Функции философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 11:12, контрольная работа

Описание работы

1. Мировоззренческие функции философии
• Гуманистическая функция
На первом месте стоит гуманистическая функция. Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться со временем.

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 20.83 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС №1 : Функции философии

1. Мировоззренческие  функции философии 

  • Гуманистическая функция

На первом месте  стоит гуманистическая функция. Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления  нередко действуют угнетающе  на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский  философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда есть тоска  по вечности, невозможность примириться  со временем.

Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти  ее смысл и укрепить свой дух.

Потеря высших мировоззренческих ориентиров в  жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении  этого отчуждения обращались многие философы XX столетия. Одним, из них был  немецко-французский мыслитель А. Швейцер. Он видел в развитии цивилизации  не только положительные стороны, но и многие негативные моменты. На человека, писал он, стало отрицательно действовать  все убыстряющееся движение социума, резкое усиление темпов развития общественной жизни. Изменился, как он считает, весь образ жизни человека. В течение  двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как  рабочая сила, а не как люди. Ставшая  обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества, констатировал  он, ведет к умиранию в нем духовного  начала. Не познания и совершенствования  ищет он, а развлечения -- и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье стало  для человека второй натурой. Ведя разговоры  с себе подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих замечаний  и не превращать беседу в действительный обмен мыслями. Обстоятельства нашего бытия не позволяют нам относиться друг к другу, как человек к  человеку.

  • Социально-аксиологическая функция

Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых  важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая  подфункции.  Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.

Коснемся лишь одного момента -- общественного идеала. Вопрос об этом идеале оказывается  тесно связанным с вопросом о  характере взаимоотношений философии  и политического режима. На первый взгляд, кажется, будто здесь имеются  однозначные отношения: философия  есть причина, а политическая идея и  политический режим -- следствие. 

  • Культурно-воспитательная функция

Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок  обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия  частных наук с целью максимально  адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Одним из показателей  высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся  частнонаучную информацию, философские  категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность  подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формальнологических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком  пути выявляет свой творческий, антидогматический  характер.

Формирование  философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств  культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. 

    • Объяснительно-информационная функция

 В этой функции  модифицировано основное назначение  специализированного знания: адекватно  отражать свой объект, выявлять  его существенные элементы, структурные  связи, закономерности; накапливать  и углублять знания, служить источником  достоверной информации. Подобно  науке, философия есть сложная  динамическая информационная система,  созданная для сбора, анализа  и переработки информации с  целью получения новой информации. Такая информация концентрируется  в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах,  образующих целостную систему.  Внутри этой системы выделяются  разделы: философская онтология  (учение о бытии как таковом), теория познания, диалектика как  всеобщий метод, социальная философия,  общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных  наук, философия религии, история  философии, «философия философии» (теория философского знания). В  нашем учебном пособии содержится  информация по важнейшим проблемам  лишь четырех философских дисциплин.

2. Методологические  функции философии 

  • Эвристическая функция

Существо эвристической  функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том  числе в создании предпосылок  для научных открытий. Философский  метод, применяемый в единстве с  формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской  сфере.  Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера.

  Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий.

Общие философские  понятия и принципы проникают  в естествознание не только через  онтологию, но также через гносеологию  и регулятивные принципы частных  наук. К последним в сфере физического  знания относятся принципы наблюдаемости, простоты и соответствия.

  • Координирующая функция

  Существо этой функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то какая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска. В общем виде данное рассуждение верно. Но в нем не учтен сложный характер связи между методом и объектом, существующий в современной науке, процесс растущей профессионализации ученых, опосредующий связь субъекта (метод -- один из его компонентов) и объекта в науке.

Потребность в  координации частных методов  возникает на фоне значительно усложнившихся  соотношений предмета и метода в  силу, прежде всего, необходимости иметь  противовес негативным факторам, связанным  с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет  к тому, что происходит разделение между учеными по методам и  методикам работы; отдельные исследователи  оказываются неизбежно ограниченными  в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность  забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.

  • Интегрирующая функция

Термин «интеграция» (от латинского integratio -- восстановление, восполнение) означает объединение  в целое каких-либо частей. Он применяется  во многих науках и практике, и уже  утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов  полагают, что по своей всеобщности  это понятие приблизилось к классу философских категорий.

Применительно к  функциям философии термин «интегрирующий»  связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению  к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных  образовать целостность. Здесь учитывается  также определение и устранение дезинтегрирующих факторов, ведущих  к разобщенности системы, к чрезмерному  росту относительной самостоятельности  элементов (или частей) в ее составе, выявление недостающих ее звеньев (элементов или связей), активное включение которых в функционирование системы придает ей большую гармоничность  и оптимальность, т. е. повышает степень  ее упорядоченности, организованности. Мы будем применять термин «интеграция» в смысле, противоположном понятию  «дезинтеграция».

