Эмперизм философии Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

Уже в эпоху Возрождения средневековая схоластическая образованность была одним из предметов постоянной критики. Эта критика еще более остро ведется в XVII веке. Однако при этом, хотя и в новой форме, продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познания с помощью разума. Эти два направления в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм.

Содержание работы

1. Введение 3-4
2. Эмпиризм философии Нового времени. 5-7
3. Рационализм философии Нового времени. 8-10
4. Социально-политические концепции в философии Нового
времени. Сходства и различия концепций Т.Гоббса и Дж. Локка
по вопросам о государстве и о правах и свободах личностей 11-13
5. Заключение 14
6. Список литературы 15

Файлы: 1 файл

контрольная философия11вар.docx

— 40.84 Кб (Скачать файл)

В свое теории познания Лейбниц предпринял попытку сочетать рационализм и эмпиризм. Он выделял два рода истин:

«Истины разума» представляют собой врожденные идеи. Лейбниц считал, что они не даны сразу отчетливо, а находятся в зародыше и развиваются постепенно. Особенностью этих истин выступает их всеобщность и необходимость, что характеризует логическое и математическое значение.

«Истины факта» являются эмпирическими и случайными в том плане, что не могут быть выведены дедуктивным путем. Метод отыскивания этих истин – индукция. Признавая роль «истин факта» в человеческом познании, Лейбниц тем не менее наделяет «истины разума» более высоким статусом.

Г.В.Лейбниц явился завершителем философии XVII века и предшественником немецкой классической философии.

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

 

 Социально-политические концепции в философии XVII в. получили наиболее полное развитие в философских системах Томаса Гоббса и Джона Локка. Основным социальным фактором, повлиявшим на формирование взглядов Т. Гоббса и Дж. Локка на общество и государство, была история английской буржуазной революции XVII в., закончившаяся компромиссом дворянства и буржуазии.  

Томас Гоббс (1588 - 1679) выделяет в развитии общества 2 состояния - естественное и гражданское. В естественном состоянии люди действуют согласно законам природы, подчиняясь своим страстям. В нем каждый хочет не только сохранить свою жизнь и свободу, но и приобрести господство над другими. Из-за постоянных конфликтов между людьми возникает состояние «войны всех против всех». В этой войне не может быть победителей. Поэтому возникает насущная необходимость перейти к состоянию гражданскому. Признаком гражданского состояния является наличие сильной централизованной власти.

Для того, чтобы создать общество, надо получить на это согласие людей, которое должно быть закреплено совместным договором. Прочность договора обеспечивается формированием общественной власти, которая призвана держать в узде всех членов общества и направлять их действия к общественному благу. Общественная власть наделяется полномочиями управлять другими людьми на основе того, что все члены общества добровольно отреклись от прав владеть самими собой и отдали их представительному органу.

Государство, в свою очередь, призвано поставить на место законов природы  законы общества. Этим оно ограничивает общественные права гражданским  правом. Вот почему гражданские права являются естественными правами, перенесенными в государство. А так как права человека в естественном состоянии были ничем не ограничены, а затем переданы государству, то и права государства в силу этого факта становятся неограниченными, обязательными для выполнения и приобретают статус гражданских законов.

Гоббс различает 3 вида государственной власти: демократию, аристократию и монархию. Наилучшей формой он считал абсолютную монархию, т.к по его мнению власть в стране должна быть абсолютной, суверенной и единой.

Джон Локк (1632 - 1704) вслед за Гоббсом рассматривает государство как продукт взаимного соглашения людей, но на первый план ставит не столько правовые и юридические критерии поведения людей в обществе, сколько моральные. Он является одним из основателей либерализма.

Подобно Гоббсу, Локк исходит из естественного  состояния общества. Но естественным состоянием он считает царство свободы и равенства, в котором все люди свободно распоряжаются своей жизнью и имуществом. К основным неотчуждаемым правам человека Дж. Локк относил: право на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом.

Основной целью людей при  установлении государства по взаимному  соглашению является сохранение их неотъемлемых прав и свобод, полного отказа от них при заключение договора быть не может. Индивид ограничивает себя на столько, на сколько это ему  необходимо. Отсюда Локк делает вывод, что власть правителя не может  быть абсолютной. Учение Локка о  естественном праве и общественном договоре стало обоснованием установившейся в Англии конституционной монархии.

Джон Локк впервые в истории  высказал мысль о разделении власти на законодательную, исполнительную и  федеративную. Законодательная власть (парламент) осуществляет право издавать законы, исполнительная (правительство) – проводить законы в жизнь, а федеральная (король и министры) занимается вопросами внешней политики. Законодательная власть должна преобладать.

Социально-политические концепции  т. Гоббса и Дж. Локка оказали огромное влияние на общественно-политическую мысль Европейского Просвещения и получили свое дальнейшее развитие в трудах философов этой эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

  • Философия Нового времени внутренне неоднородна. Связь ее основных положений не повторяет строгость математических теорем. Но она четко указывает на своеобразие нововременной философии.
  • Философия Нового времени ставит в центр своего внимания либо отдельного человека, либо «коллективного» человека. Это означает, что философия Нового времени антропоцентрична.
  • В философии Нового времени преобладает гносеологическая установка, т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание.
  • Для философии Нового времени очень характерен преобладающий интерес к методам, способам познания.
  • Философия Нового времени очень логоцентрична, т.е. идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление.
  • Особый интерес к познанию приводит к наукоцентризму (науку ставят превыше всего, философию стремятся поставить на научные рельсы).
  • Философия Нового времени знаменует собой третий, заключительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классики философии, классической философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Рассел Б. История западной философии. - Новосибирск, 1997.
  2. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. - М.: Высшая школа, 2003.
  3. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.  - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004.
  4. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.
  5. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: 2004

 

 

 

 




Информация о работе Эмперизм философии Нового времени