Философские взгляды Т. Гоббса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 19:00, реферат

Описание работы

Веком
гениев называют 17-е столетие историки
философии и естественных наук. При этом они имеют в виду множество блестящих
мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент
современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко
продвинувших естественные науки,
особенно философию.

Файлы: 1 файл

Гобс.docx

— 50.93 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  ИНСТИТУТ

  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

  РЕФЕРАТ

  на тему:"Философские взгляды Т. Гоббса"

                                                    Руководитель  : д.ф.н.

  Лобастов Г.В.

  Москва

2000 г.

I.

  Введение

I.I  Жизнь Т. Гоббса

  Веком

  гениев  называют 17-е столетие  историки

  философии и естественных наук. При этом они имеют в виду  множество  блестящих

  мыслителей, трудившихся тогда на  поприще науки, заложивших фундамент

  современного естествознания и  по сравнению с предшествующими  столетиями далеко

  продвинувших  естественные науки,

  особенно философию. В созвездии  их имен первостепенное место  принадлежит имени

  английского философа, создателя  системы механического материализма  Томасу

  Гоббсу (1588‑1679), который

  являлся поборником естественнонаучной  методологии и считал поведение  и психику

  человека безостаточно подчиненными законам механики.

             Томас Гоббс родился 5 апреля 1566 г.

  в г. Мальмесбюри, в семье

  священника. Уже в детском возрасте  он обнаруживал выдающиеся способности  и

  одаренность. В школе хорошо  овладел древними языками - латинским  и греческим. В

  пятнадцать лет Гоббс поступил  в Оксфордский университет, где  преподавалась

  схоластическая философия. Получив  степень бакалавра, он приступает  к чтению

  лекций по логике. Вскоре ему  представляется возможность совершить

  продолжительное путешествие по  Европе. Его пребывание в Париже  совпадает как

  раз с одним крупным событием, которое потрясло тогда Францию  и которое

  произвело, несомненно, сильное впечатление  на Гоббса: убийство Генриха IV, совершенное Равальяком. Это событие направило внимание Гоббса в сторону политических вопросов; оно

  заставляет его в особенности  задуматься над ролью церкви  в ее отношениях к

  государству. Он провел целых  три года во Франции и Италии, где имел возможность

  ознакомиться с новыми направлениями  и течениями философской мысли.  Убедившись в

  полной бесполезности для жизни  схоластической метафизики, Гоббс  оставляет свои

  занятия по логике и физике  и обращается к изучению классической  древности. Он

  предается изучению греческих  и латинских авторов- философов, поэтов, историков.

  Результатом этих занятий явился  блестящий перевод(1628 г.) на английский  язык

  великого античного историка  Фукидида. Это была первая литературная  работа

  будущего философа, которому, однако, пошел уже сорок первый год.  К тому же

  времени относится и его личное  знакомство с Ф. Бэконом, с  которым он

  поддерживал дружеские связи,  но философское мировоззрение,  которого его не удовлетворяло.  Ко времени их знакомства Бэкон опубликовал свой главный методологический труд

"Новый  Органон"(1620).

             В 1629 г. Гоббс совершил вторую  поездку на континент, которая  оказалась для него по своим  результатам более плодотворной. Он случайно ознакомился с  "Элементами" Евклида, и это

  обстоятельство дало ему толчок  в смысле понимания полезности  и целесообразности

  математического метода. У Гоббса  появилась мысль о возможности  и необходимости

  применения математического метода  в области философии. Заветной мечтой

  Гоббса было изучение, прежде  всего, общественных проблем,  природы права и

  государства, но именно для  изучения этих объектов и требовалось  найти новый

  метод. Познакомившись с Евклидом, он решил, что общественные  отношения людей

  должны быть изучаемы геометрическим методом.

             Решающее значение в смысле  полного

  оформления взглядов Гоббса имела  третья поездка на континент.  Во Флоренции он

  познакомился с величайшим ученым  и физиком того времени - Галилеем. В эту

  поездку Гоббс сделал новое завоевание - предметом его интереса становится проблема движения. Так складывались

  отдельные элементы его философской  системы: в основу ее было  положено движение тела, которое  подлежало

  изучению при помощи геометрического

  метода.

