Главные философские направления и школы-критерии различия и классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости» (греч. φιλέω - люблю, σοφία – мудрость). По свидетельству античных авторов слово «философия» впервые встречается у Пифагора (ок. 500-580 гг. до н.э.), слово «философы» у Гераклита Эфесского, глагол «философствую» – у Геродота; в значении, наиболее близком к современному смыслу, термин философия впервые употребляет Платон.

Содержание работы

Введение 3
1. Основной вопрос философии и основные философские
направления 4
2 . Идеализм и его формы 6
2.1 Объективный идеализм 7
2.2 Субъективный идеализм 8
3. Материализм и его формы 9
4. Диалектика и метафизика 13
5. Феноменология и герменевтика 15
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

 

4. Диалектика  и метафизика

 

     Диалектику  и метафизику принято считать  важнейшими из методов, используемых  философией для познания мира. Собственно они являются совокупностью  различных приёмов, применяемых при познании, однако эти методы обуславливаются общими мировоззренческими представлениями о мироздании. Противоположность диалектического и метафизического методов можно проследить на протяжении всей истории философской мысли.

     Термины «диалектика» и «метафизика» являются многозначными и за время своего существования претерпели определённую эволюцию. Изобретение слова «диалектика» традиция приписывает Сократу (5 в. до н.э.), который произвёл его от глагола «вести беседу», «дискутировать». Начиная с Сократа, диалектикой называлось искусство ведения беседы, спора, аргументации. Подразумевалось, что через борьбу противоположных точек зрения («диа» - «два», «лектон» - «понятие») мы приходим к истине. Аристотель называл основоположником диалектики Зенона Элейского за его остроумные доказательства (апории).

      Сейчас подобное использование диалектики, применяемое для размышления, аргументации и оппонирования, принято называть субъективной диалектикой. Иногда, например, в средние века, слово «диалектика» служило синонимом философии. Как известно, И. Кант рассматривал диалектику в качестве учения о разуме – высшей познавательной способности человека. Современное значение термину «диалектика» придал в начале 19 в. Г. Гегель. Он стал понимать диалектику, с одной стороны, как учение о развитии, а с другой стороны, как философский и общенаучный метод, который необходимо применять при познании мира. Именно Гегель обозначил коренную противоположность диалектического и метафизического методов в трактовке изменчивости, развития и противоречивости мироздания. Мыслителем, предвосхитившим суть диалектики в современном значении, следует признать Гераклита с его тезисом о постоянной текучести мира и противоречии как основе развития.                                              

     Термин «метафизика» («то, что после физики») сначала был введён издателями сочинений Аристотеля для обозначения его работ по философии, поставленных в корпусе его трудов после сочинений о природе («физике»). Долгое время под метафизикой понималась философия, исследующая первые, главные принципы и основания бытия, которые постигались умозрительно. эмпирически, не опирающиеся на опыт и не подкреплённые фактами, считая понятую именно Вплоть до 18 в. слова «метафизика» и «философия» практически совпадали. В трудах философов рубежа 18-19 веков в связи с критикой прежней философской мысли слову «метафизика» было придано отрицательное значение. Теперь метафизикой стали называть те черты прежней философии, которые уже не соответствовали новому уровню развития философской мысли, и которые, следовательно, необходимо отбросить. Так, И. Кант критиковал метафизику как учение о Боге, душе и мире за то, что она не может дать достоверного знания, и требовал её замены трансцендентальным изучением способностей человека. Г. Гегель считал метафизикой свойственный прежней философии несовершенный метод изучения мира, не видящий бесконечной изменчивости мироздания. Наконец, позитивисты стали называть метафизикой любые утверждения, не обоснованные таким образом метафизику основным препятствием на пути научного познания.

     Основоположниками метафизической традиции в истории философии признаются представители Элейской школы античной философии – Парменид и Зенон Элейский. Элеаты выдвинули тезис о полной неподвижности мироздания, иллюзорности всякого изменения и необходимости умозрительного исследования основных элементов бытия. У всех последующих выдающихся философов элементы метафизического и диалектического подходов в той или иной степени сочетались (Это может быть показано на примере философских систем Платона, Аристотеля, да и самого Гегеля тоже).

      Основная противоположность диалектического и метафизического метода заключается в том, что диалектика делает акцент на непрерывном развитии бытия, коренящемся во всеобщей изменчивости мироздания и его противоречивости. Сторонники диалектического метода признают наличие в мире качественных изменений. Представители же метафизики предлагают рассматривать вещи в статическом состоянии, в большей или меньшей степени игнорируя их развитие. Если сторонники метафизики и признают движение, то понимают его или как нечто циклическое (теория круговорота) или исключительно как механическое перемещение, количественное увеличение или уменьшение без качественного преобразования.

      Приведём сравнение: метафизика представляет нам двуцветный чёрно-белый образ мироздания, в то время как диалектика даёт изображение мира во всём многообразии акцентов и нюансов. Г. Гегель считал метафизику низшей ступенью логического, опирающейся на рассудок, и соответственно метафизический метод является несовершенным, не дающим представления о мире в разнообразии его качеств и свойств. Диалектику же Гегель объявил высшей ступенью логического, основой которого является разум как высшая познавательная способность человека. Будучи, убеждённым сторонником диалектического метода, Гегель выступал за применение именно этого метода при изучении философией и науками всех объектов реальности и мироздания в целом. Диалектический метод позволяет познать мир намного глубже и разносторонне, чем это доступно средствам метафизики.

