Христианская философия Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 22:00, реферат

Описание работы

Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, «князь философов», основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.

Содержание работы

Введение
1. Биография Фомы Аквинского
2. Идеи Аквината
3. Пять доказательств бытия Бога
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 35.43 Кб (Скачать файл)

«Христианская философия Фомы Аквинского»

 

 

Содержание:

 

 

Введение

1. Биография Фомы Аквинского

2. Идеи Аквината

3. Пять доказательств  бытия Бога 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат)  — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, «князь философов», основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Биография Фомы  Аквинского

 

Фома родился 25 января 1225 года в Роказекке (Rocca Secca) – замке в Центральной Италии, расположенном неподалёку от города Аквино в исторической области Лаций. Сын графа Аквино Ландульфа и Теодоры, Фома был по отцу потомком лангобардов, по матери – норманнов.

Рассказывают, что когда Фома был ребёнком и спал в одной комнате с младшей сестрой (он сам был младшим из четырех сыновей, а дочерей и вовсе не считали, семья была большая), сестру убило молнией. Поэтому во многих областях Италии канонизированный в 1326 году Фома считался святым заступником перед Богом от грозы и молний.

Начальное образование Фома получил в школе знаменитого монастыря Монте Кассино. Замок Роказекка был построен в конце X века по инициативе Мансо, тогдашнего аббата Монте Кассино, для того, чтобы прикрыть южные подступы к аббатству (в Италии десятого века было неспокойно, набеги арабов были если и не повседневной реальностью, то уж точно перманентно действующей стратегической угрозой). А настоятелем бенедиктинского аббатства в Монте Кассино во времена детства Фомы был брат его отца, Синибальд. Так что выбор школы более чем естественен. Также неудивительно, что родители ожидали от Фомы, что он в дальнейшем сможет занять должность аббата Монте Кассино.

Однако из-за того, что в Центральной Италии начался очередной военный конфликт между папой и императором Священной Римской империи Фридрихом II, Фома был вынужден прервать обучение в Монте Кассино и уехал от греха подальше на юг Италии. Там в открытый совсем незадолго до того под патронажем Фридриха II Неапольский университет (один из старейших в Европе и носящий ныне имя Фридриха II).

  С 1248 года учился у Альберта Великого в Кёльне. Существует легенда, что однажды, во время трапезы в монастыре, Фома Аквинский услышал голос, сказавший ему: «Здесь, в монастыре, все насыщены, но в Италии паства Моя голодает». Фома решил, что ему пора уехать из монастыря.

Позже стал преподавателем богословия и философии в Париже, где ранее учился. Вступил в орден доминиканцев в 1244 году. В 1252 году вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 года. Практически всю остальную часть жизни провёл в Италии.

Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года. В начале 1274 года он умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион.

 

 

2. Идеи Аквината

 

Теология и философия. Ступени истины

Аквинат разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Теология — священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства. Приобщение к божественному знанию достигается через откровения.

Теология может что-то позаимствовать у философских дисциплин, но не потому что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений.

У Аристотеля выделялись четыре последовательных ступени истины: опыт, искусство, знание и мудрость.

У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях. Аквинат выделял три иерархически соподчинённых типа мудрости, каждая из которых наделена своим «светом истины»:

  • мудрость Благодати;
  • мудрость богословская — мудрость веры, использующая разум;
  • мудрость метафизическая — мудрость разума, постигающая сущность бытия.

Некоторые истины Откровения доступны для понимания разумом человека: например, что Бог существует, что Бог един. Другие — понять невозможно: например, божественное триединство, воскрешение во плоти.

На основе этого Фома Аквинский выводит необходимость различать теологию сверхъестественную, основанную на истинах Откровения, которые человек своими силами не способен понять, и теологию рациональную, основанную на «естественном свете разума» (познающую истину силой человеческого интеллекта).

Фома Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость — стремление постичь Бога, наука же — способствующее этому средство.

 

О бытии

Акт бытия, будучи актом актов и совершенством совершенств, пребывает внутри всякого «сущего» как его сокровенная глубина, как его подлинная действительность.

Каждой вещи существование несравненно более важно, чем её сущность. Единичная вещь существует не благодаря своей сущности, потому что сущность никак не подразумевает существование, а благодаря сопричастности акту творения, то есть воле Бога.

Мир — совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Только в Боге сущность и существование нераздельны и тождественны.

Фома Аквинский различал два вида существования:

  • существование самосущностное или безусловное;
  • существование случайное или зависимое.

Только Бог — подлинно, истинное бытие. Всё остальное существующее в мире обладает не подлинным бытием (даже ангелы, стоящие на высшей ступени в иерархии всех творений). Чем выше стоят «творения», на ступенях иерархии, тем большей автономией и самостоятельностью они обладают.

Бог творит не сущности, чтобы потом заставить их существовать, а существующие субъекты (основания), бытующие в соответствии со своей индивидуальной природой (сущностью).

 

О материи и форме

Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Фома Аквинский как и Аристотель рассматривал материю пассивным субстратом, основой индивидуации. И лишь благодаря форме вещь является вещью определённого рода и вида.

