Эмперизм философии Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

Уже в эпоху Возрождения средневековая схоластическая образованность была одним из предметов постоянной критики. Эта критика еще более остро ведется в XVII веке. Однако при этом, хотя и в новой форме, продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познания с помощью разума. Эти два направления в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм.

Содержание работы

1. Введение 3-4
2. Эмпиризм философии Нового времени. 5-7
3. Рационализм философии Нового времени. 8-10
4. Социально-политические концепции в философии Нового
времени. Сходства и различия концепций Т.Гоббса и Дж. Локка
по вопросам о государстве и о правах и свободах личностей 11-13
5. Заключение 14
6. Список литературы 15

Файлы: 1 файл

контрольная философия11вар.docx

— 40.84 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

Кафедра философии, истории и права

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Философия»

 

 

Вариант № 11

 

 

                                                    Выполнил:


          Ф.И.О.   _______________________________________________


       Бакалавр факультета   ___________________________________


       Курс   __________________   № группы   ___________________

        Личный номер   ________________________________________


       Преподаватель   ________________________________________

 

 

 

                                                     Омск – 2012-11-02

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.  Введение                                                                                                3-4

2.  Эмпиризм философии Нового времени.                                              5-7

3.  Рационализм философии Нового времени.                                         8-10

4.  Социально-политические концепции в философии Нового

     времени. Сходства и различия концепций Т.Гоббса и Дж. Локка

     по вопросам о государстве  и о правах и свободах личностей           11-13                                                                   

5.  Заключение                                                                                            14

6.  Список литературы                                                                               15

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

XVII век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке.

В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в буржуазных странах. С середины XVII века (1640-1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства.

Развитие нового – буржуазного  – общества порождает изменение  не только в экономике, политике и  социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного  сознания оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз  в XVII переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции.

В XVII веке разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым – в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать.

Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением  влияния церкви, вызвали к жизни  новую ориентацию философии. Если в  средние века она выступала в  союзе с богословием, а в эпоху  Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.

Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII века, надо учитывать: во-первых, специфику нового типа науки – экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются именно в этот период; и, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии.

Уже в эпоху Возрождения средневековая  схоластическая образованность была одним  из предметов постоянной критики. Эта  критика еще более остро ведется  в XVII веке. Однако при этом, хотя и в новой форме, продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познания с помощью разума. Эти два направления в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭМПИРИЗМ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Эмпиризм (emperia - опыт) - направление философской мысли, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.

Основателем эмпиризма считается Френсис Бэкон (1561-1626), который был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривал как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «знание - сила».

Исходя и познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Бэкон  разработал классификацию наук. На память основывается история как  описание фактов, на воображение –  поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук и философии. Кроме философии Бэкон выделяет также и «первую философию», которая включает в себя «естественную теологию» (познание Бога через факты природы); «антропологию» (учение о человеке) и «философию природы».

Метод для Бэкона выступает как великая преобразующая сила, поскольку ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека. Указывая кратчайший путь к новым открытиям, он увеличивает власть человека над природой.

Прежде чем восстанавливать  науки, нужно вскрыть те факторы, которые привели к ее отставанию от жизни и опыта. Созидательной, положительной части новой философии  должна предшествовать работа, направленная на выяснение причин, затемняющих  естественный разум. Такими причинами  выступают «идолы». Идолами Бэкон  называет как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие человеческому познанию вцелом.

  • «призрак рода» - это ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Мышление человека имеет свои недостатки, т.к. "уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде". Человек постоянно истолковывает природу по аналогии с человеком, что находит свое выражение в теологическом приписывании природе конечных целей, которые ей несвойственны. В этом и проявляются идолы рода. К идолам рода Бэкон относит и стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям.
  • «призраки пещеры» - это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. "Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает… Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнаются и портят разум".
  • «призраки рынка» - это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи.
  • «призраки театра» - это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Здесь Бэкон имел в виду систему Аристотеля и схоластику, слепая вера в которые оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он называл истину дочерью времени, а не авторитета. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это, по его мнению, своего рода "философский театр".

Очистив разум от призраков, следует  выбрать метод познания. Бэкон образно характеризует метод познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истину из разума, а это ведет к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Путь пчелы - умственная переработка опытных данных.

