Формационный подход в объяснении общественного развития и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 00:56, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - подчеркнуть позитивные достижения формационной теории и дать ее объективную критику.
В соответствии с этой целью сформулированы и поставлены следующие задачи:
с позиции объективного анализа подчеркнуть бесспорные достоинства формационной теории;
исследовать и представить на основании полученных результатов «мнимые» преимущества марксистской концепции общественного развития, обернувшиеся существенными недостатками, в первую очередь в процессе реализации ее основных теоретических принципов на практике.

Содержание работы

Введение ……………3
1. Формационный подход. 5
2. Характеристика формационного подхода…………………………………….7
3. Типы государств согласно формационному подходу………………………..9
4. Достижения формационной концепции в свете современных представлений 15
Заключение 21
Список литературы и источников 23

Файлы: 1 файл

Философия.rtf

— 149.56 Кб (Скачать файл)

 

 

Заключение

В своих исследованиях философ обладает правом выбора приемлемой, с его точки зрения, концепции для характеристики общественной жизни. Тем самым реализуется принцип плюрализма (мнений, подходов и т.д.).

Каждая модель содержит объективные факты и их субъективную интерпретацию. Субъективная интерпретация обусловлена господствующими ценностными ориентациями. Поэтому у каждой эпохи свой Рим и свои Афины, то есть в каждую эпоху складывается свое представление об историческом процессе. Следовательно, каждая модель истинна по-своему.

Формационная теория показала исторический процесс с точки зрения эпохи становления индустриального общества.

Поскольку история, социальная философия кумулятивны, то по мере развития человечества теории социального развития будут все полнее освещать исторический процесс. Формационная и цивилизационная концепции представляют ступеньки восхождения социальной философии в приближении к истине. Если формационная теория раскрыла только часть истины, то цивилизационная концепция расширила горизонты познанного.

Формационная теория отразила некоторые закономерности становления индустриального общества в XVII - XIX веках в странах Западной Европы, а именно, определяющую роль способа производства и его влияние на другие общественные структуры, зависимость прогресса общества от уровня развития индустрии.

Однако становление индустриального общества происходило при влиянии других факторов, таких как культура, политика, религия, что не получило адекватного отражения в формационной теории.

Распространение правильно выведенных закономерностей на другие исторические эпохи и на другие страны вело к провиденциализму и превращению формационной теории в метафизическую конструкцию.

Недооценка роли особенного и единичного в истории, приоритет логического над историческим не позволили объяснить многообразие и своеобразие исторического процесса, вели к редукционизму, схематизму и тенденциозности.

Формационная теория раскрыла закономерности объективной истории, оставив вне поля зрения субъективную историю, поэтому проблемы человека и личности в истории не получили должного представления.

Итак, формационная теория работает как теория и как метод в рамках социального континуума с XVII по XIX века, в странах Западной Европы, освещая процесс генезиса капитализма. Вне пределов этого пространства-времени формационная теория не может адекватно освещать исторический процесс.

Поскольку она неполно отразила процесс становления индустриального общества, то формационная теория может стать одним из элементов цивилизационной модели индустриального общества. Отдельные идеи и методы формационной теории сохраняют свою эвристическую значимость.

В целом формационная теория остается в прошлом.

Формационная и цивилизационная теории отражают разные уровни освоения исторической реальности в соответствии с тем уровнем знаний, которые накоплены были ко времени создания этих моделей. Поэтому формационная теория отразила только часть истины, цивилизационная концепция существенно расширила границы познанного, но тем самым она увеличила круг непознанных проблем.

 

Список использованных источников

 

1 Барг М.А. О категории «цивилизации» // Новая и новейшая история. - 1990. - № 5.

2 Бранденбург В.Я. Марксистская традиция в испанской филосовской мысли. - М., 1998.

Валентей С.Д. Развитие общества в теории социальных альтернатив.  М.: Наука, 2003.

Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. 5-е изд. доп. - М.: НОРМА, 2005.

5 Гуревич А.Я.Культура и история // Новая и новейшая история. - 1991. - № 1.

Джилас М. Лицо тоталитаризма. - М.: Новости, 1992.

7 Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - T.47.

Островская Е. Западная система воспроизводства // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 6.

9 Смирнов А.В. Индустриальные отношения в развитых демократиях: базовые концепции и подходы: Автореф. канд. политол. наук. - СПб., 2005.

10 Социальные доктрины христианства: труд и экономика // Человек и труд. 2004. № 2.

11 Степин B.C. Перспективы цивилизаций: от культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль. - М., - 1992.

12 Цитаты по ст. Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов. // Полн. собр. соч. Т.1.

13 Черняк Е.Б. Цивилизации и революции. // Новая и новейшая история. - 1993. - № 4.

14.  Вехорев Ю.А. - Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999.

 


 



Информация о работе Формационный подход в объяснении общественного развития и современность