Государственная символика: культурологический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Жизнь человека тесным образом связана с символами практически во всех сферах общественных отношений. Символы часто являются наиболее удобным и доступным для понимания средством регулирования общественных отношений. Для них характерна наглядность, краткость и лаконичность. Если символы понятны и укоренились в сознании людей, то государственно-властное веление, внешне выраженное в виде символа, будет реализовываться даже на подсознательном уровне.

Содержание работы

1. Введение 3
I.1 Понятие символ 5
2. Государственная символика и ее значение
II. 1 Герб России и его история 14
II. 2 Государственные и воинские символы России 26
3. Заключение 29
4. Приложение 32
5. Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 814.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. 2 Государственные  и воинские символы России.

Государственный флаг - один из отличительных знаков (эмблем, символов) государства. Он является выразителем  функционирования единого государства, его независимости, самостоятельности, суверенитета. Флагу присуща историческая преемственность, он служит предметом  узнаваемости нашего государства. 
Первые флаги - стяги, символы княжеской власти - стали появляться в России в IX веке в период образования славянских княжеств с центрами в Пскове, Полоцке, Смоленске, Чернигове, Переяславле и других городах. 
В конце XV века в России вошло в употребление слово «знамя» взамен слова «стяг». В XVI веке на русских знаменах вышивали лики Иисуса Христа и Богородицы, а также святого Георгия Победоносца. 
Появление на знамени герба свидетельствовало о высокой степени централизации государства, которое заметно усилилось во времена царствования Алексея Михайловича. Следующим шагом на этом пути стало появление в 1668 году «Гербовного знамени» - огромного белого стяга с алой каймой и двуглавым орлом по центру. Вокруг орла - московский, киевский, новгородский, владимирский, астраханский и сибирский гербы. По кайме были вышиты гербы - псковский, смоленский, тверской, болгарский, нижегородский, рязанский, ростовский и другие, а также полный титул царя. Знамя это использовалось в представительских целях во время придворных и церковных торжеств. 
Первый официально утвержденный государственный флаг России был черно-желто-белый. Он был введен указом Александра II в 1858 году и получил название «Гербового народного флага». 
Однако в связи с коронацией Александра III высочайшим указом 28 апреля 1883 года полотнища уже бело-сине-красных цветов были объявлены российскими национальными цветами. 
В 1914 году «для употребления в частном быту» учредили флаг, который должен был стать символом единения царя с народом. Он представлял собой бело-сине-красное полотнище, на котором в верхнем углу у древка был помешен желтый квадрат с черным двуглавым орлом. Этот флаг просуществовал до 1917 года. 
Советская эпоха была ознаменована красными флагами. 
Государственный гимн - торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Праздничность и торжественность гимнов усиливает и укрепляет национальное и государственное самосознание. 
В России до XVII века торжественные церемонии сопровождались исключительно церковными песнопениями. Позже появились «виватные канты», которые имели характер «временных» гимнов, сочинялись для каждого конкретного торжества (коронации, победы). Особое место, начиная с петровских времен, занимали военные марши, особенно «Преображенский», ставший по сути главным маршем России..

