Главные философские направления и школы-критерии различия и классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости» (греч. φιλέω - люблю, σοφία – мудрость). По свидетельству античных авторов слово «философия» впервые встречается у Пифагора (ок. 500-580 гг. до н.э.), слово «философы» у Гераклита Эфесского, глагол «философствую» – у Геродота; в значении, наиболее близком к современному смыслу, термин философия впервые употребляет Платон.

Содержание работы

Введение 3
1. Основной вопрос философии и основные философские
направления 4
2 . Идеализм и его формы 6
2.1 Объективный идеализм 7
2.2 Субъективный идеализм 8
3. Материализм и его формы 9
4. Диалектика и метафизика 13
5. Феноменология и герменевтика 15
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Кафедра «ФИЛОСОФИЯ , ПОЛИТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему

«ГЛАВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ  НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ-КРИТЕРИИ РАЗЛИЧИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Выполнил: студентка 2 курса

                                                              Группы БУК – Семенова О.Н.

                                                                    Зачетная книжка № 11-ЭББц-204 

                                                   Проверил: Егоров А.Г.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Содержание

 

      Введение                                                                                        3                                                                      

  1. Основной вопрос философии и основные философские

 направления                                                                          4

     2 .   Идеализм и его формы                                                           6

     2.1 Объективный идеализм                                                          7

     2.2 Субъективный идеализм                                                         8

     3.   Материализм и его формы                                                       9

     4.   Диалектика и метафизика                                                       13

     5.   Феноменология и герменевтика                                             15

     Заключение                                                                                     17

     Список  литературы                                                                        18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Философия занимает одно из самых важных среди разнообразных  знаний об окружающем нас мире. Корни философии скрыты в глубине тысячелетий.

Термин «философия»  в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости» (греч. φιλέω - люблю, σοφία – мудрость). По свидетельству античных авторов слово «философия» впервые встречается у Пифагора (ок. 500-580 гг. до н.э.), слово «философы» у Гераклита Эфесского, глагол «философствую» – у Геродота; в значении, наиболее близком к современному смыслу, термин философия впервые употребляет Платон.

 Предметом философии  могло стать все: быт и бытие,  познание, этические нормы и правила и прочее.

 В философии нет  единой линии развития. Меняется мир – преобразуется и философия. Жизненные смыслы, которые ищет и обретает философия – не даны на века, они историчны, и в поисках этих смыслов – человеческая мысль создает различные философские системы, помогающие в духовном постижении действительности. По сути дела, изучение философии означает изучение различных философских учений (причем часто различающихся принципиально), осмысление их – и формирование собственной философской точки зрения.

 Так как история  философии складывается из историй  самых разных философских учений, школ, течений, направлений – уточним некоторые из этих понятий.

В основе историко-философского процесса лежит Философское учение: это система определенных, логически  связанных друг с другом воззрений  того или иного мыслителя. Например: философские учения Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, Маркса, Шопенгауэра, Ницше, Н.А. Бердяева, М. Хайдеггера, М.М. Бахтина и других.

Как правило, учение, созданное тем или иным философом, находит своих продолжателей, в результате формируются философские школы: это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Например: платонизм, неоплатонизм, марксизм.

Совокупность различных  модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых  различными школами, принято называть течениями. Например: позитивизм, персонализм, интуитивизм.

Совокупность философских  течений, объединенных на основе некоторых  общих, принципиальных положений, называют философскими направлениями. Например: идеализм, материализм, эмпиризм, рационализм, экзистенциализм.

 Таким образом,  в философии реально существуют множество учений, школ, течений, направлений, которые в чем-то схожи друг с другом, в чем-то противоречат друг другу и борются между собой. Рассмотрим некоторые из них.

 

  1. Основной вопрос философии и основные философские направления.

 

      Философия несет в себе многие моменты предшествующих форм мировоззрения  - мифологии и первобытной религии ,из которых наиболее существенным является проблема связи и соотношения тела и духа в человеке , объективного мира и сознания для природы и общества, которая стала основным вопросом философии.

      Общефилософские  мировоззренческие и методологические  постулаты определяются прежде  всего тем или иным решением  основного вопроса философии.  Эта проблема, как основная для решения всех других была названа ещё древнегреческим мыслителем Платоном (V-IVвв.до н.э.)

      Однако  в наиболее определенном виде  основной вопрос философии был  сформулирован лишь в XIX веке Фридрихом Энгельсом (1820-1895):

«Высший вопрос всей философии - вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе».

      На протяжении культурной истории человечества было создано огромное количество философских учений и систем. Каждая историческая эпоха предлагала свои уникальные ответы на вечные вопросы. Многообразие идей восхищает и пугает одновременно. Многочисленность философских интерпретаций определяется неисчерпаемостью действительности (исторической, культурной или физической), а также различиями психического склада людей.

      Философию как историю концепций можно представить основными философскими направлениями (в границах которых существуют многочисленные школы и течения).

