Формационный подход в объяснении общественного развития и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 00:56, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - подчеркнуть позитивные достижения формационной теории и дать ее объективную критику.
В соответствии с этой целью сформулированы и поставлены следующие задачи:
с позиции объективного анализа подчеркнуть бесспорные достоинства формационной теории;
исследовать и представить на основании полученных результатов «мнимые» преимущества марксистской концепции общественного развития, обернувшиеся существенными недостатками, в первую очередь в процессе реализации ее основных теоретических принципов на практике.

Содержание работы

Введение ……………3
1. Формационный подход. 5
2. Характеристика формационного подхода…………………………………….7
3. Типы государств согласно формационному подходу………………………..9
4. Достижения формационной концепции в свете современных представлений 15
Заключение 21
Список литературы и источников 23

Файлы: 1 файл

Философия.rtf

— 149.56 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ……………3

1. Формационный подход. 5

2. Характеристика формационного подхода…………………………………….7

3. Типы государств согласно формационному подходу………………………..9

4. Достижения формационной концепции в свете современных представлений 15

Заключение 21

Список литературы и источников 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«История отнюдь не изобилует сбывшимися пророчествами мудрецов, а тем более что касается общественных моделей, господствующих взглядов, людского жизнеустройства. В этом смысле немного преимуществ... и у Маркса.... » - писал М. Джилас, известный югославский политолог.

Действительно, анализируя формационную теорию Маркса, мы находим одну общую ошибку - абсолютизация роли экономики, материального фактора в жизни общества; раздувание негативных тенденций в развитии капитализма и предсказание его гибели. Однако не следует считать ошибочной всю формационную концепцию. В ней много достоинств и создание подобной модели общества является необходимым этапом в развитии философской мысли.

Цель данной работы - подчеркнуть позитивные достижения формационной теории и дать ее объективную критику.

В соответствии с этой целью сформулированы и поставлены следующие задачи:

с позиции объективного анализа подчеркнуть бесспорные достоинства формационной теории;

исследовать и представить на основании полученных результатов «мнимые» преимущества марксистской концепции общественного развития, обернувшиеся существенными недостатками, в первую очередь в процессе реализации ее основных теоретических принципов на практике.

Источниковедческая база исследования включает работы К.Маркса и Ф.Энгельса «Капитал», «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Святое семейство», «К гегелевской философии права», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Крестьянская война в Германии», «Экономическо-философские рукописи 1843 - 1844гг.», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», письма Маркса и Энгельса 1875 - 1895гг.

Значительный интерес представляют работы, содержащие объективную критику формационной теории. К ним можно отнести труды М. Джиласа, статьи B.C. Степина, А.Я. Гуревича, М.А. Барга, И.Д. Ковальченко, Б.Г. Могильницкого, Е. Топольски, Г.Г. Дилигенского, Т.И. Ойзермана, Т. Рокмора, Ю. Хабермаса, К. Андерсона, Г. Лукача, В.Д. Зотова, А.П. Бутенко , диссертационные исследования В.Я. Бранденбурга.

Общетеоретической основой исследования явились методы анализа, синтеза, также были использованы такие приемы, как сравнение, описание, обобщение, систематизация и аксиологический метод.

Полученные выводы как раз и послужат основой для сравнения данной теории с цивилизационной концепцией общественного развития.

 

 

1.Формационный подход

 

формация - (от латинского - образование, вид). Согласно этому подходу всемирный исторический процесс представляется как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой, прежде всего, по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от 1-го бесклассового общества - первобытнообщинного строя, через классовые - рабовладение, феодализм, капитализм - к новому бесклассовому - коммунизму. Утверждается, что смена общественно-экономических формаций осуществляется в основном путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития. 

Формационный подход к социально-политическому развитию исходит из предпосылки, что все государства, одни быстрее, а другие медленнее, развиваются по определённому сценарию, и все они рано или поздно должны прийти к одной форме общественно-политического устройства. Одной из самых известных универсалистских теорий является формационная теория, предложенная Карлом Марксом, в которой основным критерием классификации являются экономические отношения, а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства.

