Философские взгляды Т. Гоббса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 19:00, реферат

Описание работы

Веком
гениев называют 17-е столетие историки
философии и естественных наук. При этом они имеют в виду множество блестящих
мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент
современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко
продвинувших естественные науки,
особенно философию.

Файлы: 1 файл

Гобс.docx

— 50.93 Кб (Скачать файл)

  властью, есть глава и государства,  и церкви, ибо церковь и христианское

  государство - одно и тоже ". Гоббс считал, что религия- плод страха,

  невежества и воображения. Но  как только суеверные представления  узакониваются

  государственной властью, они  становятся религией.

  Религия может быть как истинной, так и неистинной. Неистинной  религией

  является, по Гоббсу, религия язычников.  Цели создателей языческой религии  были

  политические: во-первых, "внушить  народу, будто они сами выше  простых

  смертных, с тем, чтобы их законы  могли быть легче всего приняты";

  во-вторых, внушить веру, "будто  те самые вещи, которые запрещены  законами,

  неугодны также и богам"; в-третьих, вину за свои несчастья он должен

  возлагать на собственное нарушение  или ошибочное исполнение религиозного  культа

  или на собственное неповиновение  законам и был бы поэтому  "менее всего

  склонен бунтовать против своих правителей".

  Истинная религия- это христианство, а также религия, возвещенная богом в

  Ветхом завете через своих пророков. Истинная религия имеет строго определенные

  социальные функции, ибо она  устанавливает законы, не только  определяющие

  обязанности людей по отношению  к богу, но и по отношению  друг к другу.

  По мнению Гоббса, корни религии  лежат в страхе человека за  свое будущее,

  страх будущего побуждает людей  искать причины вещей и явлений  ибо “знание их

  позволяет людям устроить настоящее  лучше и так, чтобы оно больше  служило им на

  пользу”.

  В большинстве случаев незнание  природы вещей и явлений заставляет  людей

  полагать, что эти явления вызваны  какой-то неведомой, таинственной  силой. Так

  как явления причиняют людям  удовольствие или страдание, то  ясно, что они хотят

  знать, что за сила, которая  всесторонне влияет на их жизнь,  и они, поэтому

  выдумывают всевозможные таинственные  силы, от которых они зависят.  А “этот

  страх перед невидимыми и необъяснимыми  вещами является естественным  семенем

  того, что мы называем религией”.  “Боги, - говорит Гоббс, - суть не что иное,

  как творение нашего воображения,  и нет вещи имеющей название, которая не была

  бы рассматриваема людьми как бог или черт”.

  За такие вот

  взгляды многие противники Гоббса  обвиняли его в атеизме.

II.VII            Учение о человеке

  Большой вклад Т. Гоббс внес  в развитие психологии. Именно  Гоббсу

  принадлежит заслуга выдвижения  идей, положивших начало ассоциативной

  психологии. Речь идет о материалистическом  направлении ассоциационизма, так как

  порядок и связь представлений  отражают, по Гоббсу, последовательность  ощущений

  и обусловлены, в конечном счете, воздействием внешних объектов на органы чувств.

  Исходным моментом познавательной  деятельности человека и психики  вообще

  является по Гоббсу, ощущение. "Все  остальное есть производная от

  него". Причиной же ощущения  Гоббс считает внешнее тело, или объект,

  который производит давление на соответствующий орган. Это давление передается

  внутрь с помощью нервов, волокон  и перепонок и доходит до  мозга и сердца. Здесь

  оно вызывает сопротивление, или  обратное давление, которое, будучи  направлено

  вовне, кажется чем-то находящимся  снаружи. "И это кажущееся, или  этот призрак,

  люди называют ощущением".

  Согласно Гоббсу, ощущения- "образы, или идеи, вещей, существующих

  вне нас…"- соответствуют своим  объектам лишь в том случае, когда мы

  воспринимаем величину, или протяженность  предметов, их движение или  покой.

