Этика Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:38, реферат

Описание работы

Через долг утверждается нравственная ценность, присущая каждому человеку как разумному и потому нравственному существу. Поэтому этику Канта вполне можно также назвать этикой личностной автономии, индивидуальной свободы и ответственности. Она является первой и, возможно, единственной научно-философской концептуализацией морали, целиком замыкающей ее на личность. Кант обогатил европейскую культуру и философию представлением о нравственном достоинстве как основном личностно-образующем признаке человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Об обязанностях перед самим собой…………………………….…..4
1.1 Об обязанностях жизни в отношении душевного состояния………….…7
Глава 2. Об обязанностях по отношению к другим людям…………………..8
2.1. О дружбе……………………………………………………………….…..12
2.2. О враждебности……………………………………………………….…….14
2.3. Об обязанностях, проистекающих из права человека…………….……...15
2.4. О справедливости………………………………………………….……….16
2.5. О невиновности………………………………………………………….....16
2.6. О мести………………………………………………………………….…..17
2.7. О ревности и возникающих из нее недоброжелательности и зависти…17
Глава 3. Об обязанностях к нечеловеческому……………………………….19
Глава 4. О воспитании и образовании соответственно возрасту…………..20
Глава 5. О конечном назначении человеческого рода………………………22
Заключение……………………………………………………………………..23
Список используемой литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 44.78 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                        

                      Государственное образовательное учреждение

       высшего профессионального  образования

«Нижегородский  государственный лингвистический  университет

им. Н.А. Добролюбова»

 

      Кафедра философии, социологии

    и теории социальной коммуникации

                                     РЕФЕРАТ

               по дисциплине «Философия»

 

 

Выполнила:

Горшкова И.В.

студентка 208А группы ФАЯ

(специальность «Связи  с общественностью»)

 

 

Научный руководитель:

Васина Н.Н.,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации

 





                                              ЭТИКА КАНТА

 

                                     

                                             Нижний Новгород 

                                                      2011

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава 1. Об обязанностях перед самим собой…………………………….…..4

1.1 Об обязанностях жизни в отношении душевного состояния………….…7

Глава 2. Об обязанностях по отношению к другим людям…………………..8

2.1. О дружбе……………………………………………………………….…..12

2.2. О враждебности……………………………………………………….…….14

2.3. Об обязанностях, проистекающих из права человека…………….……...15

2.4. О справедливости………………………………………………….……….16

2.5. О невиновности………………………………………………………….....16

2.6. О мести………………………………………………………………….…..17

2.7. О ревности  и возникающих из нее недоброжелательности  и зависти…17

Глава 3. Об обязанностях к нечеловеческому……………………………….19

Глава 4. О  воспитании и образовании соответственно возрасту…………..20

Глава 5. О  конечном назначении человеческого  рода………………………22

Заключение……………………………………………………………………..23

Список используемой литературы…………………………………………...24

 

 

 

 

Введение

Современная наука развивается семимильными шагами. Открытия в области физики, химии, биологии тесно связаны и с философией, которая «приучает» человека понимать жизнь в соответствии со временем, в котором мы живем. Таким образом, современная наука с одной стороны заставляет человека думать о себе как о маленькой частице окружающего, а с другой – показывает, насколько велик человеческий род, раскрывающий тайны природы.

 Так, наука и философия являются двигателями прогресса. Но есть еще одна отрасль, которая остается позади. Это этика, учение об основных началах нравственности. Потребность в ней чувствуется практически везде.

Труды по этике  И. Канта особенно выделяются среди остальных философских трактатов.  Его этика находит свое место и в наши дни. Он единственный из всех немецких философов-классиков уделил большое внимание нравственности, и его концепция является одной из самх систематизированных и разработанных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Знаменательной  эпохой в развитии этических теорий является эпоха немецкой классической философии. Мощный толчок исследованиям  в области дал ее основатель Иммануил Кант. Этика Канта противостоит всему  течению этического мышления английской буржуазии и французских материалистов.

Этику Канта  принято называть этикой долга. Однако следует иметь в виду, что вопреки обычным смысловым оттенкам, связывающим понятие долга с внешним принуждением, кантовский долг есть не что иное, как чистота нравственного мотива и твердость нравственных убеждений. Через долг утверждается нравственная ценность, присущая каждому человеку как разумному и потому нравственному существу. Поэтому этику Канта вполне можно также назвать этикой личностной автономии, индивидуальной свободы и ответственности. Она является первой и, возможно, единственной научно-философской концептуализацией морали, целиком замыкающей ее на личность. Кант обогатил европейскую культуру и философию представлением о нравственном достоинстве как основном личностно-образующем признаке человека.

