Формы познавательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:18, контрольная работа

Описание работы

Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, посюсторонность своего мышления, его способность познавать мир.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………....3
I.Познание………………………………………………………….…4
I.1. Практика. Её виды и роль в познании………………………….6
II.Формы познания мира………………………………………..…...8
II.1.Чувственное, рациональное и иррациональное……………....10
Заключение…………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 42.51 Кб (Скачать файл)

Специфическими формами или  методами познания являются наблюдение, описание и т. д. На этой ступени познавательного  процесса происходит сбор фактов, фиксирующих  внешние проявления, свойства предметов. Теоретическая форма познания - это  углубление человеческой мысли в  сущность явлений действительности. При этом научное познание пользуется такими методами, как моделирование, создание гипотез, теорий и т. д. Действительность отражается человеком с помощью  различных форм познавательной деятельности.

Таким образом человек ничего не может знать о предметах и  явлениях внешнего мира без того материала, который он получает от органов чувств в формах чувственного созерцания (ощущение, восприятие, представление). Они дают чувственно наглядное воспроизведение  предметов, их отдельных свойств. Существенные связи между предметами, закономерности их развития отражаются в формах абстрактного мышления - понятиях, суждениях, умозаключениях. В процессе познания человек использует также различные логические приемы (анализ и синтез, дедукцию, индукцию и т. д.), позволяющие ему теоретически воссоздавать изучаемый предмет.

 

 

 

II.1.Чувственное, рациональное, иррациональное в познании.

 

Важной проблемой гносеологии  является вопрос о том, как, каким  образом происходит процесс познания мира субъектом познания. Сталкиваясь  с окружающей действительностью, человек, прежде всего, воспринимает ее на уровне чувств.

Чувственное познание есть отражение  бытия в виде ощущений, восприятий свойств предметов, непосредственно  с помощью органов чувств. Исходным моментом чувственного познания является ощущение чувственное отражение, копия  или своего рода снимок отдельных  свойств предметов. Например, в апельсине  мы ощущаем оранжевый цвет, специфический  запах, вкус. Ощущения возникают под  влиянием процессов, исходящих из внешней  по отношению к человеку среды  и действующих на его органы чувств. Внешними раздражителями являются звуковые и световые волны, механическое давление, химическое воздействие и т.д.

Целостный образ, как синтез ощущений разных органов чувств, называется восприятием. Восприятие человека включает в себя осознание, осмысливание предметов, их свойств и отношений. Хотя ощущения и восприятия являются, чаще всего, источником всех знаний человека, однако, познание не ограничивается ими.

Память играет очень важную познавательную роль. Она объединяет прошедшее и  настоящее в одно органическое целое, где имеется их взаимное проникновение. В результате восприятия внешних  воздействий и сохранения их во времени  памятью возникают представления.

Представления - это образы тех  предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и, потом, восстанавливаются  по сохранившимся в мозгу связям.

Чувственное познание можно назвать  первичным уровнем процесса познания, однако, его недостаточно для постижения сущности предметов, явлений, процессов  бытия. Совершенно очевидно, что "деление" процесса познания на два уровня - чувственный  и рациональный - весьма условно. Оно  необходимо для понимания процесса познания (познания процесса познания). Основными формами, в которых  возникло, развивается и осуществляется мышление, являются понятия, суждения и умозаключения.

 

Понятие - это мысль, в которой  отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. Понятие  не есть что-либо непосредственно готовое; оно есть не что иное, как самый  акт понимания, чистая деятельность мышления. Понятия не только отражают общее, но и расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с  их различиями. Кроме того, когда  мы говорим, что имеем понятие  о чем-либо, то под этим подразумеваем, что мы понимаем сущность этого объекта.

Суждение это такая форма  мысли, в которой посредством  связи понятий утверждается (или  отрицается) что-либо о чем-либо.

Можно сказать, что суждение (или  суждения) это развернутое понятие, а само понятие это свернутое суждение (или суждения).

Именно выведение новых суждений является характерным для умозаключения  как логической операции. Суждения, из которых выводится заключение, суть посылки.

Умозаключение представляет собой  операцию мышления, в ходе которой  из сопоставления ряда посылок выводится  новое суждение. Умозаключение более  высокий уровень мышления, чем  суждение, и оно исторически возникло гораздо позже.

Согласно общепринятой трактовке, иррационализм - направление в философии, которое отрицает или ограничивает, с одной стороны, возможности  разума в познании мира, а с другой, - отвергает или снижает степень  разумности порядков мира. Ограничивая  познавательные способности разума, иррациональное познание на его место  выдвигает другие формы освоения мира (или способности к познанию): веру, интуицию, инстинкт, чувства, переживания  и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

И. Кант писал: "Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта... ". Имеется в виду, что познание начинается с чувств. С этим трудно не согласиться; в наши дни абсолютное большинство философов придерживается именно такой точки зрения. Человек  обладает органами чувств, зрением, осязанием, слухом, вкусом, обонянием. Они обеспечивают первоначальный, чувственный этап познания. Три формы рационального познания - понятие, суждение, умозаключение - составляют содержание рассудка, которым человек  руководствуется при мышлении. Философская  традиция после Канта состоит  в различении рассудка и разума. Разум - высшая ступень логического  мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум.

Чувственное и рациональное взаимосвязаны  друг с другом, с этим согласны многие философы. Без рационального чувственное  предстанет многообразием, в котором  нет единства. Рациональное без чувственного становится чем-то блеклым, лишенным жизни. Познание имеет чувственно-рациональный характер. Допустим, нас интересует психический образ "этого яблока", желтого, круглого, сладкого. Налицо три  понятия: понятие цвета, понятие  геометрической формы и понятие  вкуса. Понятие цвета охватывает различные цвета, из которых в  данном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятие вкуса представлено в данном случае чувством "сладкий". Психический образ яблока выступает  как пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей.

Истинность познания доказывается экспериментальной, практической проверкой. Но при этом необходимо помнить, что  возможности самой практики ограничены, а истина исторична, поэтому любая  истина всегда относительна, и нуждается  в постоянном дополнении.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Голубинцев, В.О. Данцев А.А., Любченко  В.С. Философия для технических  вузов. / Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.

 

2. Спиркин А.С. Философия. М., 2001

 

3. Философия. Учебник / под ред.  Кохановского, Ростов-на-Дону. 1991.

 

4. Данильян О.Г., Тараненко В.М.  Философия. - М., ЭКСМО, 2006.

 

5. Мамардашвили М.К. Стрела познания. М.: Гнозис, 1996.

 

6. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые  образы познания и реальности. - М.: «РОСПЭН», 1997.

 

7. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок  из хаоса: Новый диалог человека  с природой: Пер. с англ. - М.: “Прогресс”, 1986.

 

8. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы: Пер.  с англ. - К.: «Ника-Центр», 1997.

 

9. Рорти Р. Философия и зеркало  природы. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 1998

 

10. Чудинов Э.М. Природа научной  истины. М.: «Политиздат», 1977.

 


Информация о работе Формы познавательной деятельности