Философские идеи Ленина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 04:37, реферат

Описание работы

Можно выделить три основных периода в истории ленинской мысли: первый – 1893-1908 гг., второй – 1909-1917 гг., третий – 1917-1923 гг. Характерная черта всех трех этапов – разработка всех составных частей марксизма, их изменение в соответствии с новыми историческими веяниями. На каждом новом этапе происходило изменение ранее выдвинутых теорий в соответствии с новыми проблемами.

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 23.79 Кб (Скачать файл)

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (10/22.04.1870 – 21.01.1924) – вождь революционного марксизма, основатель Советского государства, организатор коммунистического движения XX века.

После Маркса и Энгельса главным духовным учителем Ленина был  Чернышевский и его концепция  «разумного эгоизма». На раннем этапе  развития философской личности Ленина значительное влияние на него оказывал Плеханов, на трудах которого воспиталось  целое поколение русских марксистов.

Можно выделить три  основных периода в истории ленинской  мысли: первый – 1893-1908 гг., второй – 1909-1917 гг., третий – 1917-1923 гг. Характерная черта всех трех этапов – разработка всех составных частей марксизма, их изменение в соответствии с новыми историческими веяниями. На каждом новом этапе происходило изменение ранее выдвинутых теорий в соответствии с новыми проблемами.

Значение Ленина как философа может быть понято лишь в контексте тех грандиозных  исторических свершений, которые наложили отпечаток на весь XX век – опыта истории утверждения и краха коммунистических режимов в России и других странах. Значительность и влиятельность духа и идеологии ленинизма (революционного марксизма эпохи империализма и пролетарских революций) определялись практической силой, широтой и основательностью коммунистического движения, прочностью социалистического движения в СССР, не в последнюю очередь – жизненной силой и притягательностью коммунистических идей. Ленин не занимался серьезно философией до 1908 года (когда была написана его важнейшая работа –«Материализм и эмпириокритицизм»). Ее вообще считают знаковой исследователи развития марксизма того периода в России, говоря, что именно с ее изданием началась та идеологическая и тактическая перестройка марксизма, которая и привела к революционной ленинской интерпретации. Две остальные работы глобального характера – «Философские тетради» и  «О значении воинствующего материализма» не имели такого влияния, хотя и им придавалось определенное значение в формировании марксизма-ленинизма.

В первую очередь  Ленин известен как философ, значительно  развивший марксизм с точки зрения его практического применения политической реальности. Говоря о развитии марксизма, Ленин выделяет ряд объективных (общие условия возникновения, развитие и упрочение идеологии, накопленные объем и количество знаний, уровень развития науки) и субъективных (научная работа марксистов, внесение учения его идеологами в рабочее движение) сторон.

Ленин говорил, что  марксизм имеет определенное ядро, систему основных принципов, которая  всякий раз выступает в конкретных исторических условиях в качестве базы, объективно-теоретической предпосылки  для творческого решения практических задач. При этом осуществляется двусторонняя связь между теорией и тем  новым социально-историческим материалом, который дает жизнь. По отношению  к уже установленным основоположениям марксизма это взаимодействие может означать их дальнейшее обогащение и развитие, видоизменение в частностях либо конкретизацию, уточнение пределов истинности определенных марксистских идей, временных или социальных границ их применения. Тем самым в любом случае имеется некоторый позитивный научный итог. Если на базе известного в марксизме устанавливаются новые теоретические положения, то они делают прежние более точными и конкретными, повышая, так сказать, "концентрацию истинности" концептуального ядра доктрины, "удельный вес" абсолютно объективной истины марксизма не только за счет расширения пределов ее применения, но и за счет их сужения, конкретизации. В данном случае под теорией понимается прежде всего марксистская философия, а под практикой – марксизм как общественно-политическое течение. Т.е. ленинская трактовка марксизма учит: будучи наукой, марксизм, хотя и неравномерно, развивается по восходящей линии, подтверждая свою истинность в ходе теоретической практики и демонстрируя необратимость своего теоретического роста.

Формулировка общей  закономерности взаимодействия теории марксизма и истории дополняется  указанием на то, что "при богатстве  и разносторонности идейного содержания марксизма нет ничего удивительного  в том, что в России, как и  в других странах, различные исторические периоды выдвигают вперед то одну, то другую сторону марксизма". Выдвижение различных аспектов теории объективно постольку, поскольку этого требуют ее соответствующие предметные области, либо особенно бурно развивающиеся и потому требующие более глубокого теоретического осмысления, либо, напротив, испытывающие кризис, неразвивающиеся и потому вызывающие потребность теоретическом анализе с целью приведения в действие определенных социальных сил. Субъективно же это выдвижение потому, что все развитие проходит через головы субъектов – марксистов.

Оставаясь на словах (и во многом в действительности) верным Марксу, Ленин по существу оторвался  от него и открыл в истории марксизма  новую страницу. Однако все новое, что он ввел, можно свести к следующим  принципам:

  1. Значительное упрощение марксизма, полное сращивание его с материализмом;
  2. В области диалектики – упор на антитезис в ущерб синтезу. Антитезис (политический символ революции), противоречие, есть главное в диалектике, синтез же носит временный, переходящий характер;
  3. В области философии истории – учение о примате политики над экономикой, по крайней мере – в революционные эпохи (согласно классическому марксизму – политика есть лишь активизированное выражение экономики);
  4. Огромная роль партии, которая фактически из средства зашиты интересов превратилась в самоцель, в самостоятельно существующую силу.

