Философские школы и концепции, посвященные анализу отношений «человек-техника-биосфера»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:09, творческая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена необходимостью ее раскрытия для системного понимания. В своей работе я хочу провести философский анализ комплекса проблем, связанных с теоретическим осмыслением техники. Целью работы является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления техники, основных противоречий во взаимосвязи человека с природой и роли техники в их разрешении.

Содержание работы

1. Введение
2. Философские школы и концепции, посвященные анализу отношений «человек-техника-биосфера»
3. Заключение
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 25.08 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Южный  Федеральный Университет»

Факультета  философии и культурологии

 

 

 

 

 

Творческое  задание

Философские школы и концепции, посвященные  анализу отношений «человек-техника-биосфера»

 

 

 

 

 

 

Преподаватель : Лешкевич Т.Г.

Выполнила : Морозова Д.М.

 

 

 

 

г.Ростов-на-Дону

2012

 

 

Содержание:

  1. Введение
  2. Философские школы и концепции, посвященные анализу отношений «человек-техника-биосфера»
  3. Заключение
  4. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы обусловлена необходимостью ее раскрытия для системного понимания. В своей работе я хочу провести философский анализ комплекса проблем, связанных с теоретическим осмыслением техники. Целью работы является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления техники, основных противоречий во взаимосвязи человека с природой и роли техники в их разрешении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философские школы и концепции, посвященные  анализу отношений «человек-техника-биосфера»

Техника как  область человеческой деятельности с давних пор привлекает к себе внимание философов Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения, нового времени и др.

В современной  философской литературе в наиболее общем виде можно выделить ряд  школ и научных подходов, связанных  с анализом различных аспектов отношений  «наука-техника-социум».

В рамках немецкой школы появились первые работы, связанные  с анализом феномена техники. В работе Э. Каппа «Основные направления  философии техники» была сформулирована система вопросов, ставших предметом  обсуждения нового научного направления.

Техника рассматривается  им как «точка интеграции» социокультурных  процессов. При этом человек трактуется в качестве движущей и определяющей силы. Динамика технического развития рассматривается в рамках теории «органической проекции», в основе которой лежит представление  о подобии технических систем человеческим органам, и, прежде всего  руке. «Первотехника» возникает, в рамках этих воззрений, в процессе бессознательного проектирования «человеческих органов», а затем происходит инверсия, т.е. созданные орудия труда становятся объектом изучения. В результате выявляются механистические закономерности, на основе которых осуществляется процесс непосредственного (сознательного) проектирования.

Российская  школа возникла и активно развивалась  в первой половине XX в. Основателем  этого направления социально-философского знания считается П.К. Энгельмейер. В основу его философских представлений о технике были положены определяющие доктрины конца XIX — начала XX в. А именно: позитивизм Э. Маха, прагматизм У. Джеймса, Дж. Дьюи, интуитивизм А. Бергсона. Вместе с тем в работах П.К. Энгельмейера «Технический итог XIX века», «Философия техники» и др. не только подводятся итоги мирового технического развития, но дается глубокий философский анализ феномена техники.

С.Н. Булгаков в работе «Философия хозяйства» сущность техники связывал с совершенствованием традиционных и созданием новых  производственно-хозяйственных структур. В этом смысле, по его мнению, техника — необходимое условие эффективного функционирования этих структур; при этом потребности социума обусловливают динамизм техники. Социализация техники, т. е. реализация целевых установок общества, происходит именно в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Предпринимается попытка преодолеть противоречие между хозяйственной деятельностью человека, основанной на познании «механизма природы» и самой природой («организмом»). Труд связывает объект, человека и природу; «мост» между «Я» (субъект) и «не-Я» (объект). И этот «мост» связан с техникой, которая выступает как «хозяйство в возможности».

Марксистская  школа развивалась преимущественно  в рамках советской идеологии. К. Маркс сформулировал положение о превращении науки в «непосредственную производительную силу». Это означает возможность и необходимость материализации закономерностей природы, выявленных наукой. Речь идет о социализации и практизации научного знания. Этим тенденциям в полной мере отвечает система технического знания.

Техника трактуется в рамках марксизма, как материальная форма целесообразной деятельности. Динамика техники обусловлена социальной практикой, социально-экономическими взаимоотношениями. Именно совокупность экономических отношений определяет социальные функции техники. Если технологические функции технических средств выражают их отношение к предмету труда и природе, то социальные функции — систему общественных отношений (экономических, политических, социокультурных и др.).

Отсюда выводится  противоречивость феномена техники  в социальной динамике. С одной стороны, техника обеспечивает эффективность деятельности во всех ее проявлениях; а с другой стороны, в условиях антагонистических общественно-экономических формаций человек попадает в зависимость от технических систем. В динамике технического развития человек отчуждается от своей сущности. Эти противоречия техники должны преодолеваться (если следовать марксистской доктрине) в рамках социалистического типа развития, где предполагалось сочетание технического и социокультурного прогресса.

Во второй половине XX в. мировые школы и  направления философии техники  во все большей мере укрепили свою взаимосвязь в рамках социально-экологического подхода к феномену техники. Обосновывалась точка зрения, в соответствии с которой именно современные формы техники, с одной стороны, обостряют конфликт системы «человек—социум—биосфера», а с другой — эффективное развитие техники и технологии способствует его (конфликта) смягчению, а в перспективе — и преодолению.

С 1960-х годов  философские исследования техники приобретают статус самостоятельной философской дисциплины. В 1970-е годы была сформулирована программа этого направления, предполагавшая всестороннее исследование техники как одного из важнейших факторов развития человеческого общества. Почему это происходит именно во второй половине XX в.? Почему только сейчас вопросы, связанные с феноменом техники, его специфической ролью в жизни общества, перспективами развития, становятся философскими, смысложизненными?