В основе решения  проблемы интеграции знания лежит прежде всего философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку  и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный  характер природы обусловливает  целостность естественнонаучного  знания.

  • Логико-гносеологическая функция

Эта функция заключается  в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а  также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

 

Вопрос №2: Проблема человека в философии экзистенциализма

Одним из наиболее глубоких и влиятельных течений  философской мысли XX века является философия экзистенциализма. Что же представляет собой экзистенциальная философия и чем объясняется ее влияние в духовной жизни прошедшего века? "Экзистенция" – означает существование. Именно в экзистенциализме наиболее наглядно демонстрируется поворот к проблематике человека в объяснении мира, наметившийся уже в конце XIX века и связанный с именами С. Кьёр-кегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, В. Дильтея и др.

Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Наибольшее влияние на идеи экзистенциализма оказали работы немецкого  философа начала XX века Э. Гуссерля. После первой мировой войны эти идеи получили широкое распространение в Германии. Непосредственными родоначальниками немецкого экзистенциализма признаны известные философы Мартин Хайдеггер (1889–1976) и Карл Ясперс (1883–1969). Французскую ветвь экзистенциализма представляют писатели и философы Жан-Поль Сартр (1905–1980), Габриэль Марсель (1889–1973), Альбер Камю (1913–1960).

В России идеи экзистенциализма наиболее наглядно прослеживаются в  наследии Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова. Поставленные и разрешаемые в  экзистенциализме вопросы, тесно связанные  с самоосмыслением, самореализацией  человека, оказались созвучными с  поисками творческой интеллигенции, что  предопределило широкое распространение  идей этой философии в ее кругах. Так, в произведениях Э. Хемингуэя, А. Сент-Экзюпери, Кобо Абэ и др. отчетливо  видны связь и влияние идей экзистенциализма.

 Одна из  центральных проблем философии  экзистенциализма – проблема  сущности и существования человека.

Ж.-П. Сартр в  работе "Экзистенциализм – это  гуманизм" поясняет специфику существования  человека следующим образом. При  изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею. Ремесленник, изготавливающий  нож, исходит из своих представлений  о том, что такое нож и какой  именно нож сейчас надо сделать: сущность здесь предшествует существованию  вещи. Принципиально иным образом  обстоит дело с человеком.

Человеческое  дитя рождается, уже существует, но ему еще предстоит обрести  человеческую сущность, стать человеком. Здесь существование предшествует сущности. Разделяя экзистенциализм на два основных направления – христианское (Г. Марсель, К. Ясперс) и атеистическое (М. Хайдеггер, А. Камю), Ж.-П. Сартр себя относит к последнему. Утверждение атеистических экзистенциалистов: "Бога нет, бог умер", – не повторяемые вслед за Ницше фразы, рассуждает Сартр, а исходный пункт для развертывания философскихтезисов и обращенных к реальному человеку нравственно-практических выводов.

Центральным положением философии Ж.-П. Сартра является тезис об абсолютной недерминированности человеческой реальности. Это "абсолютное событие", "дыра в недрах бытия", "избегание каузального порядка мира".

Осознание своей  уникальности, "инакости" – есть основополагающий конституирующий  момент человеческой реальности. Единственная допустимая "зависимость от мира" – быть отличным от мира, не быть вещью, не быть объектом. Человек – причина  самого себя, это – свобода (как  свобода от общества, от других людей  и даже самого себя). Но человек – "ничто", т. е. у него нет природы. И от человека зависит то, каким он будет, каков будет мир, в котором ему придется жить. Другими словами, по Ж.-П. Сартру, у человека нет сущности, как чего-то предопределенного, заданного извне. Отсюда знаменитое заявление: "Существование предшествует сущности".

Подлинная сущность человека обнаруживает себя в экзистенции. Экзистенция означает то, что может  быть. Подлинная сущность человека проявляется в его исторической исключительности и незаменимости. Семья, род, церковь, государство – это общественные коммуникации, где человек думает и делает, как все. "Экзистенциальные коммуникации" включают внутренние, свободно избранные связи людей, в которых люди открываются друг другу как самоценные и неповторимые существа. Это требует сосредоточения в самом себе, осознания своих действительных устремлений и желаний, а также стремления понять другого. Отмеченное относится к позитивным средствам уничтожения отчуждения и прорыва к подлинному бытию человека. Отрицательные средства включают вину, страдание, смерть.

Человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя. В этом и состоит первый принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия: нет заданной человеческой природы; никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него осуществить его превращение в человека.

И именно он несет  ответственность, если его превращение  в человека в подлинном смысле так и не состоится.

Информация о работе Функции философии