Глава 1. Об обязанностях перед самим собой

Первый объект – долг перед самим собою. Этот долг рассматривается не юридически, здесь говорится об употреблении свободы в отношении себя самого.

В этом разделе  все философские теории морали оказались  ложными. Полагали, будто долг перед  самим собою состоит в том, чтобы содействовать нашему собственному блаженству. А все дело в том, как каждый определяет свое блаженство, и тогда обязанность перед самим собой заключалась бы во всеобщем правиле: удовлетворять все свои склонности, дабы содействовать своему блаженству. Это, однако, могло бы впоследствии стать большим препятствием в исполнении долга перед другими.

Обязанности перед самим собою по рангу  наивысшие и важнейшие из всех. Покажем нарушение обязанностей перед самим собою на некоторых  примерах. Пьяница никому не причиняет  вреда, и если он крепок от природы, то он не причиняет вреда и себе самому, но он оказывается предметом  презрения. Человек не должен быть раболепным, тем самым он утрачивает человечность. Лжец, даже если он никому не причиняет вреда своей ложью, становится все же из-за нее предметом презрения, он пренебрегает своей личностью, он поступает низко, он преступает обязанность перед самим собой. Если двигаться дальше, то обязанности перед самим собою противоречит даже принятие благодеяний; ибо тот, кто принимает благодеяния, входит в долги, расплатиться по которым никогда не сможет; он никогда не сможет опередить в благодеянии того, кто оказал ему их, ибо тот первым добровольно оказал ему таковые.

Самоубийство  – величайшее нарушение обязанности  перед самим собой. Отвратительность этого поступка состоит в том, что человек пользуется своей  свободой для разрушения себя самого. Но он должен пользоваться свободой лишь для того, чтобы жить как человек.

Человек может  свободно располагать своим состоянием, но не своей личностью, ибо он сам  цель, а не средство. Все на свете  имеет лишь ценность средства, человек  же есть лицо, а не вещь, и значит, не средство. Совершенно противно естеству, чтобы разумное существо, которое  есть цель, ради коей существуют все  средства, употребляло себя самое  как средство.

На чем  же основан принцип всех обязанностей перед самим собой? Свобода, с  одной стороны, это та способность, которая придает всем прочим способностям бесконечную пригодность, она –  высшая степень жизни, она – то свойство, которое является необходимым  условием, лежащим в основе всяческих  совершенств. Это внутренняя ценность. Но, с другой стороны, поскольку свобода  не ограничивается известными правилами  условного употребления, то она – самое ужасное, что только может быть. Если свобода не ограничивается объективными правилами, то возникает величайший, дикий беспорядок. Тогда неизвестно, не употребит ли человек свои силы на разрушение других и целой природы.

Каково условие, при котором свобода ограничивается? Это условие – Всеобщий закон: поступай так, чтобы во всех твоих действиях царила регулярность.1 Следовательно, это значит сдерживать свободу в отношении меня самого, а это значит не следовать склонностям. Но тот, кто подчиняет свое лицо склонностям, тот поступает вопреки существенной цели человечности, ибо как свободно действующее существо он не должен быть в подчинении у склонностей, но он должен определять их свободой. У животных склонности уже определены субъективно-принуждающими основаниями; поэтому среди них не может возникать никакой беспорядочности. Если же человек свободно следует своим склонностям, то он пребывает еще среди животных, ибо тогда у него возникает беспорядочность, которой у животных нет. Однако тогда человек противоречит существенным целям человечности в своем лице и поступает против себя самого. Все беды на свете происходят из свободы.

Необходимо, чтобы человек полагал себя на максимы и ограничивал правилами  свои свободные действия, относящиеся к нему самому, а это – правила и обязанности, направленные на него самого. В целой природе нет ничего такого, что было бы вредно человеку в удовлетворении его склонностей. Все вредное возникает благодаря его изобретению и употреблению его свободы.

Свобода лишь при известных условиях может  согласоваться с самой собою, иначе она противоречит сама себе. Если предположить, что в природе  не было бы порядка, то все бы прекратилось, и так же обстоит дело с безудержной свободой. Хотя беды таятся в природе, но подлинное зло, порок – в свободе. Несчастному человеку мы сочувствуем, порочного же – ненавидим и радуемся наказанию его. Условия, единственно при которых только и возможно наибольшее употребление и при которых она может согласоваться с самой собою, - существенные цели человечности.