Обычно это  связывают с тем, что влияние  техники в современном мире становится всеобъемлющим. Определяющее воздействие  техники испытывают такие социальные сферы и институты, как экономика, экология, науки, политика и т.д. В XX в. это принципиальным образом изменяет социальный статус техники, превращая  ее в фактор, определяющий будущее  человечества. Сегодня «техника не должна быть истолкована в терминах орудий. Важно не то, как сделана  вещь, но то, что можно сделать  с нею...» (О. Шпенглер).

Научно-техническая  революция поставила человечество перед лицом глобальных проблем. Было бы трагедией для мировой  цивилизации продолжать дальнейшее спонтанное, непродуманное развитие техники. Поэтому столь важно  создать новую область знания, обращенную к исследованию феномена техники. Необходим критический  философский анализ сложившейся  ситуации, оценка результатов технической деятельности, возможных перспектив ее развития.

Что же такое  техника? Что она может дать человеку, и чего она лишает его? Это —  главные вопросы современной  философии техники. Их анализ осуществляется сегодня под влиянием двух философских  традиций: философии и методологии  науки (анализ технического знания) и  философской антропологии (нравственно-этическая  и культурологическая проблематика техники, гуманистические и ценностные аспекты техники). Вследствие этого  проблемное поле философии техники  необычайно широко: уточнение самого понятия техники, изучение ее исторического развития, рассмотрение специфики технического знания, его взаимосвязей с фундаментальными науками, искусством, политикой, экономикой, поиски новой концепции взаимодействия человека и природы, нового «технического поведения» в современном мире, вопросы этики в сложном индустриальном мире. Соответственно так называемая антропология техники изучает вопросы технического образования и воспитания, формирования системы ценностей, сочетания интеллектуальных и нравственных начал в человеке, роли человека в развитии техники, ее использовании, распространении технических знаний и рациональном осмыслении пределов технического роста.

Развитие  техники в современном мире все  более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной  стороны, без техники невозможно представить развитие человечества, а с другой — техника — мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические, последствия. Непродуманное развитие техники приводит к тому, что успехи технического прогресса оборачиваются сложными социальными проблемами. Заменяя рабочую силу человека на производстве, приводя тем самым к повышению производительности, техника обостряет проблемы занятости и безработицы; жилищный комфорт приводит в наши дни к нежелательной разобщенности людей; достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютных, обезличенных городов, загубленной природы и т.д.

Многие исследователи  в области философии техники  всерьез заинтересованы такими проблемами, как социальное последствия технического развития, этические проблемы и особенности  современной «технотронной эры», формирование системы ценностей  в индустриальном и постиндустриальном обществе, техническое образование  и воспитание.

Эти проблемы затрагивают интересы всего человечества. Причем опасность заключается не только в необратимых изменениях природной среды: прямое следствие  этих процессов — изменение самого человека, его сознания, восприятия мира, его ценностных ориентации и  т.д.

В первый период техника изобретается благодаря  случаю, в силу обстоятельств. Во второй период некоторые достижения техники  осознаются как таковые, сохраняются  и передаются от поколения к поколению  ремесленниками. Но и в этот период еще отсутствует сознательное изучение техники, того, что сегодня называют технологией. Техника является лишь мастерством и умением, но не наукой. И только в третий период, с развитием аналитического способа мышления, исторически связанного с возникновением науки нового времени, появляется техника техников и инженеров, научная техника, «технология» в буквальном ее понимании.

В прошлом  в большинстве случаев люди осознавали, что есть вещи, которые они не в состоянии делать, т.е. они сознавали  пределы своих умений. После того, как человек желал и выбирал  себе определенный проект, он должен был  в течение многих лет тратить  свою энергию на решение технических  проблем, нужных для реализации этого  проекта. В наши дни, имея в своем  распоряжении общий метод создания технических средств к реализации любого запроса, люди, кажется, утратили всякую способность желать ту или иную цель и стремиться к ней. В руках одних лишь техников, т.е. личностей, лишенных способности воображения, техника «есть лишь пустая форма — подобно всем формализованным логикам: такая техника неспособна определять содержание и смысл жизни».

Технику наших  дней отличает особый характер процесса «раскрывания». Раскрывая ранее  неведомое — извлекая, перерабатывая, накапливая, распределяя, преобразовывая, техника изменяет облик окружающей природы. Вместе с тем как способ раскрытия истины, способ понимания техника изменяет и само восприятие природы человеком, изменяет картину мира в целом.

Таким образом, технический прогресс оказывает  губительное воздействие не только на окружающую среду, но и на восприятие человеком мира. Более того, техника  сама становится средой обитания человека.

Не менее  остро вторжение техники в  жизнь человечества в XX в. воспринимали русские мыслители. Трагическое  видение будущего они связывали  с достижениями научно-технического прогресса, во многом определившими  стандартизацию общественной и личной жизни человека, ограничение его  свободы, превращение личности в  бездушный автомат, утрату духовности.

 

 

Заключение:

Роль философии  в анализе социальных, экономических, экологических и других глобальных проблем определяется тем, что философский  инструментарий способен выявить глубинные  предпосылки всех трудностей путем  исследования противоречий между сознанием  и материей, духом и телом.

Человек должен пересмотреть свои отношения с миром. Он больше не может существовать вне  мира в качестве его господина  и хозяина. Он должен вернуться в  мир, согласуя свои действия с законами природы, найти в нем свое место и новый мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.

2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

3. Золкин А.Л. Философия. М.,2005.

4. Новая философская энциклопедия: В 4 т. - М.: Мысль, 2000 - 2001.

5. Философия техники в ФРГ. М., 2000.

 


Информация о работе Философские школы и концепции, посвященные анализу отношений «человек-техника-биосфера»