Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:39, доклад
Философия многолика, и различные  философы в разные времена предлагали выделять те или иные ее типы. Одни говорили о восточной и западноевропейской философии, делили философию на языческую  и христианскую, другие рассматривали  философию природы - натурфилософию и философию истории, третьи делили ее на диалектику и метафизику на основании  применяемого в ней метода.
Натурфилософия - исторически первая форма философии.
Современные типы и направления философии. Позитивизм, противопоставляя философию конкретным наукам, утверждал научное знание в качестве единственно позитивной формы освоения мира. Метафизика как синоним философии объявлялась лишенной смысла, прежде всего с точки зрения логических норм языка. По мнению неопозитивистов, традиционные философские проблемы о смысле жизни, конечном и бесконечном, о первоначалах бытия и атрибутивности универсума формируются с помощью терминов, которые являются псевдопонятиями, так как их определения не поддаются проверке.
В этом же русле развивается философия науки, занятая проблемами научно-познавательной деятельности и отвечающая потребности осмыслить сам феномен науки, модели роста научного знания.
Бытие, понятое как действие, и прежде всего действие рационально продуктивное, вводит нас в сферу прагматизма, получившего наибольшее распространение в США. Всякое действие направлено в будущее. Тезис М. Пирса - "Идея вещи есть идея ее чувственных последствий". Истина есть успешность и работоспособность той или иной идеи, ее полезность для достижения цели.
При отношении к бытию как к тайне; постигаемой интуитивно, мы сталкиваемся с интуитивизмом. Интуиция противостоит интеллекту и предполагает незаинтересованное погружение в предмет и преодоление дистанции между субъектом и объектом. В интуитивизме знание выступает в форме переживания.
Если смысл бытия 
Природа человека и смысл его существования.
Традиционно считается, что античность открыла человека. Однако существует чрезвычайно притягательная легенда об Атлантиде, где жили люди необыкновенной красоты, доброты и силы. Это были высокоодаренные личности, которые могли общаться путем передачи мыслей на расстоянии и поэтому не нуждались в письменности. Атлантида использовала мыслительную энергию, что утрачено в настоящее время. В золотой век атланты жили по несколько сот лет. После 23-25 лет основным различием считался уровень мудрости, опыта, чистоты мыслей в отношении друг к другу. Дети с самого раннего возраста обучались математике, а подростки интересовались изобретениями; причем они могли производить расчеты в уме со скоростью современных компьютеров.
В Атлантиде женщина считалась цветком, а мужчина - лучом солнца. Согласно легенде, атланты сами решали, когда покинуть свою физическую оболочку, т.е. умереть. Концентрируя свою волю и внимание, они так ясно представляли себе другой мир, что переходили в него с полным сознанием.
В течение многих поколений 
жители Атлантиды сохраняли высокие 
моральные нормы. Но со временем они 
стали слишком честолюбивы и 
жадны. Когда атланты начали заботиться 
каждый о себе и лишь "о собственном 
благополучии, утилизировали знание 
в собственных целях и 
Этический пафос легенды 
об Атлантиде очень высок, и, переходя 
к анализу философских 
И в то же время он считал, 
что "... наступает пора писать оправдание 
человека - антроподицею". Понять человека 
в его конкретных эмпирических проявлениях, 
его недостатках и 
Русской философской школе очень близка идея двойственной природы человека. Однако в различные эпохи и в различных философских системах человека определяли по-разному. Homo sapiens - "человек разумный", наиболее употребительное из определений. Animal rationale - "животное рациональное", фигурирует в зоологической классификации Линнея; a tool making animal - "животное, производящее орудия" - определение Франклина; animal symboli-cum - "человек как символическое животное" - итоговый вывод Кассирера.
М. Шелер уверен, что при слове "человек" в сознании образованного европейца сталкиваются три круга идей. Во-первых, это круг представлений иудейско-христианской традиции об Адаме и Еве, о творении, рае и грехопадении. Во-вторых, это греко-античный круг представлений, в котором самосознание человека впервые в мире возвысилось до понятия об его особом положении, и человек является человеком благодаря тому, что у него есть ум, речь, разумность. В-третьих, вспоминается круг представлений современного естествознания, согласно которому человек есть достаточно поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые сами по себе уже встречаются в низшей, по сравнению с человеческой, природе.
Наиболее традиционное представление о природе человека в контексте европейского рационализма отливается в формулу: Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
Проблема возникновения человека и человеческого общества (проблема антропосоциогенеза, где генезис - возникновение, социум - общество и антропос - человек) - одна из наиболее важных проблем философии. И хотя происхождение человека таится в отдаленных глубинах времени и "в нашей эволюции не все понятно", признание единой целостности всего человеческого рода не вызывает сомнений. Человек в его родовой сущности - это представитель племени homo sapiens - индивид, непременно тождественный подобным себе и отличающийся от них своей индивидуальностью. Существование человеческого рода как определенных сообществ людей, их групповая организация, орудийная деятельность, мышление и речь - вот атрибутивные, сущностные признаки антропос.
