Элейская школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:16, реферат

Описание работы

Труднее решить вопрос о том, какого мнения держался Ксенофан относительно природы: одни источники утверждают, что Ксенофан учил о бесконечности вселенной и поэтому отрицал вращательное её движение; другие говорят, что Ксенофан считал вселенную ограниченной в пространстве. Физические учения Ксенофана не оказали влияния на дальнейший ход развития науки, ибо слишком мало согласовались с опытом; так, например, Ксенофан утверждал, что видимые нами светила не одни и те же, а каждый день прежние светила сменяются новыми.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 Элейская школа………………………………………………………………...5
2 Ксенофан….…………………………………………………………………….6
2.1 Космология Ксенофана……………………………………………………..6
2.2 Гносеология Ксенофана…………………………………………………….7
2.3 Бог Ксенофана…………….…………………………………………………8
3 Парменид……………………………………………………………………….11
3.1 Учение о бытии……………………………………………………………..11
3.2 Метафизика Парменида……………………………………………………13
4 Мелисс………………………………………………………………………….14
5 Зенон……………………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

философия новая 2012.docx

— 46.25 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

 

 

Факультет: Экономики и  менеджмента

Кафедра: "Философия и  социология"

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине "ФИЛОСОФИЯ"

Элейская школа

 

 

Студент: Виноградова М. А.

Группа:0ФК-2

Преподаватель: Золотарева Л. Н.        

 

 

 

 

 

2011

 

Содержание:

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

1 Элейская школа………………………………………………………………...5

2 Ксенофан….…………………………………………………………………….6

  2.1 Космология Ксенофана……………………………………………………..6

  2.2 Гносеология Ксенофана…………………………………………………….7

  2.3 Бог Ксенофана…………….…………………………………………………8

3 Парменид……………………………………………………………………….11

  3.1 Учение о бытии……………………………………………………………..11

  3.2 Метафизика Парменида……………………………………………………13

4 Мелисс………………………………………………………………………….14

5 Зенон……………………………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Элеа́ты — древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.).

Элеатская школа — была основана в городе Элее, в Великой Греции, Ксенофаном, жившим в конце VI и начале V в. до н.э. Город Элеа основан фокейскими (в Малой Азии) выходцами, бежавшими от персидского господства, и долго процветал благодаря мудрым законам, данным ему Парменидом, учеником Ксенофана. Известен рассказ о том, как Зенон, ученик Парменида, будучи обвинен в стремлении к ниспровержению государственного порядка, установленного Неархом (тираном, захватившим власть), откусил себе язык, дабы не назвать под влиянием пыток своих сообщников.

Город Элея никогда не приобрёл бы славы, если бы в нём не расцвела философская школа, имевшая таких  представителей, как Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Ксенофан в поэтической форме боролся с антропоморфизмом и политеизмом греков, стараясь провести идею единства всего существующего и тождество единого с Божеством.

В более строгой форме, с громадной диалектической силою, ту же идею проводил гениальный Парменид. О впечатлении, которое произвело его учение, даёт понятие диалог Платона, посвящённый Пармениду. Идеи Ксенофана были облечены в теологическую форму; Парменид придал им характер метафизического учения, прототипа пантеистической системы.

Зенон, любимый ученик Парменида, обосновывал отрицательным путём учение Ксенофана и Парменида о единстве бытия. В том же направлении действовал и Мелисс. Наиболее запутанным и потому наименее выясненным представляется учение Ксенофана, предполагаемого ученика Анаксимандра.

О жизни Ксенофана известно весьма мало. Он происходит из Колофона, ионийской колонии в Малой Азии, завоеванной лидийцами, и был странствующим поэтом-рапсодом. Почему и когда он покинул родной город - неизвестно. Сначала он переселился в Сицилию, потом в Великую Грецию, именно в Элею. Жил Ксенофан очень долго и, по всей вероятности, сложил множество стихов; из них лишь немногие отрывки дошли до нас в сочинениях разных писателей, по преимуществу доксографов. Учение Ксенофана касается, главным образом, теологии и физики; воссоздать его чрезвычайно трудно, ибо в обеих своих частях оно представляется противоречивым и недостаточно полным; наконец, нелегко отделить Ксенофана-поэта от Ксенофана-философа. Казалось твердо установленным положение, что Ксенофан - монотеист, причём монотеизм его приближается к пантеистическим воззрениям.