1.1. Об обязанностях жизни в отношении душевного состояния

Человек чувствует  свою жизнь благодаря действиям, а не благодаря наслаждению жизнью. Чем более мы заняты, тем более  мы чувствуем, что мы живем, и тем  более мы сознаем нашу жизнь. В  бездействии мы не только чувствуем, что жизнь проходит мимо нас, но чувствуем  даже и некоторую безжизненность. Деятельность, следовательно, необходима нам для поддержания жизни. Всякое пустое время – это время, которое  нам не нравится, да и как же нам  понравится такое время? Наслаждение  жизнью не заполняет времени, а оставляет  его пустым, а к пустому времени  человеческая душа чувствует отвращение, недовольство, омерзение. Время заполняется  лишь поступками. Мы чувствуем нашу жизнь только в занятиях, в наслаждениях мы чувствуем ее недостаточно, ибо  жизнь – способность самодеятельности и чувство всех сил человека; занятие  же позволяет нам осознать все  наши силы; а чем более мы чувствуем  наши силы, тем более чувствуем  мы свою жизнь. Ощущение – это лишь сила восприятия впечатлений, там мы пассивны и активны, лишь поскольку  мы обращаем на них внимание. А чем  больше человек действует, тем больше он чувствует свою жизнь, тем более он сможет вспоминать о своей жизни, потому что он многое совершил в ней, и тем более он будет сыт своей жизнью, когда умрет.

Человек должен сохранять свою жизненную силу, т.е. деятельность, многими упражнениями. Ценность человека основана на мере того, что мы делаем, поэтому всякая медлительность – уменьшение степени жизни. Таково условие обязанностей: чтобы мы старались  сохранить в себе влечение к деятельности, ибо в противном случае все моральные предписания напрасны.  Ибо если у человека нет влечения к деятельности, то он и не даст себе труда даже положить начало этой деятельности.

Всякое занятие  есть либо игра, либо дело. Не иметь  вовсе никакого занятия – порок, лучше иметь занятия игры, чем  совсем никаких, ибо тем самым, по крайней мере, мы все-таки поддерживаем деятельность; если же мы совершенно ничем не заняты, то мы теряем некую часть жизненной силы, а тогда мы становимся все инертнее, впоследствии же бывает трудно привести душу в прежнее деятельное состояние.

Человек не может жить счастливо, не имея занятия.

Глава 2. Об обязанностях по отношению к другим людям

Обязанности мы имеем лишь по отношению к людям. Неживое полностью подчинено  нашему произволу.

2 основные  разновидности:

  1. Обязанности благожелательности, доброты
  2. Обязанности долженствования, справедливости.

Если мы обратимся  к долгу благожелательности, то не можем сказать, что обязаны любить других людей и делать им добро, потому что тогда, когда любишь другого, то желаешь ему добра, охотно и  из собственного побуждения, а не потому, что должен желать этого. Любовь –  это благожелательность, проистекающая  из склонности. Но доброта может  проистекать и из принципов. Соответственно этому наше удовольствие и удовлетворение от благодеяния может быть или  непосредственным, или опосредованным удовольствием. Непосредственное удовольствие от благодеяния другому – любовь; опосредованное удовольствие от благодеяния  имеет место тогда, когда мы одновременно осознаем, что исполнили свой долг – это благодеяние по обязанности. Благодеяние по любви исходит от сердца, благодеяние же по обязанности – скорее из принципов рассудка. Так, жене можно оказывать благодеяние по любви; но там, где склонность исчезла, необходимо делать это по обязанности.

Перейдем  ко второму роду обязанностей по отношению  к другим людям, а именно к обязанностям по долгу и справедливости. Эти  обязанности проистекают не из склонности, а из права других людей. Здесь  речь пойдет не о потребностях других людей, как то было выше, а о правде. Другой человек может нуждаться или не нуждаться, может находиться в бедственном положении или нет, но когда речь заходит о его праве, то я обязан удовлетворить его. Эти обязанности покоятся на всеобщем законе права.

Высшей среди  этих обязанностей является глубокое уважение права других людей. Наш  долг состоит в том, чтобы глубоко  уважать право других и как  святыню ценить его. Во всем мире нет  ничего более святого, чем право  других людей. Оно неприкосновенно  и ненарушимо. Право человека должно обеспечивать ему безопасность, оно  сильнее всякого оружия и надежнее всех стен.

Информация о работе Этика Канта