Аквинат различал с одной стороны субстанциональную (через неё субстанция как таковая утверждается в своём бытии) и акцидентальную (случайную) формы; а с другой стороны — материальную (имеет собственное бытие лишь в материи) и субсистемную (имеет собственное бытие и деятельна без всякой материи) формы.

Все духовные существа являются сложными субсистемными формами. Чисто духовные — ангелы — имеют сущность и существование. В человеке заключена двойная сложность — в нём различаются не только сущность и существование, но также материя и форма.

Фома Аквинский рассматривал принцип индивидуации: форма не единственная причина вещи (иначе все индивиды одного вида были бы неразличимы). Поэтому был сделан вывод — в духовных существах формы индивидуализируются через самих себя (потому что каждое из них — отдельный вид); в телесных же существах индивидуализация происходит не через их сущность, а через собственную материальность, количественно ограниченной в отдельном индивиде.

Таким образом «вещь» принимает определённую форму, отражающую духовную уникальность в ограниченной материальности. Совершенство формы рассматривалось как наибольшее подобие самого Бога.

 

О человеке и его душе

Индивидуальность человека — личностное единство души и тела.

Душа — животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самосуща; она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом, благодаря ей телесность обретает значимость — становясь человеком. В единстве души и тела рождаются мысли, чувства и целеполагания. Душа человека бессмертна. Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела. Конечная цель жизни человека — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире.

По своему положению человек — промежуточное существо между животными и ангелами. В ряду телесных созданий — он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки. А корень его свободы — разум.

Человек отличается от животного мира наличием способности познания и, на основании этого, способностью совершать свободный осознанный выбор: именно интеллект и свободная (от какой-либо внешней необходимости) воля являются основаниями совершения подлинно человеческих действий (в отличие от действий, свойственных как человеку, так и животному), принадлежащих к сфере этического.

Во взаимоотношении двух высших способностей человека — интеллекта и воли, преимущество принадлежит интеллекту, поскольку воля с необходимостью следует интеллекту, представляющего для неё то или иное сущее, как благое. Однако при совершении действия в конкретных обстоятельствах и при помощи определённых средств на первый план выходит волевое усилие. Наряду с собственными усилиями человека для совершения благих действий требуется также божественная благодать, не устраняющая своеобразие человеческой природы, а совершенствующая её. Также божественное управление миром и предвидение всех событий не исключает свободы выбора. Бог, как наивысшая причина, допускает самостоятельные действия вторичных причин, в том числе и влекущие за собой негативные нравственные последствия, поскольку Бог в состоянии обращать ко благу зло, сотворённое самостоятельными агентами.

 

О познании

Фома Аквинский считал, что универсалии, то есть понятия вещей существуют трояко:

  • «до вещей», как архетипы — в божественном интеллекте как вечные идеальные прообразы вещей (платонизм, крайний реализм);
  • «в вещах» или субстанциях, как их сущность (аристотелизм, умеренный реализм);
  • «после вещей» — в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения (номинализм, концептуализм).

Сам Фома Аквинский придерживался позиции умеренного реализма, восходящей к аристотелевскому гилеморфизму, отказавшись от позиций крайнего реализма, опирающихся на платонизм в его августиновской версии.

Вслед за Аристотелем Аквинат различает пассивный и активный интеллект.

Фома Аквинский отрицал врождённые идеи и понятия, а интеллект до начала познания считал подобным чистой доске. Однако людям прирождены «общие схемы», которые начинают действовать в момент столкновения с чувственным материалом:

  • пассивный интеллект — интеллект, в который попадает чувственно воспринимаемый образ;
  • активный интеллект — абстрагирование от чувств, обобщение; возникновение понятия.

Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Объекты человеком воспринимаются не целиком, а частично. При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в неё лишь в качестве «вида». «Вид» предмета является его познаваемым образом. Вещь существует одновременно вне нас во всём своём бытии и внутри нас в качестве образа.

Истина — это «соответствие интеллекта и вещи». То есть понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога.

На уровне внешних чувств создаются первоначальные познавательные образы. Внутренние чувства обрабатывают первоначальные образы.

Внутренние чувства:

  • общее чувство — главная функция, цель которого собирать воедино все ощущения;
  • пассивная память — хранилище впечатлений и образов, созданных общим чувством;
  • активная память — извлечение сохраненных образов и представлений;
  • интеллект — наивысшая чувственная способность.

Познание свой необходимый исток берёт в чувственности. Но чем выше духовность, тем выше степень познания.

Ангельское познание — умозрительно-интуитивное познание, не опосредованное чувственным опытом; осуществляется с помощью присущих понятий.

Человеческое познание — обогащение души субстанциональными формами познаваемых предметов.

Три умственно-познавательных операции:

  • создание понятия и задержка внимания на его содержании (созерцание);
  • суждение (позитивное, негативное, экзистенциональное) или сопоставление понятий;
  • умозаключение — связывание суждений друг с другом.

Информация о работе Христианская философия Фомы Аквинского