Философские идеи ведического периода и буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви». Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и своеобразных церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.
Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимно дополняют друг друга, некоторые - альтернативны, т. е. явно противопоставлены друг другу.

Содержание работы

Введение стр. 3-4
Становление китайской и индийской философий:
Становление китайской философии стр. 5-7
Становление индийской философии стр. 8-9

Философские идеи ведического периода и буддизма:
2.1 Философия веданта стр. 10-11
2.2 Философия буддизма стр. 12-14

Конфуцианство и даосизм: две школы, два учения стр.15-17
Заключение стр. 18-20
Список литературы стр. 21

Файлы: 1 файл

философия контрольная.docx

— 38.28 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение                                                                                                   стр. 3-4

  1. Становление китайской и индийской философий:
    1. Становление китайской философии                                              стр. 5-7
    2. Становление индийской философии                                            стр. 8-9

 

  1. Философские идеи ведического периода и буддизма:

2.1 Философия веданта                                                                      стр. 10-11

2.2 Философия буддизма                                                               стр. 12-14

 

  1. Конфуцианство и даосизм: две школы, два учения                 стр.15-17

Заключение                                                                                          стр. 18-20

Список литературы                                                                             стр. 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви». Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь  местных верований и своеобразных церемоний, объединенных в единое целое  универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди  образованных слоев населения, так  и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских  школы, зачастую называемые тремя религиями  Китая: конфуцианство, даосизм и  буддизм. В период «культурной революции» 1960-х годов традиционные религии  Китая испытывали настоящие гонения. Разрушались культовые сооружения, было запрещено отправление религиозных  обрядов, служители культа и верующие подвергались моральным и физическим оскорблениям. После смерти Мао Цзэдуна пришедшее к власти более умеренное руководство взяло курс на более терпимое отношение к религии. Было восстановлено конституционное право на свободу вероисповедания, а китайские религиозные лидеры получили возможность для возобновления прерванных контактов со своими коллегами за пределами Китая.

 

Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимно дополняют  друг друга, некоторые - альтернативны, т. е. явно противопоставлены друг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия во взглядах между ними, единство древнеиндийской  философии неоспоримо. Определяющая черта ее характера - переплетение и  взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно философских  идей. Религия занимала здесь особое место. Именно религиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним  индийцам их видение мира, их высшие жизненные ценности и ориентации. Так же, как и древнекитайская, древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой связью с научным, опытным знанием, приверженностью традициям, однажды изобретенным правилам и схемам.

Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное существо, в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя о зле и страдании  человеческого бытия, они приходили  к идее вечного нравственного  миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в законе Кармы. Карма - это суммарный, итоговый эффект поступков  и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях (круговороте рождений и смертей). В случае отрицательного сальдо - явного перевеса неправедных, греховных дел  карма действует как закон  возмездия: будущее рождение у человека будет худшим (в более низкой касте, в животном, растении). И наоборот, в случае положительного сальдо - перевеса добрых, праведных, благочестивых поступков и дел карма действует как закон морального воздаяния: человеку уготовано лучшее будущее (рождение в более высокой касте).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Становление китайской и индийской философий.

 

1.1 Становление китайской философии.

 

Все школы  и направления китайской философии  вырастают из общей основы, которую  можно назвать культурой Дао. В социально-историческом и теоретическом срезах становление китайской философии охватывает два периода: родовой и переходный от рода к государству с соответствующими типами родового и переходного мировоззрений. Культура Дао сложилась в первый период.

Дао понимается как сущность жизни. Геометрически  Дао изображают в виде сферы с  вписанным в нее кубом. Жизненные  функции Дао поддерживаются вселенскими  ритмами инь и ян. Ян воспринимается извне и генерируется внутри Дао сферой, инь – кубом. Организм Дао наполнен пустотой, в которой растворены идеальное, духовное и телесное качества. Пустота пронизана системой энергетических полей. Пять иньских полей располагаются по горизонтали, они взаимодействуют по кругу и в такой же последовательности поочередно заходят в центр. Пять янских полей располагаются вертикально и взаимодействуют по траектории в виде восьмерки и тоже в определенной последовательности входят в центр. Все энергетические поля являются парными аналогами друг друга. В центре – противоположные поля инь и ян сливаются в единство и образуют новый ритм цзы. Вместе с инь и ян он составляет генетическую триаду культуры Дао: инь-цзы-ян. В полном цикле сопряжения поля сплетают 25-частную спираль Дао.

С началом  разрушения рода и зарождением государства  культура Дао деформировалась. Элементы инь и ян сходят со своих спиральных орбит, в центробежной направленности разрывают объем Дао, а в центростремительной сталкиваются в противоборстве. В результате Дао ввергается в хаос.

Движимый  трагическими обстоятельствами хаоса  человек сознательно берет на себя заботу о восстановлении гармонии культуры Дао. Это делают отдельные  способные к тому личности. Они  ставят себя на место центрального элемента цзы в системе архетипа у чан - у син, восстанавливают генетическую триаду инь-цзы-ян и реставрируют Дао. Их теоретическое творчество и проповедуемый ими образ жизни в каждом реставрируемом ими типе культуры Дао принимает статус философии. Такие люди получают имя цзы и потому все древнекитайские философы называются цзы: Лао-цзы, Кун-цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, Моцзы, Сюнь-цзы и другие.

 

Философы  направляются в центр дао как ставленники природных и социальных верхов и низов: от широкой Земли и народа (минь), от высокого Неба и правителя (цзюнь). Соответственно они реставрируют Дао на горизонтальной и вертикальной составляющих архетипа у чан/ у син. В китайской философии рождаются два основных направления – даосизм и конфуцианство, между которыми помещается призванное интегрировать их учение «Книги перемен».