 

5. Феноменология и герменевтика

 

     Одним из основных философских направлений ХХ в. является феноменология, что буквально означает учение о феноменах. Его основателем считается немец Эдмунд Гуссерль. Гуссерль под феноменом понимает возникающие в сознании смыслы предметов.

     Гуссерль стремится внести полную ясность в вопрос о постижении сущности вещей, реализуемом посредством научных понятий. Каким образом удается человеку постигнуть суть вещей?

 

     Внешний мир дан субъекту в потоке феноменов и философ должен строить все свои выводы исходя из этого факта. Следовательно, на время анализа нужно «заключить в скобки» как внешний мир, так и различного рода некритически принимаемые в качестве истинных воззрения типа натурализма и субъективизма. Феноменолог временно воздерживается от суждений о внешнем мире, осуществляя так называемую феноменологическую редукцию, т.е. сведение поля анализа к потоку феноменов, где только и можно обнаружить подлинные смыслы. Сознание всегда направлено на предмет, оно интенционально (в пер. с лат. – стремление). Оперируя феноменами, философ имеет дело не только с внешним, но и с внутренним миром человека. Сама деятельность по конструированию синтетического многообразия автоматически приводит к научным понятиям. Категориальная интуиция не представляет собой тайну, ибо ее механизм разъясняется: желаешь обнаружить сущность вещей, конструируй многообразие переживаний о них. Наиболее полно жизненный мир дан субъекту в идеях (научных понятиях), образующих поток сознания. Феноменология предостерегает от забвения жизненного мира. Гуссерль считал, что преодоление кризиса наук возможно на основе феноменологических рецептов.

       Недостаток феноменологии – узкое понимание проблемы практики, которая сводится к сопоставлению феноменов сознания; эклектичность – недостаточно четкое разделение чувственных и рациональных форм познания.    

      Итак, феноменологию дословно можно перевести: учение о феноменах. Становление феноменологии как философского направления связано с творчеством Эдмунда Гуссерля. Основной лозунг учения: «Назад к самим вещам! [2, с.187]

       Герменевтика – способ философствования, центром которого является процесс понимания Основной принцип экзистенциализма. Согласно древнегреческим мифам, посланник богов Гермес должен был разъяснять людям смысл божественных вестей.

       В  ХХ в. культивируются две формы  философской герменевтики: герменевтика  сознания (Шлейермахер, Дильтей)  и герменевтика бытия (Гадамер). Согласно герменевтике сознания, понимание есть вживание в психологический мир другого, форма сопереживания. Согласно герменевтике бытия, понимание есть смысл человеческого опыта, реализующегося в делах и языке индивидуумов.

        Обе формы философской герменевтики считают важнейшей особенностью понимания так называемый герменевтический круг: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Понимание начала текста предполагает понимание всего текста, понимание середины или конца текста в значительной степени определяется его началом.

         Важнейшим герменевтическим приемом  считается налаживание продуктивного  диалога между собеседниками.  Герменевтик сознания стремится за счет диалога проникнуть в психику собеседника. Герменевтик бытия видит в диалоге путь постижения сути дела.

      Герменевтику  часто определяют как философию  понимания текстов. Такое определение  является односторонним. Пониманию  доступно все человеческое, т.е. вовлеченное в жизнь человека (камень, статуя и т.д.).

      Обе  ветви герменевтики приходят  к выводу о герменевтическом  содержании любой науки.

      Герменевтиков сознания интересует сопереживание, диалог личностей, своеобразие, уникальность этого диалога, единичное. Герменевтиков бытия – область деяний и языковой практики, отход от идеалов науки и переход к идеалам искусс

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате проделанной  работы были рассмотрены основные философские направления и школы. В процессе изучения, определены критерии их различия и классификации.

       Деление философии по направлениям — это во многом условно. Философские направления пересекаются, входят составными частями в другие, развиваются, меняются — словом, живут.

Исторически так сложилось, что долгое время философы решали проблему о соотношении материи и сознания: что первично — дух или материя? В зависимости от этого, как мы видели, выделились два направления — идеалистическое и материалистическое.

Параллельно с этим, активно обсуждался вопрос о принципиальной познаваемости мира: познаваем ли мир? В зависимости от ответа на этот вопрос — выделялись агностики и реалисты.

          Подводя итог изложенной темы, следует сказать, что все типы и направления философских учений строятся в зависимости от тех задач, которые решают мыслители и исследователи. Одно и то же философское учение может быть охарактеризовано различным образом. Для более полной характеристики того или иного философского учения необходимо проанализировать ее по целому ряду параметров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1.  Балашов Л. Е. Философия: Учебник. - М., 2005.
  2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник- М.:Гардарики,1999.-816 с.
  3. Голубинцев В.О.Философия для технических вузов:Учебник-Д.:Феникс,2004.-635 с.
  4. Грачев М.В. Пособие для подготовки к экзамену.: – М.: Спутник , 2011. – 362 с.    
  5. Огородников В.П.,Ильин В.В.Философия: Учеб,СПб.,ПГУПС,2010 
  6. Нижников С.А.Философия:Учебник.-М.:Проспект,2006.-400 с.        

 

 

 


Информация о работе Главные философские направления и школы-критерии различия и классификации