  Когда же речь идет об ощущениях  цвета, звука, запаха и т.п., то им не

  соответствуют какие-то реальные  свойства предметов, и ощущения  являются в этом

  случае воображаемыми образами или призраками. Называя ощущения призраками,

  Гоббс хотел подчеркнуть их  принадлежность субъекту, обратить  внимание на то,

  что они являются лишь проявлением  "того движения, возбуждения или

  изменения, которые объект производит  в мозгу, в животных духах  или во

  внутреннем веществе головы". Характеризуя ощущения как воображаемые образы,

  или призраки, Гоббс давал повод  к отрицанию их объективного  содержания.

  Так как, ощущение есть " внутреннее  движение", возникающее в

  результате воздействия на органы чувств находящихся вне нас объектов, то после

  того как объект удален, движение  не может сразу прекратиться. Следовательно, и

  возникающий из ощущения образ  также не может исчезнуть без  следа. Он

  сохраняется в течение некоторого  времени, хотя и более смутно, чем при

  непосредственном восприятии. Таков, по Гоббсу, механизм возникновения

  представления, или воображения.  Оно есть не что иное, как  "ослабленное

  ощущение", и присуще не только  людям, но и многим другим  живым существам.

  Представление и память обозначают  одно и то же. Различие между  ними

  заключается лишь в том, что  представлением мы называем саму  вещь или, вернее,

  ее образ, тогда как слово  "память" выражает факт ослабления

  соответствующего ощущения, обозначает, что оно поблекло, отошло в  прошлое.

  Представления спящих людей - это сновидения. Материалом сновидений  служат

  прежние ощущения. Поскольку сновидения  порождаются раздражением некоторых

  внутренних частей тела, то разные  раздражения с необходимостью  вызывают

  различные представления у спящих. "Короче говоря, наши сновидения - это

  обратный порядок наших представлений  наяву. Движение в бодрствующем  состоянии

  начинается на одном конце,  а во сне - на другом". Исследуя  представления  как один из  феноменов нашего сознания, Гоббс  обращает внимание на

  возможность их соединения, или  связи. Эта связь представлений,  или мыслей,

  может быть, по Гоббсу, как неупорядоченной,  так и упорядоченной. Так Гоббс

  подошел к выявлению способности  нашего сознания связывать особым  образом

  представления и мысли друг  с другом. Эти связи получили  впоследствии название

  ассоциаций и стали предметом  специального исследования психологов. Возникла

  даже психологическая теория - ассоциационизм, которая рассматривала психические

  процессы, включая самые сложные,  как результат сочетания и  связи простейших

  элементов сознания.

  В своем учении Гоббс рассмотрел  и другие проявления человеческой  природы.

  Это, во-первых, влечения и отвращения, аффекты, способности и нравы,

  составляющие эмоционально- нравственную сторону познания. Это, во-вторых,

  способность человека к волевым  действиям и поступкам.

  Эмоциональную сферу человеческого  сознания Гоббс исследовал с  точки

  зрения механического материализма  и сенсуализма. Он исходил из  того, что

"причиной, как ощущения, так и влечения  и отвращения, удовольствия и

  неудовольствия являются сами  предметы, действующие на органы  чувств".

"Кто  будет действовать тот, кто

  испытывает влечение, зависит, пожалуй,  от него, но само влечение не  есть нечто свободно избираемое  им". Влечение и

  отвращение имеют ту же природу,  что и ощущения. Чувства или  эмоции, по Гоббсу,

  представляют собой не что  иное, как "движение сердца", т.е. особое

" внутреннее движение", направленное  от органов чувств к сердцу и

  распространяющееся далее от сердца по всему организму. Когда движения сердца

  способствуют тому, что является  жизненным, или органическим, движением,  у

  человека возникает удовлетворение, или удовольствие. В противном  же случае

  возникает неудовольствие, или отвращение. С другой стороны, влечение  есть

  движение в сторону того, что  его вызвало, а отвращение- это движение, или

  усилие, направленное в противоположную  сторону.  Когда люди желают  чего-либо, они называют это любовью,  а когда

  питают к чему- либо отвращение, именуют это ненавистью. Разница  лишь в том, что

  желание указывает на отсутствие  объекта, а слово "любовь" - на

  присутствие его. Точно так  же слово "отвращение" указывает  на отсутствие,

  а "ненависть" - на наличие  объекта. "Таким образом, слова:  удовольствие, любовь и влечение…  суть разные имена,

  обозначающие одну и ту же вещь, рассматриваемую с различных сторон".

