Философские школы ХХ века: структурализм, герменевтика, религиозные течения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 16:04, реферат

Описание работы

Философия XX в. — это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Эти новые явления нашего времени, естественно, порождают и совершенно новые, оригинальные направления философской мысли. Среди всего этого многообразия есть очень влиятельные, мировые школы, есть узкие, частые направления, но все вместе они продолжают мировую историю философии, основывающуюся на традициях, обогащающуюся новациями и никогда не останавливающуюся в своем развитии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.16 Кб (Скачать файл)

 

Философские школы ХХ века: структурализм, герменевтика, религиозные  течения.

 

 

Философия XX в. — это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Эти новые явления нашего времени, естественно, порождают и совершенно новые, оригинальные направления философской мысли. Среди всего этого многообразия есть очень влиятельные, мировые школы, есть узкие, частые направления, но все вместе они продолжают мировую историю философии, основывающуюся на традициях, обогащающуюся новациями и никогда не останавливающуюся в своем развитии.

 

Вместе с тем, эти философские  школы и направления отражают ряд общих тенденций развития человечества, характерных для нашего времени:

 

• все более пристальное внимание к человеку как главному предмету философии;

 

• беспокойство за судьбы человечества, сомнение в правильности выбранного им пути развития, поиски и предложения  новых стратегических ориентиров;

 

• глобальные проблемы человечества;

 

• анализ человечества как единого  целого в параллелях с природой, Космосом, Богом, борьба интеграционных и националистически-региональных тенденций развития цивилизации;

 

• углубление формалистических исканий;

 

• вечный поиск смысла и основ  жизни, выдвижение культурно-духовных оснований как приоритетных для  дальнейшего развития человечества и многие другие проблемы.

 

 

Герменевтика. Само название этого философского направления означает понимание текста, искусство его интерпретации. Но философские герменевтики (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Гадамер и др.) значительно расширяют это понятие за счет расширительного толкования обеих частей его определения. Текст для них — это любая культурная, жизненная информация, а его понимание — это способ существования познающего эту информацию.

 

Понимание — вообще основная категория  герменевтики, метод философии. Оно  может осуществляться только через  диалог, опять же трактуемый расширительно, как общение с текстом. В диалоге  всегда участвуют сам текст, его  интерпретатор и Время. Интерпретатор  трактует текст через исторический контекст, в котором он находится; этот контекст герменевтики называют «предпониманием». Иными словами, он понимает текст по-своему, исходя как из личного, так и из «средового» опыта.

 

Понимание — средство достижения согласия и преемственности. Мы «понимаем» в тексте и традиции прошлого, и  бытие этого прошлого в настоящем, и опыт для преобразования настоящего в будущее, для развития. Диалог такого рода есть способ существования и  развития науки, прежде всего философии, которая опирается на рациональные методы познания и учитывает исторический контекст. Большое значение в герменевтике придается языку, через который  передается и понимается жизненный  опыт.

 

Структурализм. Это направление ставит задачей выявление устойчивых структур в составе целого и тем самым выделение общего в многообразном. На появлении этого философского направления сказалось широкое применение методов формализации и математического моделирования в конкретных науках. Поэтому, осуществляя поиск устойчивых и пересекающихся структур в самых разнообразных сферах культуры — языке, социальных установлениях, истории, искусстве, мифологии и т.д., структуралисты используют специальные структурные методы.

 

Выявление структур — закономерный и универсальный процесс в  любой сфере, но в структурализме — это основной метод философствования. Здесь заметно тяготение к  поискам универсального метода преобразований структур, которое легко перерастает  в поиск метафизических сущностей. Более того, универсальная структура, поставленная над любыми научными направлениями, сама становится такой сущностью. Структурализм  — одно из немногих философских  направлений современности, не ставящее в центр исследования человека, делающее его одним из предметов исследования, а также недооценивающее фактор истории, ибо универсальная структура  стоит над ней. Это в целом ведет к дегуманизации знания.

 

Тем не менее он принес значительную пользу науке, прежде всего раскрытием глубинных структур культуры, а также упорядочением исторических форм развития человеческого сознания, в частности мифологического.

 

Христианская  философия  XX века

 

Неотомизм. Это официальная философская доктрина католической церкви, разработанная еще Фомой Аквинским, но, естественно даже для религиозной ортодоксии, модернизированная за многовековую историю. XX в. внес в эту модернизацию существенный вклад.

 

Основные категории неотомизма, впрочем, не изменились: это Бог, чистое бытие, духовное первоначало. Однако эта  основа находит современное прикладное применение: религиозное постижение естественно-научных теорий, обоснование существования высшего существа с помощью космологических аргументов, пересмотр традиционной иерархии католических ценностей с позиций приоритета проблемы человека и др.