Воинская символика неразрывно связана с историей создания и  развитием Вооруженных Сил России. В Российской армии ей всегда уделялось  самое пристальное внимание. Все  атрибуты военного быта русского солдата  и офицера, начиная с формы  одежды и заканчивая наградами, символизировали  ценности «христолюбивого православного  воинства», подчеркивали самобытность национального характера, особенности  исторических условий и самое  главное - способствовали росту патриотического  сознания, укреплению морального и  боевого духа военнослужащих. 
Боевое Знамя является символом воинской чести, доблести и славы, служит напоминанием каждому военнослужащему о героических традициях и священном долге защиты Отечества. 
История боевых знамен уходит в далекое прошлое. Как знак для сбора и объединения воинов они появились в вооруженных отрядах армий рабовладельческих государств. Эти воинские атрибуты постепенно совершенствовались, их роль и значение повышались. Знамена являлись в Русской армии не только самым древним атрибутом, но и имели самый устойчивый и неизменный авторитет в войсках. Первоначально роль знамени выполняли фигуры птиц и животных (орел, сова...), помещенные наверху древка, а с IX в. - прикрепленное к древку полотнище. В русскую военную лексику в XI веке уже входили такие понятия боевого знамени, как «стяг», «хоругвь». На протяжении всей отечественной военной истории не было периода, когда знамена потеряли бы значение воинских святынь. 
До XVIII века в Русской армии не было единого положения о знамени. Впервые его ввел Петр I в Воинском уставе 1716 г. Каждой части и кораблю полагалось иметь знамя и под ним принимать военную присягу. От воинов требовалось защищать знамя в бою, не щадя жизни. Утрата воинской святыни считалась величайшим преступлением и позором. 
Под командованием великих русских полководцев Петра I, П. Румянцева, А. Суворова, М. Кутузова русские войска одерживали выдающиеся победы над неприятелем, покрыли славой свои боевые знамена. Под сенью боевых знамен отважно сражались русские солдаты и офицеры в Крымской войне 1853-1856 гг., в русско-японской войне 1904- 1905 гг., на полях сражений Первой мировой войны. 
Верность боевому знамени сохранили и приумножили советские воины в боях у озера Хасан (1938 г.) и на реке Халхин-Гол (1939 г.), советско-финляндской войне (1939 -1940 гг.) и особенно в годы Великой Отечественной войны (1941 1945 гг.). 
Известны многочисленные случаи, когда советские воины, не щадя своей крови и жизни, спасали боевые знамена от захвата врагов, сами захватывали боевые знамена неприятеля, водружали свои знамена над поверженными укреплениями. Поистине главенствующим символом доблести и славы наших воинов стали водружение Знамени Победы над рейхстагом в Берлине и Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве, когда к подножию Мавзолея В.И. Ленина были брошены 200 штандартов и стягов поверженной фашистской Германии. 
В настоящее время Боевое Знамя воинской части есть особо почетный знак, символизирующий боевое предназначение, исторический путь и заслуги воинской части, а также указывающий на ее принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации. 
Военно-Морской флаг Российской Федерации, поднятый на корабле Военно-Морского Флота, является Боевым Знаменем корабля и символизирует его государственную принадлежность и неприкосновенность. Военно-Морской флаг с его подъема и до спуска (в походе круглосуточно) находится на виду всего личного состава и всех, находящихся вблизи корабля. Каждый военнослужащий с приходом на корабль и при сходе с него отдает честь флагу. Этим отдается дань уважения кораблю и Военно-Морскому Флоту России, имеющему славные боевые традиции. 
В глубокую древность уходит история Российского Военно-Морского флага. Еще во время морских походов славян на Царьград в VIII -IX веках их ладьи имели флаги. Первый флаг на русском боевом корабле был поднят в 1668 году. «Орел», так назывался этот корабль, имел флаг, сочетавший в себе три цвета: красный, синий и белый, которые символизировали благородство, верность и мужество. 
С 1712 года Военно-Морским флагом стал Андреевский флаг - белое полотнище с синим крестом по диагонали, который просуществовал до октября 1917 года. Под этим флагом российские мореплаватели совершали кругосветные путешествия, открывали новые морские пути и земли, а военные моряки добывали славу в сражениях. 10

3. Заключение

История понятия символ принадлежит  не одной науке и связана со многими категориями. Так, проблема символа неотделима от изучения таких понятий, как «художественный образ», «аллегория», «метафора», «знак», «миф», «архетип», «эмблема», «имя» и некоторых других.11 В разные эпохи актуализировались свои «соседние» с символом явления.

Лотмановская теория символа органично дополняет теорию Лосева. По Лотману, «символ связан с памятью культуры, и целый ряд символических образов пронизывает по вертикали всю историю человечества или большие ее ареальные пласты».12 «Символ никогда не принадлежит какому-либо одному синхронному срезу культуры — он всегда пронзает этот срез по вертикали, проходя из прошлого и уходя в будущее».13 Символ может принадлежать не только индивидуальному творчеству.  
Своеобразный синтез теорий символа предложен в уже упоминаемой нами статье С.С.Аверинцева «Символ». Согласно этой статье, «всякий символ есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, символ); но категория символа указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре символа как два полюса, немыслимые один без другого (ибо смысл теряет без образа свою явленность, а образ вне смысла рассыпается на свои компоненты), но и разведенные между собой, так что в напряжении между ними и раскрывается символ. Переходя в символ, образ становится «прозрачным»; смысл «просвечивает «сквозь него», будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива»14.

В результате исследования темы возможно сформулировать ряд выводов на примере российского герба, как история влияет на символы государственной власти. Я показала, что необходимо сохранять связь с прошлым и очень важно прежде чем сделать “штрих” на изображении государственного символа или в истории уметь предвидеть его последствия. Символика должна отражать “лицо эпохи”. 
Как и российское государство, ее герб также менялся с течением времени. Он начинался с “орленка”, однако вскоре начал раскрывать крылья, над его головой появились сначала царские, а затем и императорские короны, в лапах появились атрибуты монархической власти: скипетр и держава, на груди появился герб Москвы, символизирующий ее столичный статус, на крыльях стали появляться гербы царств и великих княжеств, входящих в состав России. И, наконец, были приняты Большой, Средний и Малый гербы Российской империи, которые были составлены согласно всем геральдическим правилам, и должны были символизировать собой единство и могущество России. 
В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия. Любопытно, что выражая уважение к традициям и памяти других народов, советские авторы считали, что русский народ не имеет права на свои исторические, национальные символы.  
30 ноября 1993 года президент России Б. Н. Ельцин подписал указ “О государственном гербе Российской Федерации”. Двуглавый орел вновь стал гербом России.  
Его история отражает путь Российской державы, полный величия и драматизма. На протяжении четырех с половиной столетий двуглавый орел неизменно оставался главной эмблемой русского государства, хотя облик его менялся от правителя к правителю. 
Перед вами основные вехи в долгой истории обретения русским народом символа своей государственности. Сейчас двуглавый орел как и прежде символизирует могущество и единство Российского государства. И будем надеяться, повторив слова Есенина, что “Русь взмахнет крылами”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Приложение

Герб при Иване III

Герб при Иване Грозном  Герб при Иоанне III

Герб Василия III Иоанновича Герб Василия IV Иоанновича

 

Герб при Романове М.Ф. Герб при Романове А.М.