Традиционная теория антропосоциогенеза 
настаивает на том, что в предшествующей 
биологической эволюции были сформулированы 
условия, которые выступили 
сложная психическая деятельность высших животных;
зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков;
сложная стадная жизнь высших животных.
Каждая из названных предпосылок 
была трансформирована в новое качественное 
состояние на уровне социальной эволюции. 
Так, если сложная психическая 
Инстинктивный труд животных на этапе становления человека и человеческого общества характеризуется переходом от присвоения готовых продуктов к систематической орудийной деятельности и созданию "второй, очеловеченной природы".
Важнейшим обстоятельством 
в процессе превращения обезьяноподобного 
предка в человека является сложная 
стадная жизнь 
Общей предпосылкой всякого 
органического существования 
Во-первых, в животном и 
растительном мире обмен веществ 
между организмами и природой 
происходит непосредственно. Животное 
воспринимает ферменты природы в 
том виде, в каком они ему 
даны. Животные являются потребителями 
того, что дает природа, или сами 
служат объектами потребления для 
других организмов. В производстве 
потребляемых объектов они участия 
не принимают и ограничиваются тем, 
что пожирают готовые запасы пищи, 
никогда не преступая границ элементарного 
непосредственно 
Во-вторых, каждый новый акт потребления только повторяет один и тот же процесс, и ничего нового, кроме естественных изменений в самой природе (рост, размножение биологического вида и стихийные изменения окружающей среды), не происходит. В конце акта такого потребления, как и в начале всякого нового акта, взаимодействия происходят между теми же двумя членами начального отношения: определенным биологическим видом и природной средой, разумеется, несколько измененной. Между этими двумя членами не возникает никакой новой действительности. Процесс вращается в одной и той же плоскости, в границах природно-биологического круга.
Человек, являясь потребителем благ природы, предваряет и определяет потребление производством этих благ. Если при потребительском отношении между животными и средой не возникало никаких новых связей и никакой новой действительности, то при производственных отношениях между человеком и природой вырастает целый мир материальной культуры. Этот мир не является только природным, он создается человеком и помещается им между собой и природой. Он составляет не естественную, но искусственную, произведенную действительность. Согласно лингвистическому анализу, искусственная действительность в большинстве языков означает ручную, рукотворную природу.
Скорость эволюции, характеризующая начальные стадии антропогенеза (возникновения человека и общества), носила поистине взрывной характер. В очень жестком отборе особое значение приобретали зачатки интеллекта. Эволюционная метаморфоза состояла в том, что наш предок из хилого животного превратился в сильного и умного хищника с развитым мозгом и прочной нервной системой.
В современной философии 
и науке изучение человека исходит 
из понимания его как целостного 
социокультурного, биологического существа. 
Во всех проявлениях своей жизни 
человек предстает как 
Биологизаторский подход 
к человеку ограничен, так как 
акцентирует лишь эволюционно-биологические 
предпосылки человеческой природы. 
Социологизаторский подход объясняет 
природу человека исходя из социально 
значимых факторов и приводит к представлению 
о человеке как социальном функционере, 
винтике государственной 
Проблема смысла человеческого существования приобретает сегодня, на пороге третьего тысячелетия, особую остроту и напряженность. Потерпели крушения надежды на всецело гармоничное развитие, достойное существование и всестороннюю реализацию деятельных способностей. Резкое имущественное размежевание, экономическое существование за чертой бедности, вызывающее неравенство прав и свобод, ежедневно сталкивает каждого человека с проблемой социального и личностного выбора.
Смысложизненная проблематика 
стихийно протестует против социальных 
технологий, приобретающих все большее 
влияние и связанных с 
Проблема смысла человеческого существования занимает особое место в связи с ее чрезвычайной личностной значимостью. При ее исследовании естественнонаучное познание весьма и весьма ограниченно. Философское и гуманитарное знание также не может претендовать на монопольное знание о человеке. Остается надеяться на комплексный подход, при котором границы изучения человека значительно раздвинуты за счет использования потенциала всей рационалистической традиции осмысления природы человека и принимаемой во внимание в настоящее время эзотерической формы мышления.
Со стороны современной науки основной проблемой становится выявление социобиологических предпосылок поведения человека. Широко обсуждается плодотворность аналогий между поведением человека и высших животных, среди стереотипных форм, свойственных поведению приматов и человека, выделяются взаимный альтруизм, установка на защиту определенного местообитания, агрессивность, семейственность, следование отработанным в эволюции типическим для данного сообщества формам сексуальности. Однако крен в сторону естественнонаучных методов опасен сведением человекознания к биологии. Игнорирование же естественнонаучных достижений ведет к абстрактным и спекулятивным построениям, малополезным в деле реального изучения человека.