 

Неотомисты считают равноправными понятия культуры и цивилизации (в отличие от Данилевского и Шпенглера), понимая их как равной степени материальные и духовные явления.

 

Протестантизм. Это направление, так же как и неотомизм, имеет многовековую традицию. Современные протестантские направления не только противопоставляют ортодоксии католицизма различные экзотические формы религиозного мышления, но  пересматривают основополагающие религиозные истины Сверхъестественного, Бога, самой религии.

 

Суть этого противопоставления и пересмотра в отражении мироощущения современного человека, его ценностей  и практических установок. В рамках такой направленности вера субъективируется, отношения человека с Богом носят  глубоко индивидуализированный  характер.

 

Современный протестантизм — это  множество новых теологических  концепций, таких как:

 

• диалектическая теология К. Барта;

 

• демифологизация Нового завета Р. Бультмана;

 

• универсальная теология П. Тиллиха;

 

• эсхатологическая теология Р. Нибура;

 

• теология мертвого Бога Д. Бонхеффера;

 

• теология надежды Ю. Мольтмана;

 

• теология революции М. Шретера, Х.-Д. Вендланда и Р. Шолля;

 

• теология современного экуменизма и др.

 

 

 

Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

 

Научный диалектический взгляд на мир  складывался в течение длительного  развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов  древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три  ее исторические формы — стихийную  диалектику древних, идеалистическую  диалектику немецкой классической философии  и материалистическую диалектику современности.

 

СТИХИЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА ДРЕВНИХ в  наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в  рассуждениях Гераклита из Эфеса.

 

Согласно Гераклиту, все течет  и изменяется, все существует и  в то же время не существует, находится  в постоянном процессе возникновения  и исчезновения. Гераклит стремился  объяснить превращение вещей  в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас — живое  и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».

 

Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики» 

 

На идеалистической основе стихийная  диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных  мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл  диалектикой логический метод, с  помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

 

Элементы диалектического мышления можно найти в философских  учениях многих представителей античного  материализма и идеализма, последующих  за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.

 

В утверждении диалектического  взгляда на мир большую роль сыграла  ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая  диалектика достигла в философской  системе Гегеля.

 

Под диалектикой Гегель понимал  не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод  познания действительности, который  учитывает противоречивость мира, его  изменение, взаимосвязи явлений, вещей  и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

 

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась  на идеалистическом решении основного  вопроса философии и не могла  быть до конца последовательной. В  диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего  мира определяется саморазвитием «абсолютной  идеи», мистического «мирового разума»  в процессе рассуждения о самом  себе.

 

Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель —  МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА СОВРЕМЕННОСТИ. Исследуя и материалистически перерабатывая  идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма  и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

 

Для марксистской диалектики характерным  является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к  другим вещам. Наиболее ярко это проявляется  в УЧЕНИИ ОБ ОБЪЕКТИВНОЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ ДИАЛЕКТИКЕ.

 

ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА — это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном  целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

 

СУБЪЕКТИВНАЯ же ДИАЛЕКТИКА, или  ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — это движение и развитие мыслей, понятий, которые  отражают в сознании объективную  диалектику.

 

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная — первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с  ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

 

Исходными принципами диалектики являются: ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ и ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ.

 

Диалектика рассматривает мир  в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной —  результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.

 

Как же в материалистической диалектике понимается сам процесс развития? Оно рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты — революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.

 

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся  материальных образований, но и из взаимосвязанных  предметов, явлений, процессов. Современная  наука располагает многочисленными  данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений  и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь  атомов, дает молекулы, молекулы образую  макротела и так до галактик и  метагалактик.

 

Таким образом, всеобщая связь и  взаимообусловленность предметов  и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны  и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

 

Диалектика изучает не все, а  только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного  мира. Отражая эти связи в своем  сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории  познания. Знание же общих законов  составляет непременное условие  практической преобразующей деятельности, творчества.

 

К принципам диалектики относятся  еще и принцип детерминизма, т. е. всеобщей причинной обусловленности  явлений, принцип объективности  рассмотрения, конкретности истины и  др.

 

Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия — категории  и законы.

Метафизика — антипод диалектики

 

Антиподом диалектики является МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД. Термин «метафизика» (от лат. та мета та физика — буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т. д.), в отличие от «второй философии» — частно-научного знания.

Информация о работе Философские школы ХХ века: структурализм, герменевтика, религиозные течения