Герб при Петре I Герб при Павле I

Большой государственный  герб Российской империи при Александре II

 

Большой государственный  герб Российской империи при Александре III

 

 

 

 

 

5. Список литературы

  1. Толковый словарь Ушакова
  2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
  3. Большой Российский энциклопедический словарь. — Москва, Научное издание «Большая Российская энциклопедия», 2007. С.1887.
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство», 2-е изд., испр. — М.: Искусство, 1995. —320с.
  6. Статья написана в 1903 г. Первое издание статьи было осуществлено в 1904г. Вошла в авторский сборник «Арабески». 
          Фрагменты статьи публикуются по изданию: Андрей Белый, Символизм как миропонимание (cерия «Мыслители ХХ века»), «Политиздат», Москва 1994.)
  7. Аверинцев С.С. София-Логос. (Словарь. 2-е, испр. изд. - К.: Дух i Лiтера, 2001, с. 156, 160).
  8. Брокгауз и Эфрон "Энциклопедия" т.17. СПб, 1893.
  9. Брокгауз и Эфрон “Хронология всеобщей и русской истории”. СПб, 1905
  10. «История России в лицах и датах» Словарь–справочник, Спб, 1995 г.»
  11. Горовой Л. Государственные символы Российской Федерации // Ориентир. -2004. -№ 12.
  12. Отечество. Честь. Долг. Выпуск 7: Учебное пособие. - М.: 2005.
  13. Соболева Н.А. «Российская государственная символика: история и современность», Москва, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 208с.: ил.
  14. Васькин В.В. «Двуглавый орел в истории государства России», Саратов. Изд., Саратовского университета, 2001, с.5
  15. Вопросу различения символа и некоторых близких ему понятий посвящена статья Лосев А.Ф. Проблема символа в связи с близкими к нему литературоведческими категориями//Изв. АН СССР ОЛЯ Т.29, 1970, в5.; см. также Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
  16. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1999, С. 123. 
    Там же, С. 147.
  17. Аверинцев С.С. Символ художественный//Краткая литературная энциклопедия. В9т., Т.6, М., 1971, С.826.
  18. По лирике Есенин С.А. «О Русь! Взмахни крылами!..источник:http://www.litra.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 1. Иносказание, наглядное, картинное выражение отвлеченных понятий посредством конкретного образа (лит.). Это стихотворение полно аллегорий. 2. только ед. Иносказательность, иносказательный смысл. Во всякой басне заключается какая-н. аллегория. 3. только мн. Туманная, непонятная речь, нелепость (простореч.). Заламливал такие аллегории и экивоки, что, кажись, век бы не добился толку. Гоголь. Ты мне аллегорий не разводи, а говори прямо. Толковый словарь Ушакова

2 условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или другой смысл. От аллегории эмблема отличается тем, что она возможна только в пластических искусствах, от символа — тем, что смысл её иносказания установлен и не подлежит толкованиям. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

3 (от лат. persona «лицо», лат. facio — «делаю») — представление природных явлений, человеческих свойств, отвлечённых понятий в образе человека. Распространена в мифологии, сказках, притчах, художественной литературе. Большой Российский энциклопедический словарь. — Москва, Научное издание «Большая Российская энциклопедия», 2007. С.1887.

4 Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. М. о Прометее. 2. перен. Недо-стоверный рассказ, выдумка. М. о пришельцах. 3. То же, что вымысел (в 1 знач.). Вечная любовь - миф. || прил. мифический, -ая, -ое. Толковый словарь Ожегова

5 Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство», 2-е изд., испр. — М.: Искусство, 1995. —320с.

6 Статья написана в 1903 г. Первое издание статьи было осуществлено в 1904г. Вошла в авторский сборник «Арабески». 
      Фрагменты статьи публикуются по изданию: Андрей Белый, Символизм как миропонимание (cерия «Мыслители ХХ века»), «Политиздат», Москва 1994.)

7 Аверинцев С.С. София-Логос. (Словарь. 2-е, испр. изд. - К.: Дух i Лiтера, 2001, с. 156, 160).

8 Брокгауз и Эфрон "Энциклопедия" т.17. СПб, 1893.

9 «История России в лицах и датах» Словарь–справочник, Спб, 1995 г.»

10 Горовой Л. Государственные символы Российской Федерации // Ориентир. -2004. -№ 12.

11 Вопросу различения символа и некоторых близких ему понятий посвящена статья Лосев А.Ф. Проблема символа в связи с близкими к нему литературоведческими категориями//Изв. АН СССР ОЛЯ Т.29, 1970, в5.; см. также Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

12 Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1999, С. 123.

13 Там же, С. 147.

14 Аверинцев С.С. Символ художественный//Краткая литературная энциклопедия. В9т., Т.6, М., 1971, С.826.

Информация о работе Государственная символика: культурологический аспект