Функции философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

Философия, как деятельность – это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.
Основной особенностью философии, её отличием от других видов знания, является то, что она пытается создать целостную картину мира, стремится к максимальному обобщению результатов познания. Таким образом, объектом изучения, то есть предметом философии, в самом широком, не конкретном смысле, является непосредственно сам мир, как таковой. Философия играет в формировании мировоззрения человека особую роль, поскольку ориентирована на раскрытие всеобщих принципов устройства мира и на осмысление важнейших его характеристик. Таким образом, вопрос о месте человека в это мире, об основах его бытия, о том, что есть этот мир, волновали и волнуют не только мыслителей древности, но и человека современного.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….3
1.Функции философии……………………………………………………..….4
2.Философия 20 века об особенностях информационного общества……...6
3.Понятие Материального и идеального…………………………………….8
4.Проблема критериев истины………………………………………………10
5.Сознание и самосознание……………………………………………..…..12
6.Ненасилие и самосовершенствование человека………………………….15
7.Традиции и новаторство в развитии общества……………..…………….17
8.Сущность экологического кризиса………………………………………..19
9.Понятие «Ноосфера»………………………………..………………….…..20
10. Понятие «Схоластика»…………………………………………..….……21
Заключение……………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………………………………...23

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

 

По дисциплине: Философия

 

На темы: Функции философии; Философия 20 века об особенностях информационного общества; Понятие Материального и идеального; Проблема критериев истины; Сознание  и самосознание; Ненасилие и самосовершенствование человека; Традиции и новаторство в развитии общества; Сущность экологического кризиса; Понятие «Ноосфера»; Понятие «Схоластика».

 

Вариант № 5

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса  оооооооооооо

1 семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………….….3

1.Функции философии……………………………………………………..….4

2.Философия 20 века об особенностях информационного общества……...6

3.Понятие Материального и идеального…………………………………….8

4.Проблема критериев истины………………………………………………10

5.Сознание  и самосознание……………………………………………..…..12

6.Ненасилие и самосовершенствование человека………………………….15

7.Традиции и новаторство в развитии общества……………..…………….17

8.Сущность экологического кризиса………………………………………..19

9.Понятие «Ноосфера»………………………………..………………….…..20

10. Понятие «Схоластика»…………………………………………..….……21

Заключение……………………………………………………………………22

Список использованной литературы………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Философия, как деятельность – это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

Основной особенностью философии, её отличием от других видов знания, является то, что она пытается создать целостную картину мира, стремится к максимальному обобщению результатов познания. Таким образом, объектом изучения, то есть предметом философии, в самом широком, не конкретном смысле, является непосредственно сам мир, как таковой. Философия играет в формировании мировоззрения человека  особую роль, поскольку ориентирована на раскрытие всеобщих принципов устройства мира и на осмысление важнейших его характеристик. Таким образом, вопрос о месте человека в это мире, об основах его бытия, о том,  что есть этот мир, волновали и волнуют не только мыслителей древности, но и человека современного. 

Можно с полным правом сказать, что изучение философии - это школа, которая помогает воспитывать культуру разумного мышления, умение свободно руководить движением мысли, доказывать и опровергать. Понятно, что наука мыслить не может быть взята напрокат, овладение ею требует усилий напряжения интеллектуальных способностей.

Целью написания данной работы является глубокое  изучение  материала по выбранным темам и освоение навыков  самостоятельной научной работы, на основании учебной и дополнительной литературы  углубленно  изучить проблемные вопросы, которые освещаются философией разных периодов истории человечества.

В содержание данной работы входят вопросы о функциях философии, о новом направлении в философии 20 века - информационном обществе, традиций и новаторства в развитии общества, также освещаются одни из центральных понятий в философии: понятие материального и идеального, ненасилие и самосовершенствование человека, сознания и самосознания, схоластика  как философское учение, освещаются вопросы экологического кризиса и ноосферы.

20-21 век обострил многие  противоречия в развитии общества  и поставил проблем  существования человечества на новый уровень. В современную эпоху происходит глобализация проблем человечества. В связи с чем, рассматриваемые вопросы в данной работе актуальны и на сегодняшний момент.

Философия важна и для лучшей ориентации в нашей будущей специальности, а главное - для углубленного понимания жизни во всей ее многосложности.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Функции философии

 

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую, функции философии.1

Содержание функций философии:

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца.  Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти смысл жизни.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Философия 20 века об особенностях информационного общества.

 

Последние десятилетия 20-го века были отмечены большими изменениями в сфере информационных технологий, существенным образом изменившими нашу повседневную жизнь. Достижения ученых в области электроники выразились в интенсивном развитии средств массовой коммуникации, широком распространении электронно-вычислительной техники (в частности персональных компьютеров), построении глобальных информационных сетей, в разработке технологий виртуальной реальности и других технических инновациях. Таким образом, на первый план была выдвинута та деятельность, которая связана с производством, потреблением, обработкой и хранением информации. Информационные технологии настолько глубоко проникли в жизнь людей, что уже перестали принадлежать только миру науки и техники. В связи с этим очень любят рассказывать и слушать, писать и читать про информационное общество, где самое главное – это информация.