Философия в творчестве Ленина (как у всякого революционного марксиста) занимает особое место. Она  представляет собой часть единого  марксистского мировоззрения, фундаментальные  принципы которого не подлежат никакому сомнению. Творческое развитие марксизма  возможно лишь в сфере применения его на практике, конкретизации теории в свете новых исторических реалий и т.д., однако марксизм не только теория, но и связанная с ним практика – дело с конкретными историческими целями революционной борьбы и деятельности. Теория в марксизме не автономна и не самоценна, но всегда ориентирована на конкретные цели и обязана представлять интересы пролетариата, наделенного исторической миссией могильщика капитализма и строителя нового бесклассового общества.

Для Ленина теория вообще – прежде всего процесс и результат исследования определенных, вполне конкретных областей действительности.

Философия, предоставленная  самой себе, конституирующая себя в качестве свободного поиска истины, представляла в глазах Ленина небольшую  ценность. Академическая, профессорская  философия – предмет откровенной  насмешки. Вполне понятно, что сама возможность какого-либо академического философского творчества в жесткой  и иерархически выстроенной системе  марксизма, всецело подчиненной  достижению определенных целей, проблематична  в высшей степени. Для Ленина все  вопросы, возникающие не по собственной  воле, а по логике революционного дела, были «текущими». Тем не менее Ленин, будучи материалистом, не только не тяготеет к релятивизмуи скептицизму2, но ненавидит их (по словам Бердяева) как порождение буржуазного духа. Ленин- абсолютист, он верит в абсолютную истину; хотя материализму очень трудно построить систему знания, опирающуюся на абсолютную истину, Ленина это не слишком беспокоит.

Что касается философского понятия материи, то оно зачастую у Ленина совпадает с понятием бытия вообще. Например "материя  есть объективная реальность, данная нам в ощущениях". Материя вообще признается неопределимой через род и вид, именно потому, что она есть всеобъемлющая реальность. Т.о. материальное признается единственным и объективным основанием человеческого духа, практики, объективного изменения в природе и обществе, базисом всякого изменения, способом, каким сознание, идеальное или субъективное, может быть не только выявлено, но и внешне организовано, объективировано и социализировано, обращено на достижение новых социальных отношений, на расцвет индивидуальности, а в конечном счете и на "самовозрастание" духа. Ленин-теоретик всецело полагается на суверенность объективного мира, на мощь народных масс – творцов истории, на способность материи мира коренным образом меняться под воздействием целенаправленной, одухотворенной (в смысле правильно идеологически поставленной) и научно организованной человеческой практики.

Ленин одним из первых заявил о своем видении проблемы революционности и революции  в России. Если ортодоксальные марксисты, в духе последовательного марксизма, должны были бороться за капитализм с  его эксплуатацией рабочих в  России – за тем, конечно, чтобы потом, в неопределенном будущем, стать  на сторону рабочих и повернуть  фронт против капитализма. Ленин, напротив, сразу выступил за пролетарскую революцию  в России, в надежде, что она  будет поддержана мировым пролетариатом (главным образом – немецким). Отличает Ленина и вера в то, что  Россия может миновать буржуазно-демократическую  стадию развития, или предельно сократить  ее, стремление к совершению именно к пролетарской революции. Фактически прав оказался именно Ленин (а не Плеханов и другие классические марксисты), но именно потому, что учение его не было ортодоксальным марксизмом, а  своеобразным неомарксизмом, или даже русским марксизмом.

Общечеловеческой  морали для Ленина не существовало. Морально, утверждал он, все, что  способствует осуществлению социализма; аморально все, что этому препятствует. Идеи добра и зла, справедливости и несправедливости были только идеалистическими выдумками, которые существовали для прикрывания благочестивыми сентенциями факт "эксплуатации трудящихся".

Ленин признавал  человека деятельным существом, т.е. действующим, активным, преобразующим себя и окружающий мир. Однако поиск человеческого  счастья и борьба за него должны основываться на строжайшем и трезвом  анализе действительности, т.е. на научном  учете и знании того, что есть человек, каковы реальные закономерности и условия его существования.

Развивая материалистическое понимание истории, Ленин уделял большое значение исследованию таких  феноменов XX века, как Мировая война, мировой революционный процесс, антиколониальное движение, мировое коммунистическое и рабочее движение.

Обобщая, можно сказать, что Ленин построил классический марксизм в "боевой порядок", внес определенные дополнения там, где это  было необходимо для полкрепления революционной  теории.

Ленинский этап в  истории марксистской философии  органично включил в себя не только закономерное завершение радикального замысла Марксовой революции и философии, но и богатое содержание отечественной, прежде всего – леворадикальной традиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Кувакин В.А. Мировоззрение В.И. Ленина. Формирование и основные черты. – М.: Издательство МГУ, 1990. – 207 с.
  2. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. – М.: Канон, 1996. – 496 с. – (История философии в памятниках).

1. Релятивизм – философское учение, утверждающее относительность и недостоверность знания в связи с тем, что мир постоянно меняется. Таким образом невозможно познать то, что находится в постоянном развитии (постоянное развитие абсолютизируется), а иметь мы можем лишь отражение какого-то момента, истинность которого уже утеряна, как и он сам.

2.Скептицизм – древнегреческое учение, утверждавшее о неистинности знания, полученного нашими органами чувств и, как следствие, непознаваемость мира такими «чувственными» способами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная  сельскохозяйственная академия» им. В.Р. Филлиппова.

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему:

«Философские идеи Ленина»

 

 

 

Выполнила: студентка гр.5304,Кобунова И.С.

Проверила: Барлукова О.Д.

 

 

 

 

 

2013 г.


Информация о работе Философские идеи Ленина