деловитости, инициативности, степени усердия и т.д.), определяющих важнейшие показатели эффективной деятельности и специфики поведения людей как представителей конкретных этнических общностей;
  • исследование национально дифференцированных характеристик интеллектуально-познавательной активности людей конкретной национальности, проявляющихся в своеобразно функционирующих в ходе трудовой и другой деятельности степени приверженности логике, глубине абстрагирования, скорости мыслительных операций, организации интеллектуальных процессов, глубине восприятия, полноте и оперативности представлений, концентрации и устойчивости внимания и других качествах;
  • анализ и выявление закономерностей функционирования и протекания национальных чувств, их динамики и содержания; организацию исследований специфики выражения эмоций и эмоционального поведения представителей конкретных этнических общностей и обобщение полученных результатов с целью констатации закономерностей их эмоциональной жизни;
  • изучение специфики своеобразных установок на волевую активность, функционирующих в национальной психике того или иного народа или нации; выявление на этой основе устойчивости и специфики протекания волевых процессов, своеобразия проявления волевых усилий, которые оказывают влияние на поведение, действия и поступки представителей нации;
  • исследование своеобразия проявления коммуникативной сферы национального психического склада людей, функционирующей в виде специфических форм взаимодействия, общения и взаимоотношений и оказывающей влияние на характер протекания социально-психологических процессов в группах и коллективах, их иерархию, традиции и нормы поведения;
  • сравнительное (кросскультурное) изучение этнопсихологических особенностей различных народов мира с целью выявления наиболее общих закономерностей функционирования и проявления национальной психики, а также разработки содержания и методик составления психологических характеристик их представителей;
  • выявление отличительных национальных черт психологии различных классов, слоев и конфессиональных групп общества в конкретных государствах с целью изучения и обобщения закономерностей (национальных, политических, социологических, культурных и др.) их развития и функционирования;
  • изучение влияния этнического сознания и самосознания на национально-психологические особенности людей, на их миропонимание, социальные позиции и ценностные ориентации;
  • обоснование важнейших направлений учета и использования национально-психологических особенностей людей в интересах повышения эффективности политической, воспитательной, просветительской, социальной, культурно-массовой и консультативно-коррекционной работы с ними;
  • исследование национально-психологических предпосылок совершенствования содержания и качества организации и осуществления трудовой, учебной, воинской и других видов деятельности представителей конкретных этнических общностей;
  • выработку практических рекомендаций для руководителей предприятий, представителей других административно-хозяйственных кадров, педагогических работников с целью совершенствования ими управления и руководства многонациональными трудовыми, производственными и учебными коллективами;
  • всестороннее изучение специфики психологии многочисленных наций и народностей нашей страны, социально-психологических условий и своеобразия межнациональных отношений в различных ее регионах, форм экономического, политического и культурного сотрудничества между нациями и народностями;
  • социальное и психологическое прогнозирование развития политических, национальных и других процессов в разных регионах нашей страны и в других государствах на основе учета специфики психологии представителей различных этнических общностей, ее влияния на характер, содержание и специфику общественной жизни.

 

 

 

 

Сферы практического  приложения этнопсихологии.

Современная этнопсихология не представляет собой единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней  можно выделить ряд самостоятельных  направлений:

1) сравнительные исследования  этнических особенностей психофизиологии,  когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и т. д., которые теоретически  и методически составляют неотъемлемую  часть соответствующих разделов  общей и социальной психологии;

2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей  символического мира и ценностных  ориентаций народной культуры; неразрывно  связанные с соответствующими  разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т. п.;

3) исследования этнического  сознания и самосознания, заимствующие  понятийный аппарат и методы  из соответствующих разделов  социальной психологии, изучающих  социальные установки, межгрупповые  отношения и т. д.;

4) исследования этнических  особенностей социализации детей,  понятийный аппарат и методы  которых ближе всего к социологии  и детской психологии.

Поскольку свойства национальной культуры и свойства составляющих этнос (этническую общность) индивидов не тождественны, между культурологическими  и психологическими исследованиями этнопсихологии всегда существуют определенные расхождения. В современных условиях особое внимание в этнопсихологии уделяется  изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных  путей их разрешения, а также выявлению  истоков роста национального  самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах.

В труде Н.И.Шевандрина «Социальная психология в образовании», рассмотрены основные проблемы, концепции и методы социальной психологии применительно к сфере образования. Здесь подробно описываются экспресс-методики наблюдения межличностного взаимодействия и определения типологии личности, тренинговые и развивающие процедуры, которые могут быть использованы в работе школьного психолога и преподавателя с учащимися разных возрастов. Автор полагает, что применение на практике методов социальной психологии позволяет определить, что за человек находится перед вами, оказывать влияние на других людей, формировать «команду» для достижения целей, стимулировать инициативу сотрудников, успешно преодолевать конфликтные ситуации и бороться со стрессами.

Исходя из всего сказанного, можно утверждать, что этнопсихология тесно переплетается с этнопедагогикой, но, тем не менее, между ними невозможно поставить знак тождества. Этнопедагогика – отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретных народов; анализом влияния национальной психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей; учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического воздействия.

Информация о работе Этнопсихология