Материалисты (Фалес, Демокрит, Гераклит, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Дидро, Л.Фейербах, Н.Чернышевский, К.Маркс,, В.Ленин и др.) - в основе бытия лежит материальное начало: природа, воздух, вода, огонь, атом, материя. Человек - продукт закономерного развития этого материального начала. Он высший цвет материи, обладающий сознанием. Не духовные, а материальные начала лежат в основании всего. Бытие определяет сознание. Образ жизни человека определяет образ его мыслей.

Идеалисты (Пифагор, Парменид, Платон, Св.Авгуетин, Ф.Аквинский, Д.Юм, Дж.Беркли, Г.Гегель, А.Шопенгауэр, Вл.Соловьев, П Флоренский и др.) - в основе бытия лежит духовное начало: Бог, идея, мировая воля, дух, представление. Человек произведен от духовного начала, предметный мир производное от объективного или субъективного духа. Сознание определяет бытие. Образ мыслей человека определяет образ его жизни.

Дуалисты (Р.Декарт, И.Кант) - в основе универсума лежат два начала: духовное и материальное, сознание и материя. Они существуют одновременно, параллельно, независимо друг от друга. Тело не зависит от духа; психика не зависит от нервных процессов мозга, мозг не является субстратом сознания.

Диалектики (Гераклит, Платон, Г.Гегель, К.Маркс) - в универсуме и человеке все развивается по законам взаимодействия противоположностей с переходом количественных изменений в качественные, со спиралевидным движением к высшему через отрицание отрицания.

Метафизики (Парменид, П.Гольбах, Л.Фейербах и др.) - в универсуме и человеке или все статично, устойчиво, постоянно (догматики), или все течет, все изменчиво, ничего постоянного, абсолютного нет (релятивисты).

Гносеологические  оптимисты («gnoseo» - знаю) - философы, признающие возможность познания объективного мира, способность человеческою сознания адекватно отражать реальный мир (Демокрит, Платон, Ф.Бгкон, Д.Дидро, Г.Гегель, К.Маркс и др.)

Агностики (Д.Юм, И.Кант) - философы, отрицающие возможность познания мира человеком, ставящие под сомнение возможность адекватного

отражения мира в человеческом сознании (или мир  не познаваем, или мир не познаваем в его причинах, или мир не познаваем в его сущности).

       Целостность философской традиции позволяет осуществить классификацию философских учений, упорядочить многообразие идей. Типология философских учений – совершенно необходимое средство ориентации в философской вселенной. 

       Существуют различные основания типологии философских учений. Эти основания выделяются в зависимости от тех задач, которые стоят перед исследователем. Так, классификацию философских учений можно составить на историческом основании. В таком случае мы имеем дело с исторической типологией, а все многообразие учений упорядочивается в следующие группы: античная философия (VI в. до н. э. – VI в. н. э.), философия Средних веков (V –XV вв.), философия эпохи Возрождения (XV – XVI вв.), философия Нового времени и эпохи Просвещения (XVII – XVIII вв.), немецкая классическая философия (XVIII – XIX вв.), марксистская философия, постклассическая философия и современная философия.

       Если рассматривается регионально– цивилизационный критерий, то все философские доктрины сводятся в две группы: западная философия и восточная философия.

       Классификация по национальному признаку определяет немецкую, французскую, английскую, американскую, русскую, китайскую и др.

        Если критерием типологии философских учений будет  последовательность в развитии идей конкретного философа, то в истории философии мы находим платонизм, аристотелизм, томизм, кантианство, гегельянство, марксизм, ницшеанство и т. п.

        Очевидно, что перечисленные выше способы типологизации философских учений характеризуются одним общим недостатком: они носят эмпирический характер. Более приемлемой и теоретически оправданной является классификация философских систем в зависимости от выбора исходных позиций в интерпретации универсальных отношений в системе «человек – мир». Реконструкция может осуществляться, исходя из «мира», понимаемого как материя или природа. Такие философские системы называются материалистическими. Если же в качестве исходного принимается второй полюс – «человек», сводимый к понятиям «сознание», «дух», то формируются идеалистические системы.

         Многообразие философских направлений - результат длительного развития философии. Процесс возникновения и развития философских идей составляет предмет истории философии.  Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).      

Важность  данного вопроса заключается  в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте  человека в нем, а это и является главной задачей философии.      

Материя и сознание (дух) — две неразрывные  и в то же время противоположные  характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.      

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?      

Суть  гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?      

В зависимости от онтологической и  гносеологической сторон в философии  выделяются основные направления —  соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.      

 

 2. Идеализм и его формы


 

Идеализм (франц. idйalisme, от греч. idйa - идея) – противоположный материализма направление философии, исходным принципом которого является утверждение, что в основе вещей и явлений объективной действительности лежит не материальное, а идеальное, духовное начало: мировой разум, идея, чувства и т.д. При решении основного вопроса философии – об отношении мышления к бытию – идеализм исходит из признания первичности сознания, духа и вторичности природы, материи. Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18в. В 1702 немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 французский материалист Д. Дидро назвал Идеализм "...самой абсурдной из всех систем". [2, с.138]

       Философский термин «Идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом "идеалист", которое происходит от слова "идеал" и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. В философском смысле "Идеализм" также и в этической области обозначает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философии материализма.

Информация о работе Главные философские направления и школы-критерии различия и классификации