Каждое  из направлений вырабатывает свой термин и понятие философии. В конфуцианстве  философия называются хаосюэ, что является аналогом греческого слова «философия». Дословно хаосюэ, как и в греческом языке, означает любовь к мудрости: хао – любить, сюэ – мудрость, учение.

В даосизме философия называется цзюэсюэ – отрицание мудрости: цзюэ – отрицать, сюэ – мудрость. Однако это только отрицание иллюзорной человеческой самости и утверждение подлинной всеобщей самости человека, входящей в даосизме в понятие цзыжань – естественность. В качестве любви даоская цзюэ сопоставима с другим греческим словом, означающим любовь. Даоская философия цзюэсюэ, противоположная конфуцианской хаосюэ, в греческой транскрипции может быть названа агапософия.

Учение «Книги перемен» вырабатывает свой термин и  понятие философии, которые не изрекаются в слове, но выражаются символически в триграммах и гексаграммах.

Таким образом, китайская философия вводит в  мировую философскую культуру не один, а сразу три термина и  соответственно три идеи философии.

Реставрация культуры Дао конфуцианством, даосизмом  начинается с духовной сущности. Этим определяются исходные характеристики древнекитайской философии:

1) В своих  истоках и эволюции китайская  философия есть философия дао (в аналогах инь и ян – это философия Дао и Дэ).

2) Китайская  философия начинается с решения  духовно-нравственной проблематики.

3) Китайская  философия сознает и именует  себя в специальных терминах, понятиях и идеях, стоит вровень  с мировой философией и открывает  путь историко-философской компаративистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Становление индийской философии

 

Философия зародилась в Индии в середине I тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии. Древнеиндийская философия не верит, что жизнь начинается с рождения и заканчивается смертью. В древнеиндийской философии выделяются 3 основных этапа:

 

  1. Ведический период
  2. Классический период
  3. Индуистский период

 

В становлении  древнеиндийской философии большую  роль сыграли Веды. Слово Веда, с санскрита переводится как «знание». В сущности, Веды – это религиозно-философские трактаты.

 

Традиционно все индийские школы делятся  на ортодоксальные и неортодоксальные. Различие между ними заключалось в том, что ортодоксальные школы признавали авторитет вед, а неортодоксальные его не признают.

 

Онтология индийской философии опирается на закон Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязи. Бытие и небытие ассоциируется с выдохом и вдохом Брахмы. Который в свою очередь живёт 100 космических лет. После его смерти царит небытие 100 космических лет. После чего он вновь рождается.

 

Главной особенностью древнеиндийской гносеологии[2] является изучение процессов происходящих в сознании при соприкосновении  с миром предметов и явлений.

 

Индийская философия, в отличие от западной философии, уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного[3]. Поскольку они верили в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно историю философии. Эстетика[4] и  учение об обществе и государстве  являются у них отдельно стоящими науками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Философские идеи ведического периода и буддизма.

 

2.1 Философия веданта

 

Веда переводится как "знание". Веда означает "истинное знание", "полное знание", "совершенное знание".

Философской системой, непосредственно опирающейся  на Веды, является веданта («завершение  вед»), которая служила теоретическим  обоснованием брахманизма. Для этой философии спекулятивная часть  ведического комплекса (Упанишады) есть то же самое, что для христианской философии Новый завет. Из Упанишад заимствуется прежде всего учение о Брахмане-Атмане как абсолютной субстанции, основе всего сущего. Важнейшими древними источниками по философии веданты являются трактат Бадараяны (II в. н.э.), а также комментарии Шанкары (VIII-IX вв. н.э.).

 

Согласно  веданте абсолютной духовной сущностью  мира является Брахман - причина всего  сущего. Тождественной с Брахманом  считается душа (джива), которая вечна, безначальна и неучтожима. «Вечность этой души постигается из священных текстов, поскольку нерожденность и постоянство природы (свойственны) неизменному брахману, (могущему) выступать как брахман и как индивидуальная душа». Душа - это сознание, рассматриваемое как вечно существующая, самоочевидная реальность. По своей внутренней природе она чужда какой бы то ни было деятельности. На уровне эмпирического мира существует множество душ. До тех пор, пока душа находится в системе тело-разум-чувство, она остается лишь подобием, образом Брахмана, поэтому она множественна, не единослитна с Брахманом.

 

Мир явлений, который мы воспринимаем чувствами, есть кажимость, вызванная воздействием иллюзий (майя) с их тремя ингерентами качества (гуна). Причина кажимости кроется в незнании (авидья). Выход из круговорота рождений заключается в знании, ведении (видья), на основе которого познается, что мир - сплошной обман, а подлинной реальностью обладает Брахман-Атман (душа). Путь к постижению этого знания состоит в соблюдении нравственного кодекса и прежде всего медитации. Под последней понимается концентрированное размышление о скрытых проблемах Упанишад. При этом ученик должен покорно следовать за учителем, посвященным в мудрость веданты. Он должен упражняться в постоянном размышлении над ее истиной до тех пор, пока не достигнет непосредственного и притом постоянного созерцания истины. Согласно веданте, связанная со своим телом душа несвободна, она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Философия буддизма

 

Философия буддизма развилась из учения Сиддхархи Гаутамы (ок. 583-483 гг. до н.э.), названного впоследствии Буддой. Это религиозно-философское учение имело созерцательный характер. Философская позиция буддизма представляет собой естественный результат интроспекции, то есть того простого наблюдения, когда поток сознания является цепью беспрепятственно и мгновенно изменяющихся моментов. В связи с этим представителям всех философских школ буддизма свойственна ярко выраженная психологическая интерпретация бытия, в которой заложены тенденции к субъективному идеализму.

Информация о работе Философские идеи ведического периода и буддизма