Гуманизм эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Возрождение – философского и социологического учения в эпоху становления раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего, она проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Натбольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-научного направления в философии были: методы экспериментально - математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Основные черты философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, гуманизм……………………………………………………….4
Антропоцентризм философии ………………………………………11
Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возрождения………..13
Заключение……………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………18
Приложение

Файлы: 1 файл

Антропоцентризм и гумманизм.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Антропоцентризм философии эпохи  Возрождения Возрождение — философские и социологические учения в эпоху становления раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность.

 Прежде всего она проявилась  в этике — возобновление этических  учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Балла), направленных против христианской морали. Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-научного направления в философии были: методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субьектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления — метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире. Огромные социально-экономические изменения нашли свое отражение во многих социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества как суммы изолированных индивидов. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм — отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия.

 Эти рассуждения имеют всегда  конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную ((божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.

 

  1. Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возрождения

Возрождение как феномен культуры - это, прежде всего, особый способ самоосуществления культуры, это культурный синтез. Сам термин " Возрождение " тесно связан с термином и феноменом  гуманизма , представляющем совокупное выражение подлинного духа данной исторической  эпохи . Именно понятие " гуманизм " есть определение того "поворота к человеку", который как можно думать и является основным показателем динамики изменений, затронувших сущность не только культуры  Возрождения , но и историко-философской традиции, логика поствозрожденческого развития которой была во многом предопределена антропологическим поворотом. Рассмотрим оба термина: " гуманизм " и " Возрождение ".

Термин " гуманизм " появился в XIV в. Однако, значение, подразумеваемое этим поздним термином, существовало уже в классический период. Так, в античности, данное значение, к примеру, у Цицерона обозначалось термином "пайдейа", что значило воспитание и образование человека. В античности и позднее, предполагалось, что основную роль в становлении духовности человека играют поэзия, риторика, история, философия. Эти дисциплины, изучая нечто, общее в человеке, тем самым могут влиять на это "общее", то есть могут, как бы корректировать замысел Бога о человеке.

Термин "Возрождение" введен в  оборот в XIX веке, в одной из работ  Якоба Буркхардта (1818-1897). Буркхардт  понимал под Ренессансом явление итальянской культуры, основными чертами которого был индивидуализм в жизни, в научном творчестве и в искусствах. Культ светской жизни с ее выраженной чувственностью привел к тому, что сама религия приобрела некоторую светскость, что определило интерес к язычеству. Этот период отмечен и особым вниманием к истории. Особо важно отметить, что нельзя понимать под Возрождением некий бунт против нецивилизованной эпохи. Средневековье - это период высокой культуры, развитых цивилизационных основ социальной жизни, тем самым Возрождение - это взаимоопределение двух тенденций, двух движений одной Европейской культуры.

Гуманизм — центральное для  эпохи Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм. Он зарождался на кафедрах университетов.

В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истопкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. С этим связано и понимание достоинства человека, его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, индивидуальность.

Философия Возрождения связывала  свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации, — главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).

Эразм Роттердамский. В целом его  философские воззрения были просвещенческими. Он, полагал, что все люди равны между собой от рождения и перед богом, становятся либо нравственными, благочестивыми, либо безнравственными не в силу сословных причин, а благодаря своему просвещению, т.е. уровню образования и воспитания. Этому процессу он уделял много внимания, а роль философии и религии усматривал в том, какое они имеют значение в формировании нравственности человека.

С учетом этого он рассматривал человека, как образ и подобие бога. Особый упор он делал на самопознание (ссылки на Сократа). Это позволяло понять, что в человеке есть греховное, а что божественное. Существует 3 составляющих человека: дух, душа, тело.

Дух — высшее, божественное в человеке, цвет истины, добра, красоты, благости. Противоположность его — тело, которому присущи страсти, плотские влечения, желания, которые толкают человека на безнравственные noci упки. Душа — звено, связывающее тело и дух. В зависимости от того, направлена ли душа к духу или к телу, человек либо нравственен, либо безнравственен. Душа поэтому занимает особое место в человеке.

Наибольшую роль в философии  эпохи Возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно научного направления в философии были: методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.

Мишель Монтень. Хотя и являлся  натурфилософом, уделял большое внимание проблеме человека: человек понимался  как часть сотворенной богом природы. Это значит, что человек не занимает привилегированное положение в мире. Он является одним из многих в ряду земных существ. Он равен другим существам. В понимании свободы Монтень сближается с точкой зрения античных стоиков: свобода человека есть познанная необходимость и деятельность человека в соответствии с этой необходимостью.

Итак,  Гуманизм  и Ренессанс  являются "двумя сторонами единого  явления". Следует понимать под Ренессансом возрождение нового духа, который пользовался гуманитарными знаниями как инструментом. При этом  Гуманизм  есть своеобразная миссия очеловечивания посредством гуманистической литературы, совершенствование, обновление человеческой природы.

Символом эпохи Возрождения, ее наивысшим всплеском, безусловно, является искусство. Никогда в истории, даже в Древней Греции занятие не имело  такого всеобъемлющего значения.

 

Заключение

Возрождение — философские и  социологические учения в эпоху  становления раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего, она проявилась в этике — возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Балла), направленных против христианской морали.

Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм - отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную “божественность” человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.

 

Список литературы

  1. Дунаева Н.Н.  Философия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 160с.
  2. Алексеев П.В. – История Философии. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 240 с.
  3. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1982.
  4. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 320с.
  5. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект; Трикста, 2006.— 688 с.
  6. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Ла-Ф56 вриненко, проф. В. П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 622 с.
  7. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://funbmx.ucoz.ru/

 

Приложение



 


Информация о работе Гуманизм эпохи Возрождения