Исторический тип государства -- это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Формационный подход выделяет следующие типы обществ:

  • Первобытно-общинное общество-- отсутствуют классы в связи с отсутствием частной собственности на средства производства;
  • Рабовладельческое государство -- появляются эксплуататоры, рабовладельцы, и эксплуатируемые, рабы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры;
  • Феодальное государство -- в роли эксплуататора выступает феодал, обладающий собственностью на землю, а эксплуатируемым слоем являются зависимые крестьяне;
  • Буржуазное государство -- эксплуататорским классом является буржуазия, а эксплуатируемым -- пролетариат;
  • Последней пятой стадией развития Маркс считал коммунистическое общество -- строй, при котором будет создано т. н.общество социальной справедливости, в котором неравенство будет уничтожено путём обобществления собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Характеристика формационного подхода

Формационный подход основан на учении о смене общественно-экономических формаций (их базис - тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государства.

Формация - это исторический тип общества, имеющий определенный способ производства, господствующую форму собственности, классовую структуру.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Каждая новая общественная формация на первом этапе становления обеспечивает прогресс в развитии производительных сил в силу того, что производственные отношения по своему характеру опережают их уровень. Второй этап характеризуется соответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества, что выражается обычно в его расцвете. Однако действующий закон постоянного развития производительных сил общества приводит к тому, что на третьем этапе уровень их развития перестает соответствовать «старым» производственным отношениям, это вызывает формирование «новых» производственных отношений, постепенно складывающихся внутри этого общества, все более и более становящихся доминирующими в процессе производства. Количественное их накопление приводит к качественным изменениям, видоизменяются формы собственности, что связано с появлением новых классов и социальных групп с противоположными интересами, а это, в свою очередь, требует их последующего государственного и правового оформления. Графский В.Г. - Всеобщая история права и государства, учебник, М.: НОРМА - ИНФРА-М; 2000

В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражает исторически изменяющуюся природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства разных эпох истории. Тип государства - это система его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой. С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип государства - это тесно взаимосвязанные черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом. Наиболее распространенным и ставшим своего рода классическим вариантом типологии государств и правовых систем в общественно-экономической формации является так называемая пятичленная схема деления всемирно-исторического процесса, процесса развития общества и государства. Согласно этой схеме выделяются пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая) и, соответственно, -- четыре типа государств и правовых систем.

 

 

 

 

 

 

3. Типы государств согласно формационному подходу

Рабовладельческое государство.

Рабовладельческий тип государства - исторически первая государственно-классовая организация общества, возникшая в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявшая собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. См.: А.Б. Венгеров. «Теория государства и права». Учебник (4-е издание, стереотипное). Москва, «Омега-Л», 2007 г. С. 105

Государства рабовладельческого типа возникли в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. (Греция VIII -- VI вв.' до н. э. и Древний Рим VI в. до н. э.). Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников -- рабов. Основные классы рабовладельческого общества -- рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки -- ремесленники, мелкие земледельцы, которые считались свободными, но, будучи неимущими, так же эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия, в виде открытых выступлений -- восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака в I в, до н. э. и др.). Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый -- демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид -- аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии. Пройдя период своего становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство.

Феодальное государство.

Феодальное государство - особая политическая организация класса феодалов, при которой экономический базис государства, производственных отношений, составляет собственность феодалов на землю как на главное средство производства, сочетавшаяся с собственностью лично зависимых от них крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия труда и их трудом на собственников земли - феодалов. См. Теория государства и права/Под ред. А.Б. Венгерова. Ч.1. Теория государства. Москва, «Омега-Л», 1995 г. С. 107.

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, неизвестных предшествующей эпохе - в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, Японии и др. Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др. Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны. Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий.

Государство выполняло функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений. В государственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды. Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазных революций. В результате последних возник новый тип государства - буржуазный.

Буржуазное (капиталистическое) государство

Буржуазное государство - третий исторический тип государства, закрепляющий и защищающий буржуазный экономический строй, при котором основу буржуазной эксплуатации составляет частная собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы такое государство выступает как орудие господства капитала над трудом. Суть данного типа государства состоит в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, комитет, управляющий её общими делами, машину в руках капиталистов, держащую в подчинении рабочий класс и другие трудящиеся классы и слои. Там же.

Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом "Свобода, равенство, братство".

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество состоит из двух основных классов -- буржуазии (капиталистов) и рабочих (пролетариев), отношения между которыми носят антагонистический (непримиримый) характер.

Масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после Второй мировой войны. Существенно меняется экономическая основа государства, "чистая" частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. На смену буржуазии приходит новому обществу - Коммунизму, переходным этапом, к которому является т.н. социалистическое государство.

Социалистическое государство (Диктатура пролетариата)

Информация о работе Формационный подход в объяснении общественного развития и современность