Та роль, которую сегодня играет информация, обусловила «сжатие» пространства и «ускорение» времени. Передача информации и совершение сотен операций (в том числе, имеющих огромные финансовые последствия) стала возможной в течение считанных секунд. Мануэль Кастельс указывает в связи с этим на формирование пространства потоков («Поскольку информационные потоки начинают играть центральную роль в организации современного общества, регионы, имеющие серьезное значение, оказываются интегрированными в международные сети, связывающие воедино самые динамичные секторы» - вместо пространства географических мест приходит пространства, положение объекта в котором определяется пересечением информационных потоков в этом объекте, поэтому в новом пространстве потоков присутствуют только наиболее динамичные секторы) и вневременного времени (продление жизни, слом биологической ритмичности жизни, манипулирование временем на финансовых рынках и т.д. – все это отменяет привычный линейный ход времени). Живя в пространстве потоков и во вневременном времени, люди теряют связь с природными, естественными ориентирами (разрушается нуклеарная семья, повисают в воздухе представления о добре и зле и т.д.). С точки зрения М.Кастельса2, информационное общество – это общество сетевое, где конкурентоспособность возможна не на основе жестких иерархий, а на основе сети – координации взаимодействия высокоавтономных единиц (это касается как корпораций – о чем было сказано выше, так и других субъектов – общественных объединений, армий и проч.). Особого внимания заслуживает марксистский анализ информационного общества. Он был проведен рядом исследователей, из которых ведущей фигурой был Герберт Шиллер.3 Г.Шиллер при анализе информационного общества обращает внимание на три факта. Во-первых, на то, что в этом обществе продолжают действовать законы рынка. Более того, рыночные критерии распространяются на новые сферы и становятся всепроникающими. Информация превращается в товар и функционирует в соответствии со всеми законами рынка. Логичным следствием сохранения и даже расширения сферы действия рыночных критериев является сохранение и углубление классового неравенства. Поверх традиционного имущественного неравенства возникает неравенство информационное или, вернее сказать - цифровое неравенство. Цифровое неравенство определяет способность стран или отдельных слоев населения в соответствующих пределах получать, использовать, генерировать и распространять информацию (знания). Причем разрыв в сфере развития и использования информационных технологий между развитыми странами и остальным миром (между различными слоями населения внутри стран — богатыми и бедными) постоянно увеличивается и принимает действительно устрашающие формы: люди разного социального положения буквально живут в разных мирах.

Авторитетный мыслитель современности Юрген Хабермас рассматривает проблему информационного общества в свете концепции сферы публичной информации. Эта сфера была независимой не только от государства (хотя и финансировалась им), но и от основных экономических сил. Это была сфера, позволявшая любому желающему рационально обсудить проблему (то есть провести обсуждение или дискуссию, участники которой лично не заинтересованы в ее исходе, не притворяются и не подтасовывают ее результатов), присоединиться к этой дискуссии и познакомиться с ее материалами. Именно в этой сфере и формировалось общественное мнение. Информация служила становым хребтом публичной сферы, предполагалось, что участники публичных дискуссий ясно изложат свои позиции, а широкая публика с ними ознакомится и будет в курсе происходящего. Элементарной и в то же время самой важной формой публичной дискуссии были парламентские дебаты, которые публиковались дословно, хотя, конечно, свою роль (причем существенную) играли библиотеки и публикация государственной статистики. Естественно, такая постановка проблемы органично связано с проблемой демократии в современном мире, поскольку публичная сфера мыслится как своеобразная гарантия демократичности политики.4

 Джанни Ваттини – еще один  представитель постмодернизма –  по-другому интерпретирует реалии  информационного общества. Он говорит о возникновении в результате развития медийной сферы параллельных реальностей. Телевидение дало нам возможность, не выходя из дому, почувствовать, что ощущают люди, принадлежащие к другим культурам, и чувствуют люди, живущие в нашем обществе, и часто эти ощущения оказываются будоражащими и необычными. Так в информационном пространстве начинают жить разные культуры, СМИ «множат реальности». Чужая точка зрения учитывается в информационной политике лишь в той мере, в которой это допускают идеологические и экономические соображения.5

 

 

 

3.Понятие Материального и идеального.

 

 

  Понятия «материальное»  и «идеальное» являются в философии наиболее фундаментальными. Понятие «материальное» отражает вещественность, зримость  реальных объектов. Эта категория в истории философии прошла длительный путь своего осмысления. Противоположностью категории «материальное» выступает категория «идеальное», обозначающая невещественную и непротяженную реальность, существующую в виде идей, идеалов, прообразов, данных человеку в его сознании как «умопостигаемые сущности».

Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности – материальной и идеальной, а также их подвидов – объективной и субъективной. Решение первой (онтологической) стороны основного вопроса философии напрямую связано с тем, какой из этих типов реальности признавать в качестве первичного и доминирующего. Философский материализм исходит из признания первичности материи как первоосновы всего существующего, а идеальное начало, сознание и дух считает вторичными и производными по отношению к их материальной основе, без и вне которой они не могут существовать.

Информация о работе Функции философии