  Гоббс выступал против религиозно- идеалистического толкования морали. В

  отличие от философов- богословов, которые считали абсолютные, неизменные

  принципы, изначально заложенными в человеческое сознание и имеющие божественное

  происхождение, он пытается вывести  понятия морали из "природы

  человека" как такового, из тех  "естественных законов", которым

  следуют люди в повседневной  жизни и в процессе общения  друг с другом.

  Вот как Гоббс трактует понятия добра и зла: "Все вещи, являющиеся

  предметом влечения, обозначаются  нами ввиду этого обстоятельства  общим именем

  добро, или благо; все же  вещи, которых мы избегаем, обозначаются  как зло".

  Гоббс указывает, что представления  о добре и зле у людей  различны в силу

  различий их характера, привычек  и образа жизни. Философ обращает  внимание и на

  то, что моральные воззрения могут  изменяться даже у одного и  того же человека:

"…в  одно время он хвалит, т.е. называет  добром то, что в другое время  он

  хулит и называет злом". Подобные  различия в понимании добра  и зла

  порождают, по Гоббсу, споры и  распри между людьми, служат источником  гражданских

  войн.

  Так Гоббс подходил к идее  о необходимости установления  обязательных для

  всех людей морально-правовых  норм, которые могли бы стать  основанием и

  критерием нравственности. Представляет  интерес положение философа о  том, что не

  существует абсолютного добра,  лишенного всякого отношения  к чему-либо или к

  кому-либо. Это положение опять-таки  было направлено против религиозной  морали,

  объявившей всеблагость бога синонимом абсолютного добра, его, так сказать,

  недосягаемым эталоном.

  Мудрость есть нечто полезное, поскольку способствует обеспечению

  безопасности жизни и сама  по себе достойна быть целью влечения. Невежество есть

  зло, ибо оно не приносит  нам никакой пользы. Наука является, по Гоббсу, как бы

  пищей духа и имеет для него  тоже значение, что предметы питания  для тела.

"Разница  заключается, однако, в том, что  тело может насытиться пищей,

  между тем как дух никогда  не может удовлетвориться знанием". Науки и

  искусства, считает Гоббс, приносят  величайшую пользу обществу, так  как  "с их помощью можно  воздействовать на

  материальный мир".

  Учение Гоббса о человеке включало  важное положение: "люди равны  от

  природы". Английский философ  утверждал, что природа сделала  людей равными

  в отношении их физических  и умственных способностей.

  В решении

  вопроса о соотношении своды  и необходимости Гоббс выступает  как противник

  учения о свободе воли. Гоббс  определяет волю как желание,  проистекающее из

  предшествующего акта обдумывания. "Воля есть … последнее желание  в процессе обдумывания". Воля  не является

  произвольной, утверждает Гоббс, т.е. он отрицает какую бы то ни было свободу

  воли. "Наши желания вытекают  из наших мнений точно так  же, как наши

  действия - из наших желаний".

  Отрицание свободы воли не  означает, по Гоббсу, отрицание свободы  вообще.

  Но свободный человек - это  не тот, кто заявляет: "я могу  делать то, что

  хочу", а тот, кому ничто не  препятствует делать желаемое. Не  отрицая

  способность человека к волевому  акту, он последовательно и настойчиво  проводил

  мысль о том, что "сама  воля

  обусловлена другими, не зависящими от нее вещами" и что поэтому

"все  добровольные действия

  обусловлены необходимыми причинами и

  являются вынужденными". Гоббс,  таким образом, приближался к  выявлению

  единства свободы и необходимости.

  Говоря об обусловленности воли  нашим желаниям, а последних - мотивам,

  философ имел в виду чисто  механическое воздействие внешних  объектов на органы

  чувств.

  С другой стороны Гоббс отождествлял  необходимость и причинность,  сводил

  первую ко второй. Результатом  этого было отрицание случайности  в действиях и

  поступках людей, а также в природных процессах. "…Всякое событие, каким бы

  случайным оно ни казалось, и  всякий

  поступок, каким бы добровольным  он ни был, - писал Гоббс, - происходят  с необходимостью…", т.е. он  не

Информация о работе Философские взгляды Т. Гоббса