Труднее решить вопрос о том, какого мнения держался Ксенофан относительно природы: одни источники утверждают, что Ксенофан учил о бесконечности вселенной и поэтому отрицал вращательное её движение; другие говорят, что Ксенофан считал вселенную ограниченной в пространстве. Физические учения Ксенофана не оказали влияния на дальнейший ход развития науки, ибо слишком мало согласовались с опытом; так, например, Ксенофан утверждал, что видимые нами светила не одни и те же, а каждый день прежние светила сменяются новыми.

 

 

 

 

 

 

1 Элейская школа

 

 

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из допущения движения и множества). Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии». Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) - есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) – нет. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться. Пустота отождествляется с небытием, - так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский,  Мелисс. К ней относят также Ксенофана, основателя школы, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

 

 

2 Ксенофан

 

2.1Космология Ксенофана

 

 

 

Некогда вся земля  была покрыта морем.  Но  затем  часть  земли  поднялась  и стала  сушей. То, что некогда было морским  дном, стола горами. Поэтому  земля  – основа всего сущего, субстанция. Именно земля простирается своими  корнями в  бесконечность.  Что  же  касается  воды,  то  она  соучастница  земли   в производстве жизни. «Земля и вода есть все,  что  рождает  и  растит».  Даже души состоят из земли и воды. Из воды и небесные  тела.  Образно  говоря,  у Ксенофана не небо отражается в море,  а море  в небе.  Из  воды  возникают облака, из облаков – все небесные  светила.  Как все первые  философы  и ученые, Ксенофан еще не различает метеорологические и совершенно с ними  несоизмеримые астрономические явления.  Ксенофанова  Луна   –   «свалявшееся облако». Солнце каждый день новое. И оно свое  для каждой  местности.  Оно загорается  утром и гаснет  вечером.  Ксенофаново  Солнце  образуется   из скопления искорок, а сами эти искорки  – воспламенившиеся  испарения  воды. Он закончил ряд физиков-философов,  которые  брали за субстанциально-генетическое начало мироздания одну  из  четырех  стихий. Фалес выбрал воду, Анаксимен – воздух,  Гераклит  – огонь,  а  Ксенофан  – землю.

  Мировоззрение  Ксенофана не только сверхмифологично в своей физичности, но оно и сверхфизично. Оно сверхфизично в своей философичности.  У Ксенофана физическая и собственно  философская картина мира  начинают  расходиться. Философия начинает выделяться из  мировоззренческой физики.  Вода  Фалеса,  воздух  Анаксимена,  огонь Гераклита,  не  говоря  уже  об  апейроне  Анаксимандра,  были   не   только

физическими явлениями, но, будучи сущностями других форм вещества,  несли  в себе и сверхфизический аспект. Они были носителями мироединства.

 

2.2 Гносеология

 

 

Обесценивание  физической  картины  мира,   которое   столь характерно   для   элеатов   и   которое   начинается   уже   у   Ксенофана, гносеологически обосновывается обесцениванием чувственной системы познания.

Согласно  Ксенофану,  ощущения  ложны.   Поэтому   он   не   настаивает   на

достоверности нарисованной им картины мироздания как  физического  феномена.

Более справедлив Ксенофан к разуму. Правда, разум нас тоже обманывает. Но  у Ксенофана этот обман – все же  исторически преходящее  явление.  Ксенофан обращает внимание на тот несомненный факт, что истина все еще случайна.  Она – результат не столько систематического мышления, сколько случая.  Ксенофан, собственно говоря,  не  отрицает  возможности  познания  мира.  Он  отрицает возможность знания о  таком  познании.  И  это  именно  в  силу  случайности истины.  Он  говорит:  «Если  бы  даже  случайно  кто-нибудь  и   высказывал подлинную истину, то он и сам, однако, не знал  бы  об  этом.  Ибо только мнение – удел  всех».  Такому  случайному   обладанию   истиной   Ксенофан противопоставляет догадку об истине  как  процессе.  Эта  догадка  выражена, конечно, наивно. Ксенофан говорит так:  «Не от  начала  все открыли боги смертным, но  постепенно,  ища,  люди  находят  лучшее».  Гносеологический аспект  здесь  еще  не  отделен  от  практического   и   нравственного.   Но чрезвычайно важна совершенно определенно выраженная мысль о том, что  истина – не результат  божественного  откровения.  Истина  –  исторический  продукт человеческих ее исканий.

Ксенофан провел различие между чувственным восприятием и мышлением, правдоподобным мнением и истинным знанием.

 

2.3 Бог Ксенофана

 

 

Ксенофан резко критиковал антропоморфизм - обыденное представление о богах, подобных во многом людям, говоря, что животные представляли бы себе богов подобными животным.