             В 1637 г. он вернулся на родину. В

1640 г. он выпускает в свет свое  первое политическое сочинение  "Основы

  философии". Эта работа ставит  себе целью защиту неограниченности  прав

  верховной власти, т.е. короля. После  обнародования книги Гоббс понял,  что

  оставаться в Англии дольше  для него небезопасно, и он  решил заблаговременно

  уехать во Францию.

             Последнее длительное пребывание

  Гоббса во Франции сыграло  огромную роль в его философской  деятельности. Здесь

  он познакомился с научными  и философскими идеями Р. Декарта,  получавшими все

  большее распространение. Гоббс  написал на переданную ему  рукопись важнейшего

  философского произведения Декарта  - "Метафизические размышления",

  свое произведение "Возражения" с сенсуалистическо-материалистических

  позиций. Полемика с Декартом  способствовала выработке Гоббсом  оригинальной и

  стройной системы философских  воззрений. Но главный его интерес  был по-прежнему

  сосредоточен на социальных вопросах, которые оставались наиболее актуальными

  для Англии, где началась революция  и гражданская война. Это объясняет,  почему

  обнародование своей системы  Гоббс начал с третьей ее  части, которую он назвал

"О  гражданине"(1642 г.). Работе "О гражданине" должны были

  предшествовать две другие части: "О теле" и "О человеке".

  Но политические события в  Англии заставили его поспешить  с изданием именно

  третьей части системы. Великая  гражданская война на его родине, тянувшаяся с

1642 г. и завершившаяся полной победой республиканской партии, во главе с

  Оливером Кромвелем, и казнью  короля Карла I в 1649 г., заставляла  Гоббса уделять почти все внимание

  политическим проблемам. В 1651 г. в Лондоне было опубликовано  самое знаменитое

  произведение Гоббса "Левиафан, или  Материя, форма и власть государства

  церковного и гражданского". "Левиафан" был задуман Гоббсом как

  апология абсолютной власти государства.  Этой цели служит уже само название

  книги. Государство уподобляется  библейскому чудовищу, о котором  в книге Иова

  говорится, что на свете нет  ничего сильнее его. Гоббс,  по его собственным

  словам, стремился "поднять авторитет  гражданской власти", с новой

  силой подчеркнуть приоритет  государства перед церковью и  необходимость

  превращения религии в прерогативу  государственной власти.

             Вскоре после выхода этого

  произведения Гоббс переехал  в Лондон, где Кромвель торжествовал  победу, как над

  роялистами, так и над революционной  стихией народных масс. Он одобрительно

  отнесся к возвращению Гоббса. Здесь

  на родине, философ завершил изложение  своей системы, опубликовав в  1655 г.

  сочинение "О теле", а в  1658г. сочинение "О человеке". Три

  главных произведения : "О теле", "О человеке" и "О

  гражданине", отличающиеся единством  замысла и исполнения, носят общий

  заголовок - "основ философии". Выношенная в течение многих лет,

  философская система была закончена  во всех частях. Гоббс был уже  глубокий

  старик.

             Республика пала, наступила эпоха

  реставрации. 25 мая 1660 г. Карл II совершил  свой торжественный въезд в  Лондон. В годы реставрации

  монархии Гоббс переживал весьма  трудные времена. Философа подвергали  травле,

  обвиняя его, прежде всего в  атеизме - весьма распространенное  и опасное в те

  времена обвинение. "О гражданине" и 

"Левиафан" были включены католическим духовенством  в список запрещенных книг.

  Автор  "Левиафана" был объявлен

  безбожником. Началась травля  философа. Роялисты ставили Гоббсу  в вину то, что

  он отрицает божественный характер  власти монархов и королевские  прерогативы.

  Они не могли простить ему  призывы к повиновению республике.

             "Левиафан" был в Англии

  запрещен. В 1668 г. году Гоббсом  было написано сочинение под  названием

"Бегемот", или "Долгий парламент".  "Бегемот" представляет собою

  историю революционного времени.  Только через десять лет удалось  напечатать это

  произведение в сокращенном виде.