Метод пчелы позволяет перейти  к познанию вещей. Элементарных форм и познавать эти формы, сопоставляя  их с фактами и данными опыта. Путь истинного познания – индукция, т.е. движение познания от единичного к общего.

Определяя индукцию как истинный метод, Бэкон вместе с тем не выступает  против дедукции и общих понятий. Но они должны образовываться постепенно в процессе восхождения от единичных, опытных данных, фактов и не отрываться от опыта. Особенность индуктивного метода Ф. Бэкона – анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Познав первичные элементы, можно постичь тайну природы в целом и тем самым добиться власти над природой. Влияние Ф.Бэкона на развитие науки велико, так как его философия явилась выражением духа экспериментального естествознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рационализм философии  Нового времени.

 

Рационализм (ratio - разум) - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности. Родоначальником рационализма (дедуктивно-рационалистического метода познания) является Рене Декарт (1596 - 1650) - французский философ, математик, физик. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме.

Знаменитое высказывание Декарта  «cogito ergo sum» (Я мыслю, значит я существую) - тезис о том, что мы, познавая действительность, можем усомниться в чем угодно, кроме того, что человек мыслит.

Главный метод познания для Р. Декарта - дедукция, которая опирается на аксиомы. Истинная дедукция должна состоять в получении нового знания. Согласно Декарту, решающим свидетельством истинности знания является его внутренняя логичность, ясность и очевидность. Логическими признаками достоверности знания является всеобщность и необходимость. Данные истины невозможно вывести из опыта, так как они содержаться в разуме и присущи нам с рождения. Однако рационалисты не пренебрегали опытом, считая его результаты подтверждением аксиом.

В работе "Рассуждения о методе" сформировал основные правила, которым нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины»:

  1. принимать за истинное то, что представляется уму ясно и отчетливо, не может вызвать никаких сомнений в истинности;
  2. разделять сложную проблему на составляющие ее частные проблемы;
  3. в познании идти от простых вещей к более сложным;
  4. не допускать никаких пропусков в звеньях исследования.

Таким образом, дедукция и интуиция из интуитивно постигнутого – основной путь, ведущий к познанию всего  возможного.

Декартова программа получила завершенное воплощение в философии голландского мыслителя Бенедикта Спинозы (1632 - 1677).

Он учил, что существует лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая - она есть субстанция, или Бог. Отождествляя природу и Бога, Спиноза растворяет бога в природе.

Обосновывает важное различие между  сущностью и существованием. В  единичных, преходящих вещах сущность не совпадает с существованием, но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует  ее существование. Поэтому бытие  бога (природы) может быть доказано, т.е. существование бога может быть выведено из понятия о сущности бога (природы). Бытие субстанции одновременно и необходимо и свободно, т.к. не существует никакой причины, которая побуждала  бы субстанцию к действию, кроме  ее собственной сущности. Единичная  вещь не следует из субстанции как  из своей ближайшей причины. Она  может следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая единичная  вещь не обладает свободой.

От субстанции следует отличать мир конечных вещей, или совокупность модусов. Модус это то, что существует не само по себе, а в другом. Субстанция - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов бесконечное множество. Они относятся к субстанции как бесчисленные точки, лежащие на прямой, относятся к самой прямой.

Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает существование субстанции как бесконечной лишь в двух аспектах: как протяжение и как мышление.

Человек как предмет познания, не составляет никакого исключения. Человек  есть существо, для которого модусу протяжения (тело) соответствует модус  мышления (душа). В любом случае человек - часть природы.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) – отверг и дуалистическую трактовку Декарта, и учение о субстанции Спинозы. Он противопоставил им концепцию бытия как совокупность множества субстанций – монад.

Монада проста и неделима. Из простоты монад вытекает то обстоятельство, что они не изменяются под воздействием других монад. Каждая монада представляет собой некий замкнутый круг. Для преодоления изолированности монад Лейбниц вводит принцип предустановленной гармонии, исходящий от Бога, который обеспечивает внутренний порядок всего мира монад.

Все монады можно условно расчленить на три вида:

  • «Голые» монады, которые обладают лишь пассивной способностью восприятия, образуют физические тела, т.е. предметы неживой природы.
  • Монады души, обладающие ощущениями и созерцаниями, составляют растительный и животный мир.
  • Монады духи, наделенные сознанием, способностью к рассуждению, находятся в высшей степени развития. Они определяют природу человека.

Информация о работе Эмперизм философии Нового времени