Именно Ксенофан впервые высказал смелую мысль о том, что боги – творения человека. У Ксенофана становится явным то, что лежит в основании генезиса философии, - преодоление, а затем и критика мифологического мировоззрения.  Но так и должно быть, если учесть, что боги  творятся  людьми  по  своему образу и подобию. Вообще  «смертные думают,  будто боги  рождаются, имеют одежду, голос и телесный образ, как они». Отсюда  создаваемые людским воображением образы богов. Но «если бы быки, лошади  и львы  имели руки  и могли бы ими рисовать и создавать произведения (искусства),  подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей».

Так Ксенофан вскрыл антропоморфные корни религии, но был далек от того, чтобы увидеть социальные. Правда, вне внимания Ксенофана  осталась неявно антропоморфная религия, в которой боги  действуют как люди,  но  их черты звероподобны. Но это не умаляет заслуги Ксенофана,  поскольку всякая религия в сущности  антропоморфна,  принадлежит в своей мировоззренческой части к социоантропоморфическому виду мировоззрения.

Но   мировоззрение   Ксенофана   не   только   негативно,    не    только антимифологично.  Оно и сверхмифологично.  Ксенофан  дает   свою   картину физического мира, исключающую мифологизмы.

Мифологическому политеизму (представлению о множественности  богов) Ксенофан противопоставлял монотеизм. Бог, согласно Ксенофану, вечен, неподвижен и шарообразен, не похож на людей ни телом ни душей, весь целиком видит, слышит и мыслит, и правит миром силой ума.

Критика политеизма  велась  Ксенофаном  не  столько с позиций атеизма,

сколько с позиций  монотеизма. И в этом смысле  она  была  ограниченной.  Эта ограниченность хорошо видна в том, что Ксенофан так и не смог преодолеть  до конца столь, казалось бы, ненавистный ему антропоморфизм. Да, его бог,  как говорит Ксенофан, «не подобен смертным  ни  телом,  ни  мыслью».  Однако  он всевидящ, всемыслящ, всеслышащ. В этом  отношении бог Ксенофана,  конечно, антропоморфен.  Мировоззрение Ксенофана  антропоморфно,  как антропоморфен всякий философский идеализм. Он отнимает у мироздания все приписываемые ему мифологией человеческие черты за исключением одной – мышления,  сознания. Бог Ксенофана – это чистый ум. Он не физичен. У него нет телесной силы.  Его сила в мудрости. Критикуя  эллинское обыденное сознание  и его ценности, Ксенофан говорил,  что «мудрость гораздо лучше силы  людей и лошадей». Поэтому философ, с точки зрения Ксенофана, более полезен для общества,  чем какой-нибудь олимпийский чемпион. Бог Ксенофана  и есть  такой космический философ. Он неподвижен. Переходить с места на места, метаться по  миру,  как это делают обычные боги, ему не приличествует. Этот богофилософ всем  правит одной лишь силой своей мысли, без всякого физического усилия.  Такой бог один и един.  Вот все,  что мы  узнаем  из  тех шести строчек,  которые сохранились и в которых Ксенофан говорит о своем боге.

В этих строках сказано, что бог не  подобен  человеку.  Но  то,  чему  он

подобен, сводится там лишь к всемогуществу мысли. Он не подобен человеку  не потому, что он не мыслит. Напротив, кто мыслит,  так  это  именно  бог.  Его  мысль всемогуща. Она движет миром  так же,  как  мысль  человека  движет  его телом.  Но  чему  же  тогда  подобно  тело  бога?  Об  этом  мы  узнаем   из доксографии. Об этом было сказано уже у Аристотеля: единый бог Ксенофана  – это небо в его целости. От других доксографов мы узнаем, что бог Ксенофана подобен шару и тождественен  космосу.  Богокосмос  Ксенофана  един,  вечен, однороден,  неизменен,  невредим  и шарообразен.  Таким образом,  Ксенофан оказывается пантеистом:  бог есть  все,  но  это «все»   берется   не   в многообразии, а в высшем единстве. В основе этого единства – мысль.  Поэтому в той мере, в какой это можно говорить  о протофилософии  (а мировоззрение Ксенофана  остается  еще   на протофилософской ступени), мировоззрение Ксенофана   идеалистично,   а   поскольку он подчеркивает неизменность мироздания, то и метафизично.  Это поразительным образом уживается со стихийным материализмом и наивной диалектикой физической картины мироздания у Ксенофана. Но и в рамках  онтологии идеализм  Ксенофана  ограничен его пантеизмом.

Информация о работе Элейская школа