             Через три года после смерти  философа

  Оксфордским университетом был  издан декрет против вредных  книг и завиральных

  идей, разрушительно действующих  на государство и человеческое  общество. В этом

  декрете почетное место отведено  "О

  гражданине" и

"Левиафану", которые через несколько дней  после опубликования

  декрета были торжественно сожжены  на площади при большом стечении  публики. Так

  реставрация почтила память великого  мыслителя. 

             Гоббс умер 4 декабря 1679 г. на 91-м

  году жизни, сохранив духовную  и физическую бодрость до конца  своего долгого

  жизненного пути. Он начал свою  литературную и философскую карьеру  уже вполне

  зрелым человеком, но зато он  вел эту работу в продолжение  пятидесяти лет

  непрерывно.

II Философская система Гоббса

II.I            Предмет и метод философии

  Тома Гоббс внес

  огромный вклад в науку и  философию. В своем произведении "О теле"

  английскому мыслителю удалось  с наибольшей полнотой раскрыть  свое понимание

  предмета философии. Отвечая на  вопрос "что собой представляет  философия",

  Гоббс, как и другие передовые  мыслители его эпохи, выступал  против схоластики,

  которая существовала в качестве официальной философии христианской церкви в

  большинстве западноевропейских стран.

             Восприняв аристотелевское положение,

  который считал, что форма сообщает материи качественную определенность,

  образует из нее ту или иную  реальную вещь, схоластика оторвала  форму от

  материальных вещей, превратила  ее в идеальную сущность, отождествила  с

  божественным разумом.

             Не смотря на то, что Гоббса  считают

  последователем теории Ф. Бэкона, которого К. Маркс и Ф. Энгельс  назвали

"настоящим  родоначальником английского материализма  и всей современной

  экспериментирующей науки", сам  Гоббс считает основателями новой философии

  Коперника творца новой астрономии, Галилея положившего фундамент  механики,

  Кеплера развившего и обосновавшего  теорию Коперника, и Гарвея, - открывшего

  теорию кровообращения и заложившего  основы науки об организмах. Если  к

  основателям новой науки Гоббс  не причисляет Бэкона, то это  потому, что его

  метод настолько отличается от  метода Бэкона, что он не был  даже в состоянии

  оценить заслуги последнего. Его  новый метод, "новая логика", как

  Бэкон ее сам называет, Гоббсом  не признается. "Бэкон является  конкретным

  материалистом, а Гоббс - абстрактным,  т.е. механическим, или математическим,

  материалистом", - так писал Л.  Фейербах.

  В то время как

  Бэкон, отбрасывая схоластику, отбрасывает  одновременно и рационалистический

  метод, оперирующий абстракциями  и отвлеченными понятиями, и  выставляет новый,

  эмпирический метод как единственно  правильный, т.е. посредством опыта  и путем

  индукции: Гоббс признает правильным  только то знание, которое получается  в

  результате разума.

             Методологическое значение Гоббсова

  определения философии состоит  именно в том, что познание  причинно-следственных

  связей провозглашалось в нем  главной задачей и целью философской  науки. "Философия есть познание, достигаемое

  посредством правильного рассуждения  и объясняющее действия, или явления, из

  известных нам причин или производящих  оснований, и наоборот, возможные

  производящие основания - из известных  нам действий". В отличие от  Бэкона,

  у которого предмет философии составляют - бог, природа и человек, у Гоббса

  философия есть учение о теле. Все, что не есть тело или  свойство тел, полностью

  исключается им из предмета  философии. Отсюда и категорический  вывод:

"Философия  исключает теологию". Философия  не приемлет, согласно

  Гоббсу то, по отношению к чему  неприменимо научное рассуждение  и то, что

  опирается не на естественный  человеческий разум, а на авторитет  церкви. Гоббс,

  по существу, отказался от теории  двойственной истины и исходил  из признания

  существования двух равноправных  истин: религиозно- теологической и научно-

Информация о работе Философские взгляды Т. Гоббса